Удачная комбинация: государство окончательно монополизирует лотерейный рынок
На недавнем совещании у первого вице-премьера России Игоря Шувалова, где обсуждались поправки в закон «О лотереях», чиновники разошлись во мнениях, как толковать термин «ажитация», вспоминает один из участников встречи. Шувалов предложил не гадать и набрал по прямой связи министра здравоохранения Веронику Скворцову. Та объяснила, что под ажитацией медики понимают сильнейшее эмоциональное возбуждение, сопровождаемое чувством страха и тревоги. Ажитация частенько присуща игроманам — они не могут контролировать свое состояние и поступки, не могут остановиться. Чтобы уберечь покупателей билетов государственных лотерей, в законопроекте решили прописать, что тиражные лотереи должны проводиться организаторами не чаще одного раза в 5 минут — за это время человек успевает «остыть».
30 ноября законопроект с поправками в ФЗ «О лотереях» был внесен в Госдуму. Примут его максимально быстро, до конца года, рассказал Forbes заместитель министра финансов России Алексей Моисеев. Поправки предусматривают создание единого оператора для проведения государственных лотерей (сейчас их два, — Forbes.), единой системы учета изготовления и реализации бумажных и электронных лотерейных билетов. Распространителей лотерей обяжут открывать специальные лотерейные павильоны. Им также запретят использование видеолотерейных терминалов везде, кроме игорных зон.
«Эти поправки должны сделать деятельность оператора лотерей более прозрачной, победить незаконный игорный бизнес и повысить целевые отчисления», — полагает Моисеев.
Это не первая попытка навести порядок на лотерейном рынке. В июне 2014 года был принят закон «О лотереях», запретивший все частные лотереи. Мотив — криминализация и непрозрачность отрасли, в которой было около 3000 лотерей и 300 операторов, многие из которых под прикрытием лотерей занимались незаконным игорным бизнесом. «Во всем цивилизованном мире лотереи государственные, а не частные. У нас же в большинстве случаев выигрыш просто не доходил до потребителя», — уверяет Forbes федеральный чиновник, участник совещания у Шувалова. К тому же, по данным авторов ФЗ «О лотереях» на конец 2013 года, бюджет получал в 10 раз меньше, чем мог бы: 1 млрд рублей вместо 10 млрд рублей в год.
В итоге на рынке остались только 7 тиражных и 10 бестиражных государственных лотерей, организаторами которых выступили Минфин и Минспорт. На конкурсе ведомства выбирали операторов лотерей — ими стали компании«Спортлото» и «Государственные спортивные лотереи», а распространителем обеих — ТД «Столото». Так получилось, что все три компании, выручка которых в 2014 году составила около 13 млрд рублей, аффилированы с бизнесменом Арменом Саркисяном. «Управляет лотереями тот, кто контролирует финансовые потоки, — замечает Александр Зибров, гендиректор компании «Интерлот», оператора лотереи «Золотой ключ», которая 1 июня 2015 года провела свой последний тираж. — Мы фактически видим монополию не государства, а одной структуры. С точки зрения экономики процесса это неправильно, нужна конкуренция».
До покупки в 2009 году оператора «Гослото» Саркисян в бизнесе, связанном с азартом, замечен не был. В середине 2000-х он являлся совладельцем и гендиректором семейной компании «Водолей А», торгующей алкоголем. Правда, его жена — Екатерина Орджоникидзе — дочь бывшего вице-мера Москвы Иосифа Орджоникидзе, курировавшего в том числе игорный и гостиничный бизнес. Как уверяют два источника Forbes на этом рынке и один федеральный чиновник, Саркисян в лотерейном проекте был скорее управляющим и антикризисным менеджером, а инвестор и основной акционер — автодилер Александр Варшавский, владелец компании «Авилон», много лет торгующей автомобилями Ford, Mercedes, BMW и Rolls-Royce. Источник в операторской компании «Спортлото» заверил Forbes, что сейчас Варшавский от лотерейного бизнеса отошел. По словам двух источников Forbes, интересы в лотерейном бизнесе есть у Сулеймана Керимова 31 и по-прежнему у Олега Бойко 61, до запрета на игорный бизнес владевшего самым крупным игорным холдингом Ritzio. Представители Бойко заверили Forbes, что бизнесмен больше не имеет отношения к бизнесу на азарте в России. А Керимова участники рынка считают и акционером букмекерской компании «Лига ставок».
Как Саркисяну удалось фактически монополизировать отрасль?
Два источника на рынке рассказывают, что зачистку лотерейного рынка от частных компаний в интересах компаний Саркисова активно лоббировал министр спорта Виталий Мутко. «Административный ресурс у них был, — подтверждает профильный чиновник из правительства. — Минспорт защищал ее [идею ограничить частные лотереи] и везде ходил — для них это единственный серьезный внебюджетный источник доходов». Мутко не стал по телефону отвечать на вопросы про лотереи, заметив, что это коммерческая информация. На запрос Forbes пресс-служба Минспорта не ответила.
Зачистка рынка от конкурентов пока не принесла желанных результатов. Структуры Саркисяна, по данным СПАРК, показали по итогам 2014 года убытки: АО «Государственные спортивные лотереи» — 10,8 млн рублей, «Спортлото» — 358 млн рублей, ТД «Столото» — 475 млн рублей. «Лотереи — это совсем не бизнес, — утверждает сотрудник аппарата правительства. — Задача лотерейщиков за вознаграждение собрать деньги и передать их в бюджет, оставив свою часть». Но и в бюджет пока не хлынул денежный поток: целевые отчисления от государственных лотерей в 2013 году составили 942 млн рублей, в 2014 году сумма снизилась до 493 млн рублей. Большая часть этих денег приходится на лотереи Минспорта, целевые отчисления лотерей Минфина — всего 37 млн рублей в 2013 году и 34 млн рублей в 2014 году (за 9 месяцев 2015 года — 37 млн рублей).
Алексей Моисеев из Минфина полагает, что новые поправки в ФЗ «О лотереях» сделают лотерейный рынок более прозрачным и предсказуемым, а целевые отчисления — более значительными. И хотя количество лотерей останется прежним, существенно меняется структура управления: организатором государственных лотерей будет не два ведомства, а одно — скорее всего, им станет Минспорта, а Минфину будет отведена роль регулятора (организатор будет определен отдельным постановлением правительства). Вместо двух операторов останется один. «Должен быть один контрагент, оператор — понятная и прозрачная для государства акционерная структура», — замечает Моисеев. По его словам, сейчас идут переговоры, кто именно будет выполнять роль оператора.
Законопроект описывает разницу между лотерейным и игорным оборудованием, устанавливает перечень оборудования, с помощью которого разрешено проведение и распространение лотерей. Например, вводится запрет на использование видеолотерейных терминалов за пределами игорных зон — в глазах государства эти терминалы являются фактически игровыми автоматами. Кроме того, будут созданы лотерейные магазины — павильоны, в которых будут установлены разрешенные законом лотерейные апппараты. В тиражных лотерях установлен период проведения тиража — не чаще одного раза в 5 минут (мировой опыт — от 3 до 15 минут). Скорректирован порядок изменения целевых отчислений: до 2014 года целевые отчисления лотерейщиков в бюджет составляли 10% от всей выручки, потом схема изменилась — выручка бралась за минусом призовых (не менее 50%), — теперь вернется процент от выручки, который будет разным для тиражных и бестиражных лотерей.
Перспективы бизнеса пока туманны, считают сами лотерейщики. В лотерею играют 3% населения, молодежь интересуют игры, где можно быстро выиграть и быстро проиграть. «Подпольные автоматы забирают основного игрока, государство лотереи не особо продвигает, -— говорит собеседник в правительстве. — Компании-распространители, учитывая такое отношение, не особо вкладываются и не особо получают». Лотерейщики рассчитывают на более активную поддержку со стороны государства.
«Может быть, стоит повторить опыт СССР, когда билеты выдавали в счет зарплаты», — то ли в шутку, то ли всерьез замечает один из менеджеров Саркисяна.
В Минфине уверяют, что такого точно не произойдет — это нарушение сразу нескольких статей законов.