Топливные карты: новые стандарты безопасности и контроля затрат
Всеобщий тренд в системах безопасности по безналичным расчетам, в первую очередь, банковских - переход с магнитных полосок на выпуск карт с чипом по международному стандарту EMV.
Позиция крупнейших топливных сетей в России касательно безналичных расчетов за топливо – полный переход на эту технологию в ближайший год-два.
Для крупнейшего оператора топливных карт в России, компании «Передовые Платежные Решения» (ППР), безопасность платежей клиентов всегда была и остаётся важнейшим из приоритетов, особенно в век развития цифровых технологий. Именно поэтому, ППР выпустила новую линейку топливных карт Ultra для корпоративного транспорта, соответствующих международным стандартам безопасности EMV, PA DSS и PCI DSS*. Теперь топливная карта также хорошо защищена от подделок и несанкционированных транзакций, как и банковская.
Помимо высокой степени защиты информации, новые топливные карты ППР Ultra имеют самую широкую сеть приема в России – более 13 000 АЗС. Карту принимают все ведущие сети АЗС: «Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть», «Шелл» и другие.
Все платежи по топливным картам под контролем
На новых картах, помимо индивидуальных кошельков с лимитами в литрах, можно установить общий кошелек в рублях. Не секрет, что почти в каждой транспортной компании некоторые водители (даже понимая, что их контролируют) проявляют чудеса изобретательности в попытках «обмануть систему».
С этой точки зрения, установка суммарного лимита – это дополнительный инструмент против самого распространённого вида мошенничества водителей - перерасхода или слива топлива.
Например, на карте установлен суточный лимит 50 л., но при этом, водителю нет необходимости заправляться каждый день. Достаточно заправлять автотранспорт 5-6 раз в месяц. Если бы компания установила месячный лимит – был бы риск обслужиться сразу на весь объем лимита. Устанавливая дополнительно месячный лимит в рублях, клиент не даёт возможность обслужиться водителю более 50 л. в сутки, а в рамках всего месяца более чем на 12 тысяч рублей (6 заправок по 50 литров максимальной стоимостью 40р/л.). Такое программирование лимитов наиболее востребовано клиентами, выдающими карты в рейс дальнобойщикам, но будет полезным для всех компаний с собственным автопарком.
Интеграция топливных карт и систем спутникового мониторинга транспорта – дополнительный контроль расходов
Компании с автопарком получают уникальный сервис «Телематика» – интеграцию данных об операциях по топливным картам с данными системам спутникового мониторинга транспорта. Если топливные карты клиента привязаны к транспортным средствам, на которых установлена система мониторинга транспорта, то в личном кабинете будет отображаться сводный отчет, а также сравнительная аналитика данных о заправках по топливным картам и данных по количеству фактически залитого/израсходованного топлива на основе показателей датчиков, установленных на автомобиле. Клиенты получают точный планово-фактический анализ, благодаря автоматизации сверки данных по топливным картам и данных с оборудования операторов телематических услуг:
• Сравнение затрат по всем топливным картам относительно количества топлива, залитого в топливные баки автомобилей.
• Анализ нецелевого потребления топлива в разрезе карт.
• Вывод в отчет топ-10 карт с максимальным нецелевым использованием топлива относительно всех карт компании.
Теперь руководитель видит всё ситуацию целиком, как на ладони, сопоставляя расходы по топливным картам и данные систем спутникового мониторинга.
Система «Телематика» работает, связывая финансовые данные и фактическое положение вещей, но каковы дальнейшие действия, если что-то пошло не так? Первый и важнейший шаг – быстрое оповещение. Для клиентов, использующих сервис «Телематика», предусмотрены предупреждения: об операциях по карте в момент отсутствия транспортного средства на АЗС (например, сотрудник передал карту другому лицу или заправил не служебный автомобиль) и в случае, если в топливный бак транспортного средства залито меньше топлива, чем снято с карты (например, сотрудник мог «слить» часть топлива в канистру или не в служебный автомобиль).
Также клиентам доступны предупреждения о таких подозрительных операциях по картам, как: превышение пороговой суммы транзакции, обслуживание в нерабочее время, несколько транзакций за ограниченный период времени, обслуживание в чужом регионе, заправка дорогим топливом. Для корректной работы сервиса руководителю необходимо выставить допустимые настройки предупреждений в личном кабинете.
Например, если водитель ездит в рамках одного региона, достаточно выбрать данный регион – в случае, если заправка по топливной карте произойдет в другом регионе, флит-менеджер будет оповещен об этом по СМС или увидит предупреждение в личном кабинете.
Подводя итог: сервисы позволяют экономить в среднем до 7% на топливных затратах. Используя и анализируя данные, руководитель автопарка с легкостью может выявить так называемые «зоны утечки средств».
Эффективность, доказанная на практике
Причём, это не абстрактные расчёты, эффективность мониторинга доказана на практике: в 2015 году, при запуске сервиса «Телематика», был запущен совместный пилотный проект с одним из партнеров – компанией CityPoint, предоставляющей данные с телематического оборудования. Были проанализированы транзакции одной из крупнейших международных компаний в сфере нефтегазового сервиса, которая является общим клиентом. По результатам пилотного проекта было выявлено: объем сомнительных операций по топливным картам составил 36 136 л. на сумму 1 264 760 руб. (36 136 л. х 35 руб.). Процент нецелевого использования топлива составил 21,3%. Основную долю нецелевого использования составила заправка не корпоративного транспорта (передача карты другому лицу, заправка личного автомобиля и другие нарушения).
Выгодно заправляться и не тратить время на поиск АЗС
Также компании с автопарком могут экономить за счет широкого выбора поставщиков – цены на топливо в одном регионе могут различаться до 3% в зависимости от АЗС. Благодаря самой широкой сети приема топливных карт в России – более 13 000 автозаправочных комплексов, можно составить маршрут в соответствии с текущими ценами на топливо на АЗС. Например, в АЗС-локаторе можно составить маршрут с учетом точек обслуживания с минимальными ценами на топливо.
ППР фокусируется не только на контроле и оптимизации топливных расходов, но и возможности предоставить клиентам удобные сопутствующие услуги для оптимизации расходов всего автопарка. Так, недавно компания запустила услугу мониторинга штрафов ГИБДД в личном кабинете – клиенты могут отслеживать штрафы по всему автопарку, даже по тем машинам, которые не привязаны к топливным картам. Нет необходимости ждать постановление ГИБДД по Почте России или отслеживать штрафы по каждой машине в отдельности на разных ресурсах. Данные о штрафах загружаются в личный кабинет непосредственно из первоисточника – ГИС ГМП в течение одного дня с момента постановления. А это повышает возможность оплатить штрафы вовремя с 50% скидкой. В скором времени будет реализована возможность оплаты штрафов с единого счета по топливным картам и с помощью автоплатежа.
Для оптимизации документооборота и снижения «бумажной волокиты» ППР внедрила сервис «Электронный документооборот», с помощью которого клиенты смогут обмениваться юридически значимыми отчетными документами с компанией в электронном виде и сдавать их в контролирующие органы через Интернет. Сейчас компания работает над расширением перечня партнеров-операторов электронной отчетности.
Новые подходы и внедрение инноваций – это не прихоть или следование моде, только таким путём можно обеспечить конкурентоспособность своего бизнеса в наше непростое время.