Смена генерального директора ООО
В России всё чаще отходят от структуры построения бизнеса, при которой общество с ограниченной ответственностью состоит из одного участника, который одновременно является руководителем. Владельцы бизнеса всё чаще привлекают сторонних специалистов для руководства их компаниями, в связи с чем необходимо урегулировать различные аспекты взаимодействия с такими руководителями. Одним из вопросов, который может встать перед владельцами компаний, это смена единоличного исполнительного органа. В этой статье партнер юридической компании Amond & Smith Ltd Александр Базыкин остановился на вопросах государственной регистрации таких изменений, не анализируя всех вопросов прекращения полномочий единоличного исполнительного органа.
Порядок смены единоличного исполнительного органа (генерального директора, директора и т. п.) (далее – ЕИО) в обществах с ограниченной ответственностью регулируется рядом нормативно-правовых актов, основными из которых являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В таком объёме документов лицо, которое сталкивается с процедурой смены руководителя впервые, может легко запутаться, но мы постараемся максимально просто разобраться с каждым из этапов смены руководителя.
Процедура смены ЕИО состоит из следующих этапов:
1. Принятие решения о смене единоличного исполнительного органа. Такое решение может быть принято как участником (участниками общества), так и советом директоров общества (при его наличии) (ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Мы рассмотрим наиболее типичный вариант, когда смена единоличного исполнительного органа оформляется решением участников, поскольку практика создания совета директоров хоть и встречается, но достаточно редко. Решение о смене руководителя общества оформляется в виде решения единственного участника общества (для обществ с ограниченной ответственностью, состоящего из одного лица) либо в виде протокола (для обществ, состоящих из двух и более участников). В протоколе в качестве повестки дня включают следующие вопросы: а) выбор председателя и секретаря собрания; б) прекращение полномочий действующего ЕИО общества; в) образование нового ЕИО и избрание конкретного лица в качестве генерального директора (директора или иное наименование должности в соответствии с уставом); г) способ подтверждения принятого решения (пп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Для правильности подтверждения принятых решений надо определить, какой способ подтверждения решений общего собрания участником предусмотрен уставом. К сожалению, такие детали очень часто остаются за бортом, даже специалисты время от времени упускают такие детали, что, в конечном счёте, приводит к курьёзам у нотариусов. Если вопрос о подтверждении решений не будет предусмотрен повесткой дня, в уставе не будет указан способ подтверждения решений общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (очень важно знать, что в принципе указано в уставе; до удивления редко мы встречали ситуации, когда люди действительно читали устав), то необходимо будет заверять такие решения в нотариальном порядке (для решений совета директоров такого требования не установлено). При решении вопроса о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа очень важно отразить причины прекращения полномочий единоличного исполнительного органа, в частности, указать, что прекращение осуществляется на основании заявления руководителя.
Пример формулировки:
«Прекратить полномочия ___Ф.И.О.____ с даты принятия настоящего решения на основании заявления о расторжении трудового договора по собственному желанию от «___» _______ г.»
Дело в том, что в случае прекращения полномочий руководителя общества с ограниченной ответственностью по решению органов управления юридического лица (в данном случае общего собрания участников) увольняемому руководителю необходимо выплатить компенсацию, размер которой не может быть ниже трёхмесячного среднемесячного заработка. К сожалению, в большинстве случаев о данном аспекте забывают или попросту не знают, и впоследствии могут возникнуть трудности, так как руководитель может потребовать выплаты компенсации и в суде потребуется доказывать, что увольнение было произведено по собственному желанию, а не по инициативе органов управления общества.
Дополнительно в повестку дня рекомендуется включить вопрос об утверждении трудового договора с руководителем. Обращаем внимание, что договор между обществом и лицом, осуществляющим функции ЕИО общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции ЕИО общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества (абз. 2, ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Отметим, что на трудовом договоре может стоять подпись одного и того же лица два раза, но это не означает, что договор «подписан лицом самим с собой», просто лицо действует в двух качествах, это одно из проявлений того, что право — это фикция. Зачастую люди удивляются таким моментам, как результат, начинают придумывать схемы подписаний по доверенности, в конечном счёте, документ становится очень забавным.
2. На втором этапе необходимо осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Этот этап является одним из ключевых, поскольку связан с риском отказа в государственной регистрации. Для того чтобы правильно заполнить заявление, о котором пойдёт речь, необходимо прочитать инструкцию на сто с лишним страниц и разобраться во всех нюансах. Прочтение такой инструкции превращается в увлекательный квест, который неюристам очень тяжело пройти, так как надо изучить общие положения, а затем специальные правила для конкретного вида заявлений, но, когда нужное правило будет найдено, скорее всего, оно будет содержать отсылку к другому пункту. Государственную регистрацию внесения записи в Едином государственном реестре юридических лиц о смене ЕИО в обществе с ограниченной ответственностью осуществляет Федеральная налоговая служба и её территориальные органы, уполномоченные на осуществление данного действия (например, в г. Москве государственную регистрацию осуществляет Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве).
Для того чтобы осуществить государственную регистрацию смены руководителя общества с ограниченной ответственностью, необходимо подготовить заявление по форме Р14001 (заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических).
Порядок оформления заявления регламентируются Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Поскольку форма данного заявления является универсальной для любого изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, необходимо оформить только те страницы, которые относятся непосредственно к смене директора:
Первая страница :необходимо заполнить раздел 1 и раздел 2.
Лист К (на нового директора): заполняются разделы 1, 3.
Лист К (на старого директора): заполняются только разделы 1, 2. Типичная ошибка, когда данный лист не прилагают, в результате чего компания получает отказ в государственной регистрации.
Лист Р: заполнятся заявителем. Заявителем является вновь избранный руководитель. Очень часто ведутся споры относительно того, может ли быть заявителем старый руководитель. Ранее регистрирующий орган позволял нам подавать документы, как от старого руководителя, так и от нового. В настоящее время руководителем может выступать только новый руководитель. Если заявление будет подано в регистрирующий орган через поверенного (доверенность должна быть заверена нотариально) и получение документов также будет осуществляться через поверенного, необходимо поставить отметку о выдаче документов заявителю или лицу, действующему на основании доверенности.
Читайте также: Ликвидируем фирму и открываем новую: каковы риски такой схемы ухода от налога?
В связи с изменениями о порядке государственной регистрации, вступившими в силу 29 апреля 2018 года в заявлении необходимо указать контактный номер телефона и адрес электронной почты, на которую регистрирующий орган может выслать результаты проведения государственной регистрации.
На момент написания статьи ИФНС № 46 по г. Москве работает в прежнем режиме. Следует отметить, что, к сожалению, в дальнейшем на номер телефона, который был указан для регистрирующего органа, начинают поступать звонки с различного рода предложениями, к таким звонкам необходимо быть готовым. Поэтому на практике указывают номер телефона, который не является для руководителя основным, но в то же время действующий, чтобы не пропустить звонка от государственного регистрирующего органа.
Государственная пошлина для смены ЕИО не оплачивается.
3. Заявление по форме Р14001 должно быть нотариально удостоверено. Для заверения у нотариуса потребуется предоставить следующие документы (при этом список документов лучше предварительно согласовать с нотариусом): паспорт нового единоличного исполнительного органа, свидетельство о государственной регистрации ООО (лист записи для новых компаний), свидетельство ИНН, решение о создании общества, решение об избрании нового руководителя, устав в последней редакции, свидетельства (листы записи) об изменениях. Список документов является примерным, так как, несмотря на наличие регламентов, нотариусы часто просят дополнительные документы.
4. Подача документов для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, потребуется предоставить только заявление по форме 14001. Если документы подаются доверенным лицом, то необходимо отдать нотариально заверенную копию нотариальной доверенности. В настоящее время рекомендуем подавать также запрос о выдаче документов на бумажном носителе, так как теперь все документы о государственной регистрации направляются по электронной почте. В настоящее время форма такого запроса не регламентирована, мы рекомендуем следующую формулировку такого запроса: «Просим Вас предоставить документы о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц».
5. После подачи документов в регистрирующий орган заявителю будет выдана расписка о подаче документов, в которой будет указана точная дата регистрации. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация внесения изменения осуществляется в течение пяти рабочих дней.
При избрании ЕИО очень важно, чтобы кандидат на должность руководителя не находился в реестре дисквалифицированных лиц. На сайте налоговой инспекции размещены такие реестры. Однако бывают случаи, когда в реестре нет лица, которое не может быть директором. Всё чаще при регистрации налоговая отказывает по основанию, предусмотренному пп. «ф» ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Не могут быть руководителями общества лица:
а) владеющие на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадёжной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из Единого государственного реестра юридических лиц;
б) имевшие на момент исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадёжной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц;
в) являющиёся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в Едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, в отношении адреса или ЕИО либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, если не истекли три года с даты внесения сведений о недостоверности;
г) являющиеся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющие не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в Едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, в отношении адреса юридического лица или ЕИО, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Документы о государственной регистрации смены единоличного исполнительного органа можно подавать не только непосредственно в регистрирующий орган, но и через многофункциональный центр (МФЦ). Также подачу документов можно провести через нотариуса (данная нотариальная услуга оплачивается отдельно).