Рынок алкогольной продукции станет прозрачным
ПОНЯТИЕ ЕГАИС, ЦЕЛИ ЕЁ ВВЕДЕНИЯ И ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Аббревиатура ЕГАИС расшифровывается как единая государственная автоматизированная информационная система учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. ЕГАИС представляет собой государственную базу данных, содержащую информацию обо всей алкогольной продукции производимой в Российской Федерации и ввозимой с территории иностранных государств. Согласно п. 6 Правил в ЕГАИС содержится обширный перечень информации о каждой бутылке алкогольной продукции: её производителе, стране происхождения, дате розлива, объёме потребительской тары и т. д.
Основной целью введения ЕГАИС является осуществление государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Посредствам ЕГАИС планируется сократить и существенно затруднить оборот контрафактной алкогольной продукции.
Введение ЕГАИС тесно взаимосвязано с внедрением с 1 января 2006 года новых федеральных специальных (для производимой на территории Российской Федерации алкогольной продукции) и акцизных (для импортируемой алкогольной продукции) марок. На производителей и импортёров была возложена обязанность по маркировке алкогольной продукции. Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными и акцизными марками предусматривают нанесение на марки сведений об алкогольной продукции (в виде штрих-кода), данные сведения также фиксируются в ЕГАИС. Считывание зашифрованных в штрих-коде сведений является одной из основ отражения оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.
Введение ЕГАИС осуществлялось путём внесения в 2005 году в Закон № 171-ФЗ изменений, связанных с внедрением системы учёта производства и оборота алкогольной продукции для производителей и импортёров. Указанные лица должны были отчитываться о совершённых отгрузках посредством электронных накладных. С 31 декабря 2009 года полномочия по ведению ЕГАИС были переданы Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка – Росалкогольрегулированию (далее – РАР). Таким образом, была введена так называемая классическая ЕГАИС, которая являлась лишь первым этапом внедрения системы.
Концепция дальнейшего введения ЕГАИС предусматривает в течение 2015–2018 годов постановку на контроль всех операций (за рядом исключений, прямо предусмотренных Законом № 171-ФЗ), связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В конечном итоге функционирование ЕГАИС должно свестись к тому, что путь любой бутылки алкогольной продукции можно будет отследить от момента её изготовления (импорта) до покупки конечным потребителем, при этом в системе будет отражена вся её «судьба»: производитель (импортёр) – дистрибьютор (оптовый поставщик) – розничная продажа. Для этих целей в Закон № 171-ФЗ были внесены изменения.
В первую очередь изменения, внесённые Законом № 182-ФЗ, коснулись крупных производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (далее – некрепкая алкогольная продукция), то есть организаций, чья производственная мощность составляет более 300 тысяч декалитров в год. С 1 ноября 2015 года данные производители, так же как и импортеры, и производители крепкой алкогольной продукции (обязанность возложена ранее) должны осуществлять фиксацию в ЕГАИС сведений в части отражения производства и оборота.
НОВЫЕ СУБЪЕКТЫ ЕГАИС С 01.01.2016 Г.
Основные изменения законодательства в части предоставления сведений в ЕГАИС, предусмотренные Законом № 182-ФЗ, вступают в силу в два этапа: с 1 января 2016 года и с 1 июля 2016 года.
Так, с 1 января 2016 года фиксировать в ЕГАИС сведения об обороте должны:
- производители некрепкой алкогольной продукции, не относящиеся к крупным;
- организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции, то есть те оптовые организации, которые ранее осуществляли деятельность без использования системы (например, поставщики некрепкого алкоголя).
Фиксироваться сведения в ЕГАИС в части подтверждения факта закупки с 1 января 2016 года должны организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, причём как в городах, так и в сельских поселениях. Данное требование распространяется на организации, оказывающие услуги общепита, а также ИП, осуществляющих закупку некрепкой алкогольной продукции в целях розничной реализации.
Однако из данных правил сделан ряд исключений. Во-первых, это случаи, прямо предусмотренные п. 2.1 ст. 8 Закона № 171-ФЗ (например, производство и хранение вина и шампанского сельхозпроизводителями из собственного винограда; закупка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях, не связанных с производством и оборотом указанной продукции, и т. д.). Во-вторых, для организаций и ИП, осуществляющих деятельность в Республике Крым и Севастополе, сроки несколько увеличены.
Для подключения к ЕГАИС организации, осуществляющей розничную продажу алкоголя, потребуется:
- Приобрести аппаратный криптоключ (JaCarta SE PKI/ГОСТ), выполненный в виде USB-устройства, и записать на него сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи.
- Оборудовать рабочую станцию обмена данными (персональный компьютер) с выходом в Интернет и бухгалтерской программой, имеющей возможность формировать файл установленного формата для отправки в ЕГАИС.
- Установить универсальный транспортный модуль (УТМ), приложение, обеспечивающее обмен информацией между сервером РАР и программой организации. УТМ предоставляется бесплатно на сайте ЕГАИС, для её скачивания необходима регистрация личного кабинета на сайте.
- Настройка бухгалтерской программы либо установка дополнительного ПО, обеспечивающего взаимодействие с ЕГАИС через УТМ.
Установка рабочей станции, оснащённой УТМ, для организаций обязательна в каждом обособленном подразделении, осуществляющем приёмку продукции. ИП достаточно одной станции.
Взаимодействие между поставщиком и организацией розничной продажи строится следующим образом. Поставщик, получив заказ, формирует в ЕГАИС товарно-транспортную накладную (далее – ТТН) и направляет её заказчику (при этом сведения также передаются на сервер РАР). После чего ТТН, но уже в бумажном виде передаётся вместе с товаром. Заказчик сверяет товар с ТТН (бумажной и электронной), а затем, проверив наличие продукции и маркировки на ней, направляет посредством ЕГАИС ответ: принять товар, отказать в приёмке или оформить акт расхождений. Следует обратить внимание, что бумажная накладная должна соответствовать информации, находящейся в ЕГАИС, выявленные расхождения могут быть квалифицированы контролирующими органами как административное правонарушение и стать причиной аннулирования лицензии.
Следует обратить внимание: несмотря на то что до 20 апреля 2016 года действует переходный период, при подключении к ЕГАИС организаций розничного звена (в части фиксации данных об алкоголе, закупка которого была произведена до 31 марта)14 отсутствие доступа к ЕГАИС может стать причиной возникновения конфликтных ситуаций с поставщиками.
ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ В ЕГАИС ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЯ В РОЗНИЦУ
Кроме вышеуказанных обязанностей, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях с 1 июля 2016 года, а в сельских – с 1 июля 2017 года, должны будут также фиксировать в ЕГАИС факт реализации продукции потребителям. Данные требования не распространяются на ИП, организации общепита, а также организации, расположенные в поселениях с численностью населения менее 3 000 человек, в которых отсутствует доступ в Интернет (перечень поселений утверждается законом субъекта РФ). Сроки введения данной обязанности для организаций Крыма и Севастополя увеличены на полгода.
Предполагается, что для фиксации в ЕГАИС факта розничной продажи алкогольной продукции продавцу также понадобиться кассовый терминал с программным обеспечением, позволяющим загружать сведения из бухгалтерской программы организации, а также 2D-сканер, считывающий штрих-код, нанесённый на федеральные специальные и акцизные марки. Именно посредством считывания штрих-кода будет происходить фиксация факта розничной продажи конкретной бутылки алкогольной продукции и отправка данных сведений в ЕГАИС.
Вместе с обычным чеком продавец также будет выдавать отдельный чек на алкогольную продукцию (слип), в котором будет указан QR-код, считав который с помощью мобильного устройства потребитель сможет получить полную информацию о продукции. Таким образом, продавцу потребуется приобрести фискальный регистратор, позволяющий генерировать и печатать QR-коды.
Данный порядок в настоящее время является предположительным, разработан лишь проект приказа РАР, утверждающий технические условия оснащения организаций программно-аппаратными средствами ЕГАИС. Однако уже в представленных в настоящее время разъяснениях РАР ссылается именно на положения указанного проекта.
По мере вступления в силу новых требований о фиксации сведний в ЕГАИС, а также окончания переходных периодов невыполнения данных обязанностей могут возникнуть негативные последствия:
- привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 КоАП РФ;
- аннулирование лицензии на производство и оборот алкогольной продукции в судебном порядке;
- изъятие продукции;
- отказ оптовика поставлять продукцию неподключенному продавцу.
Таким образом, ЕГАИС является государственным механизмом, позволяющим регулировать алкогольный рынок в стране, а планомерное расширение функций данной системы направлено на улучшение качества алкогольной продукции и защиту потребителя от контрафакта.
Автор: Захаров Александр, эксперт-юрист