Страсти по киоскам. Чиновники решили опять поменять правила нестационарной торговли
В Петербурге предпринимателям запретят самостоятельно выбирать места для установки нестационарных торговых объектов. С соответствующей идеей выступили городские чиновники. Но сами представители бизнес-сообщества видят в этом попытку закрутить гайки.
Сложная схема
Требования к владельцам ларьков меняются постоянно. Исполнительный директор Союза малых предприятий Петербурга Владимир Меньшов сообщил "РГ", что за последние семь лет правила менялись более 40 раз.
Первой "ласточкой" стал запрет на субаренду торговых объектов. Правда коснулся он только тех предпринимателей, кто только собирается заключать договоры с городом. Те же, кто взял землю в аренду раньше, могут продолжать сдавать киоски в субаренду до истечения срока контракта с городом.
Также по новым правилам предприниматель, который закрывает бизнес, обязан снести киоск за свой счет. Такая мера призвана сэкономить средства города, ведь демонтаж нестационарных торговых объектов обходится в десятки тысяч рублей.
Кроме того, по словам Алексея Третьякова, председателя Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Санкт-Петербурга, полномочия районных администраций сильно возросли: с начала 2016 года они смогут сами сносить нелегальные ларьки.
Примечательно, говорит эксперт, что все нововведения последних лет были направлены на то, чтобы уменьшить зависимость предпринимателей от райадминистраций. Так, еще несколько лет назад именно чиновники на местах составляли схему расположения нестационарных торговых объектов и сами выдавали разрешения на заключения договоров. Впоследствии от этой схемы отказались и перешли к открытым аукционам. А теперь город фактически возвращается к старым правилам.
Сейчас сносом нелегальных торговых объектов занимается Центр повышения эффективности использования государственного имущества. С начала года ведомство сровняло с землей свыше тысячи незаконных ларьков.
В центре разъясняют: районные администрации получат право сносить те объекты, которые изначально сооружались без всяких законных оснований. А центр сосредоточится на предпринимателях, у которых когда-то договор с городом был, но потом его срок истек, однако бизнесмены свою деятельность не свернули.
Разрабатываются принципы, по которым будут взаимодействовать районы, комитет имущественных отношений и Центр повышения эффективности.
Важный момент: попасть в число нарушителей станет проще - с киоскерами смогут разрывать договоры даже из-за того, что ларек имеет несоответствующий вид.
С 2014 года в городе действует регламент, где прописан рекомендуемый дизайн киосков и "сопутствующих объектов благоустройства" - зонтиков, урн, цветочных вазонов. Власти города всегда подчеркивали, что документ все-таки добровольный.
Однако в недрах комитета по градостроительству и архитектуре появилась инициатива - ужесточить требования к тем владельцам ларьков, кто не соблюдает внешний регламент. Санкции самые серьезные - вплоть до расторжения договоров.
По словам Дмитрия Жидкова, заместителя председателя комитета по молодежному предпринимательству петербургского отделения "Деловой России", эта инициатива позитивная. "Устаревшие объекты необходимо приводить в соответствие с современными стандартами", - утверждает эксперт.
Владимир Меньшов полагает, что под санкции могут попасть только киоски с самым затрапезным внешним видом. А по мнению Алексея Третьякова, инициатива КГА может породить некий субъективизм в оценках.
Дело в том, что регламент очень подробный, прописано все, вплоть до тона краски и дополнительных элементов декора. Соответственно, если даже предприниматель допустит одно маленькое нарушение (например, не совпадет тон краски или вместо лепных львов на вазонах будут лилии), гипотетически он может попасть в число нарушителей и с ним могут расторгнуть договор. А могут и простить. Пока предпринимателям не разъяснили, где проходит грань между злостным и мелким нарушением регламента.
Место под солнцем
Эксперты утверждают: если на фоне всех нововведений предприниматели лишатся еще и права вносить изменения в схему расположения нестационарных торговых объектов, то это создаст почву для коррупции.
- По сути, разрабатывать схему размещения ларьков будут чиновники. Но периодически ее все равно необходимо обновлять, например, с учетом тех же новых кварталов. Так вот, если предприниматель все же захочет проявить инициативу и поставить ларек в определенной точке, он должен обратиться к чиновнику и попросить его включить объект в схему. И далее только от воли чиновника зависит, вносить ли объект в список, - полагает Алексей Третьяков.
Второй момент: сразу после появления объекта в схеме предприниматели смогут подавать заявки на участие в торгах. А здесь можно выиграть, если только указать в заявке большую сумму и если подать документы на конкурс раньше, чем более богатые конкуренты.
В Петербурге были ситуации, когда предприниматели обращались в районные администрации с просьбой включить в схему тот или иной объект. Словно по иронии судьбы им часто отказывали под предлогом того, что данный адрес уже давно зарезервирован для другого предпринимателя.
Передача чиновникам права выбирать участки вызвала однозначную негативную реакцию у бизнес-сообщества.
- Кажется, правильный закон, но подводные камни тоже имеются. Для получения места под застройку необходимо подать заявку с указанием точного адреса. Но никто не гарантирует, что предприниматель получит именно то, с его точки зрения, экономически эффективное место. Чем руководствуются чиновники при своем выборе, до сих пор не ясно, - отмечает Дмитрий Жидков.
Согласен с Жидковым и Владимир Меньшов. По мнению эксперта, чиновники не смогут самостоятельно определять точки, где вести торговлю экономически эффективно.
- Безусловно, есть участки, где наблюдается настоящее засилье ларьков, но правильнее было бы принять норму, которая определяла бы минимальное расстояние киосков друг от друга и от объектов дорожной инфраструктуры, - считает эксперт.
Принцип всеобщего молчания
И хотя требования к владельцам киосков в целом ужесточаются, есть группы бизнесменов, положение которых принципиально не меняется - это те предприниматели, кто раньше работал без нареканий.
После того как у них заканчивается договор с администрацией города, они имеют право перезаключить его без торгов. А значит, им не придется сносить свой киоск, подавать заявку на аукцион, торговаться с другими бизнесменами и переживать, достанется ли им участок.
Но чтобы получить такую преференцию, помимо аккуратного внесения арендной платы, важно, чтобы киоскеров не ловили за незаконную торговлю, чтобы не было претензий по дизайну объекта, чтобы не фиксировалось иных проколов и административных правонарушений. Не исключено, что с новыми правилами предприниматели попадут в сильную зависимость от воли районных администраций, поскольку по многим направлениям нарушения выявляют именно они.
Во всей этой истории главный вопрос: смогут ли эти меры навести порядок в торговле и избавиться от незаконных ларьков, для борьбы с которыми все эти реформы и задумывались? В Петербурге установлено по меньшей мере две тысячи нелегальных ларьков.
Соответственно, бюджет недополучает денег, а сами компании никто не проверяет: чем они торгуют, соблюдают ли санитарные нормы. Их директора не посещают административные комиссии, они много лет остаются нелегалами. Хотя такие объекты можно было сносить и раньше.
С другой стороны, в статус "нелегалов" становится очень просто попасть тем предпринимателям, которые работают в правовом русле, но не имеют достаточно денег, чтобы купить новый киоск или в связи с экономическими трудностями задерживают выплату арендной платы.
После вступления в силу всех поправок, предложенных Смольным, на ниве киосковой торговли выживут только те компании, кто имеет возможность вовремя подстраиваться под все нововведения изменчивых петербургских регламентов.
Цифра
8766 участков для НТО есть в Санкт-Петербурге.