27 самых распространенных бухгалтерских ошибок
Аудиторы компании «Аудит МСК», проанализировав итоги аудита столичных компаний, выявили ряд ошибок, которые чаще всего допускают бухгалтеры. Итак, исправляем ошибки…
1. При формировании Учетной политики для целей бухгалтерского учета предприятием не учтены изменения и дополнения, внесенные в ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
Приказом Минфина России от 12.12.2005г. № 147н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», в соответствии с которыми, абз. 7 п. 18 ПБУ 6/01 был исключен («объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в Учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и подобные издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию»).
2. В нарушение п. 5 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» предприятием не утверждены:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
- правила документооборота;
- порядок контроля за хозяйственными операциями
3. В Учетной политике предприятия не раскрыта информация о порядке проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, сроков проведения инвентаризации.
Напоминаем, что элементами Учетной политики предприятия являются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.
Нормативная база проведения инвентаризации и оформления ее результатов представлена в документах всех уровней нормативной системы регулирования бухгалтерского учета в РФ:
- в Федеральном законе РФ от 21.1196г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н (п.26-28);
- в Постановлении Госкомстата России от 18.08.1998г. №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;
- в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ устанавливается, что порядок проведения инвентаризации утверждается одновременно с утверждением Учетной политики предприятия.
4. Предприятиям не оформляются Акты о приеме-передаче объектов основных средств в эксплуатацию (форма № ОС-1) и инвентарные карточки.
В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 30.06.2003) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Форма Акта о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1) утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 и применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи, выбытия объектов основных средств, поступивших (выбывших), в частности, по договорам купли-продажи в организации или между организациями для включения (исключения) данных объектов в состав основных средств и учета их ввода (вывода) в эксплуатацию (см. Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7).
В случае приобретения объекта у организации-продавца через сеть оптовой или розничной торговли для использования его покупателем в качестве основного средства форму № ОС-1 заполняет только организация-получатель (покупатель), при этом реквизиты организации-сдатчика (продавца), то есть левый блок с грифом "УТВЕРЖДАЮ" (в т.ч. "Подпись руководителя", "М.П." и "Дата") не заполняются, поскольку продаваемый объект не числится у продавца в составе основных средств, а является товаром (здесь нет бухгалтерской операции приема-передачи, есть договор купли-продажи).
В проверяемом периоде предприятием не оформляются инвентарные карточки (форма № ОС-6).
Согласно пп. 12, 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств (унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств»), утвержденная Постановлением № 7. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.
Заполнение инвентарной карточки производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств.
5. Предприятием первоначальная стоимость основных средств не корректировалась на сумму НДС, приходящуюся на операции, не облагаемые НДС. В результате этого амортизационные начисления по данным объектам начислялись не верно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций.
6. Предприятием не оформляются оправдательные первичные документы - требование накладная (форма N М-11), либо Акт на списание материалов, подтверждающие списание материалов на общехозяйственные нужды.
Согласно п.1, ст.9, гл. 2 Закона «О бухгалтерском учете» и п.11 «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» операции по поступлению, перемещению и выбытию материально-производственных запасов должны оформляться первичными документами.
7. Предприятием не оформляются первичные документы по учету товаров,применение которых обязательно для предприятий, осуществляющих торговую деятельность. В частности, должностными лицами, отвечающими за сохранность товарно-материальных ценностей, не составляются товарные отчеты по форме № ТОРГ-29, которые позволяют осуществлять контроль не только за движением товарно-материальных запасов и оформлением сопроводительных документов, но и за выручкой от реализации в разрезе материально-ответственных лиц.
Применение товарного отчета установлено Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденного письмом Роскомторга РФ от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5. Руководителям торговых организаций предоставлено право вводить на подчиненных им предприятиях периодичность представления товарной отчетности сроком от одного до десяти дней. Сведения из товарных отчетов в течение месяца группируются в накопительных ведомостях. По итогам месяца данные этих ведомостей должны совпадать с соответствующими регистрами бухгалтерского учета по счетам учета товарно-материальных ценностей.
8. У предприятия отсутствуют приказы о назначении материально-ответственных лиц, отвечающих за сохранность товарно-материальных ценностей, и договоров о материальной ответственности.
Необходимо оформить первичную документацию по учету товаров в соответствии с требованиями нормативных актов; назначить приказом руководителя организации материально-ответственных лиц, отвечающих за сохранность товарно-материальных ценностей, и заключить с ними договоры о материальной ответственности; проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей в установленном порядке.
9. У предприятия превышены нормы выдачи спецодежды, установленные законодательством Российской Федерации, что, как следствие, привело к неполной уплате налога на прибыль и НДС.
Например.
Грузчику согласно личной карточки выдан респиратор РПТ-67 в количестве 1 шт. Грузчику при выполнении работы по погрузке и выгрузке прочих грузов и материалов данное средство индивидуальной защиты законодательством не предусмотрено.
Рабочему склада согласно личной карточки выдана спецодежда: сапоги «Лесник» в количестве 1шт.; шапка муж.п/шерст.черн. в количестве 1 шт.; кепка-жокейка А24/2 в количестве 1шт., ботинки МБС ц/юфт. в количестве 1 пары. Рабочему склада при выполнении работы по погрузке и выгрузке прочих грузов и материалов данные средства индивидуальной защиты законодательством не предусмотрены.
Зам. директора склада согласно личной карточки выдана спецодежда: костюм «Мастер» т. син. в количестве 1 шт.; кепка-жокейка А24/2 в количестве 1шт., полуботинки «Степ» муж. на п.у. в количестве 1 шт.; сапоги «Лесник» в количестве 2шт.; шапка муж.п/шерст.син.в количестве 1 шт.; костюм «Вьюга» в количестве 1 шт.. Зам.директора склада при выполнении трудовых обязанностей, данные средства индивидуальной защиты законодательством не предусмотрены.
Согласно главе 25 НК РФ, приобретенная специальная одежда может быть отнесена к материальным расходам и может уменьшать налогооблагаемую прибыль при выполнении условий:
- выдача должна быть предусмотрена законодательством РФ;
- предприятие не должно превышать нормы выдачи специальной одежды, предусмотренные законодательством.
Для подтверждения выполнения необходимых условий организациям следует руководствоваться:
Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, утв. Постановлением Минтруда N 69 от 30.12.1997г. «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики».
Выдаваемые работникам спецодежда и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы и обеспечивать безопасность труда. Поэтому в отдельных случаях в соответствии с особенностями производства работодатель может по согласованию с государственным инспектором по охране труда или иным уполномоченным органом заменять один вид спецодежды на другой, обеспечивающий более полную защиту от опасных и вредных производственных факторов. Круг возможных замен строго ограничен п.5 и п.6 Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 декабря 1998 г. N 51. Согласно им могут быть заменены друг на друга:
- комбинезон хлопчатобумажный на хлопчатобумажный костюм или халат;
- костюм хлопчатобумажный на полукомбинезон с рубашкой (блузой) или сарафан с блузой;
- костюм суконный на костюм хлопчатобумажный с огнезащитной или кислотозащитной пропиткой;
- костюм брезентовый на костюм хлопчатобумажный с огнезащитной или водоотталкивающей пропиткой;
- ботинки (полусапоги) кожаные на сапоги резиновые;
- ботинки (полусапоги) кожаные на сапоги кирзовые;
- валенки на сапоги кирзовые;
- фартук прорезиненный на фартук из полимерных материалов;
- рукавицы на перчатки;
- перчатки резиновые на перчатки из полимерных материалов;
- вачеги на теплостойкие перчатки из синтетического материала;
- нарукавники пластикатовые на нарукавники из полимерных материалов.
Работодатель может установить на своем предприятии повышенные нормы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, носверхнормативная сумма затрат не учитывается при налогообложении прибыли.
10. Следует обратить внимание на момент принятия к бухгалтерскому учету спецодежды согласно полученным первичным документам. Отражение учета спецодежды на счетах бухгалтерского учета предприятия производится методологически неверно.
В соответствии с пунктом 21 Приказа Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н "Об утверждении методологических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды" допускается производить единовременное списание стоимости специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, в дебет соответствующих счетов учета затрат на производство в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам организации и пунктом 26 установлено, что стоимость специальной одежды погашается линейным способом исходя из сроков полезного использования специальной одежды свыше 12 месяцев.
Для целей налогообложения прибыли главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. (п.1 ст.256 НК РФ). Стоимость спецодежды составляет менее 10 000 руб., и, следовательно, данная спецодежда не является амортизируемым имуществом. Стоимость спецодежды, не являющейся амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию согласно пп.3 п.1 ст.254 НК РФ.
11. Предприятием ненадлежаще оформлены первичные документы (акты выполненных работ, оказанных услуг), которые являются основанием для подтверждения расходов, списываемых на затраты.
Согласно п.13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, с заполнением всех обязательных реквизитов, а также должны содержать личные подписи и их расшифровки.
12. Предприятием активы со сроком полезного использования свыше 12 мес. и стоимостью до 10 000 руб. принимались в бухгалтерском учете в качестве объектов основных средств. Данные активы в бухгалтерском учете неправомерно списывались на расходы на продажу по мере ввода их в эксплуатацию. По данным активам амортизация не начислялась.
Приказом Минфина России от 12.12.2005г. № 147н внесены изменения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств».», в соответствии с которыми, абз. 7 п. 18 ПБУ 6/01 был исключен («объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию»).
В связи с внесенными изменениями в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в п. 5 ПБУ 6/01 установлено, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Для документального оформления операций с имуществом, удовлетворяющим условиям, предусмотренным в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью не более 20 000 руб. за единицу в случае его учета в составе МПЗ, организации следует применять типовые формы по учету материалов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а.
Так как предприятие учитывает активы стоимостью до 10 000 руб. в составе основных средств, следовательно, данные основные средства в бухгалтерском учете подлежат амортизации в общеустановленном порядке (п.18 ПБУ 6/01 с внесением изменений в ПБУ 6/01 приказом Минфина России от 12.12.2005г.№ 147н утратил силу).
В налоговом учете данные активы списываются на затраты единовременно. Напоминаем, что в бухгалтерском учете предприятия должно быть отражено отложенное налоговое обязательство.
13. Предприятие производит списание ГСМ по не утвержденным нормам.
Данные нормы отличны от «Норм расхода топлива и смазочных материалов» утвержденных Минтрансом РФ от 29.04.03 г. Отнесение расходов в виде ГСМ на издержки обращения предприятия по нормам, утвержденным руководителем предприятия, должно быть экономически обосновано.
14. Предприятие несвоевременно включило расходы в себестоимость продукции (работ, услуг).
Например, транспортные услуги, оказываемые Фирмой, списываются на счет 44 «Расходы на продажу» в месяце, следующем за месяцем, в котором фактически были оказаны услуги.
Согласно п.5 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
Для целей бухгалтерского учета:
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Согласно п.4, 48, 49 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н, отчетным периодом признается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Предприятие должно составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) предприятия.
Таким образом, месяц является отчетным периодом, и, соответственно, расходы, относящиеся к конкретному месяцу, подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета того месяца, к которому относятся.
Для целей налогового учета:
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Необходимо отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы предприятия в том отчетном периоде, в котором они совершены.
15. Выявлены случаи несоответствия стоимости оказанных услуг, отраженных на счетах бухгалтерского учета, данным в первичных документах (актах выполненных работ).
Например, предприятием 28.02.06г. на счете 44.2 «Коммерческие расходы» отражена стоимость оказанных юридических услуг за февраль Фирмой в сумме 35 169,49 руб. Однако в Акте выполненных работ от 28.02.06г. стоимость оказанных юридических услуг составила 25 000 руб.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предприятие необоснованно занизило налогооблагаемую прибыль на сумму в размере 10 169,49 руб.
16. Значительные суммы направляются предприятием на оплату услуг сотовой связи, включая расходы на междугородние и международные переговоры.
Внутренним приказом руководителя установлен лимит на разговоры для сотрудников. Однако единица измерения данного лимита в приказе не указана.
Фактически приказ предприятием не исполняется. Расходы по сотовой связи бухгалтерской службой Общества ежемесячно полностью списываются на затраты без подтверждения производственного характера разговоров (например, роуминг - Турция, Франция, Беларусь).
Расходы на мобильную связь превышают установленные приказом лимиты за месяц. Соответственно данные расходы должны быть включены в совокупный доход работников для исчисления налогов, как полученная материальная выгода (ст.212 НК РФ).
Обращаем внимание, что для обоснованного отнесения на расходы услуг связи необходимо документальное подтверждение производственного характера разговоров.
Расходы на оплату услуг сотовой связи должны быть произведены для осуществления уставной деятельности, их размер должен быть экономически обоснован, а также они должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Для признания произведенных затрат на оплату услуг сотовой связи расходами для осуществления уставной деятельности необходимо иметь:
- утвержденный руководителем предприятия перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;
- договор с оператором на оказание услуг связи, заключенный с организацией-налогоплательщиком;
- детализированные счета оператора связи.
Форма такого счета должна содержать детализацию общей суммы платежа за предоставленные оператором сотовой связи услуги в разрезе отдельных субсчетов, открываемых по каждому числящемуся за налогоплательщиком абонентскому номеру, в том числе:
- номера телефонов всех абонентов;
- даты и время переговоров;
- тарификация услуги.
Перечень абонентов, с которыми велись переговоры по служебному мобильному телефону, должен быть подкреплен данными об этих абонентах в деловой переписке, договорной документации организации-налогоплательщика и т.п.
К косвенным доказательствам производственного характера расходов могут быть отнесены письменное распоряжение (служебное задание) сделать звонки, а также отчет сотрудника-исполнителя об их результатах в письменной форме. Причем оба документа составляются в произвольной форме, но с указанием всех реквизитов, предусмотренных для первичных документов пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Таким образом, для признания услуг сотовой связи по договору, заключенному организацией-налогоплательщиком с оператором мобильной связи, должен быть подтвержден производственный характер всех осуществленных с номера сотовой связи звонков.
17. Предприятием нарушен порядок оформления путевых листов легкового автомобиля:
- выявлены случаи не заполнения в путевых листах грузового автомобиля (форма № 4-П) графы «Марка горючего»;
- в путевых листах легкового автомобиля (форма № 3) оборотная сторона не заполнялась.
Согласно п.13 Положения по ведению бухгалтерского учета первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, с заполнением всех обязательных реквизитов.
При определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль информация, содержащаяся в путевом листе водителя, должна характеризовать задание, непосредственно связанное с производственной деятельностью предприятия.
Описания маршрута следования в путевом листе, связанного с выполнением перевозок или служебного задания, записывается по всем пунктам следования автомобиля (Письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129). Отсутствие информации о маршруте следования, по мнению специалистов финансового ведомства, не позволяет судить о том, была ли автомашина использована именно в служебных целях.
18. Предприятием не формируется Отчет «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации» форма КМ-7 утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 №132.
Данная форма применяется как сводный отчет о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке предприятия за текущий день и является приложением к справке-отчету кассира-операциониста за текущую дату.
19. Предприятием расчеты по единому социальному налогу и взносов в пенсионный фонд учитывались на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Согласно Плана счетов и Инструкции по его применению для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". К счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут быть открыты субсчета:
69-1 "Расчеты по социальному страхованию",
69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению",
69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".
20. Учетной политикой предприятия на 2006 год предусмотрено, что «Учет по налогу на прибыль ведется в регистрах налогового учета на основании первичных документов и регистров бухгалтерского учета (статья 313 НК РФ). Налоговая база для исчисления налогов определяется по итогам каждого отчетного (налогового) периода, на основе данных налогового учета (ст.313, 314 НК РФ)».
Предприятие в целях налогового учета использует данные бухгалтерского учета без применения налоговых регистров.
Согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Данные налогового учета, в основном, отражают порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Предприятие в течение 1-го полугодия 2006 года вносились ежемесячные исправления по Налогу на добавленную стоимость в части восстановления НДС на основании п.3 ст170 НК РФ.
Вносимые бухгалтерской службой предприятия исправления не отражены в книге продаж.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.06 г. № 283 утверждены изменения, которые вносятся в Правила ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и продаж.
Согласно п.7 данных Правил в случае восстановления сумм налога в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ счета-фактуры, на основании которых суммы налога были ранее приняты к вычету, подлежат регистрации в книге продаж на сумму налога, подлежащую восстановлению.
Восстановление сумм налога предусмотрено в случаях дальнейшего использования товаров (работ, услуг) и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п.2 ст.170 НК РФ, в частности, при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в виде системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы суммы налога подлежат восстановлению,а соответствующие счета-фактуры регистрации в книге продаж в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
Следует иметь в виду, что, в книги покупок и продаж добавлены дополнительные листы, в которых налогоплательщики обязаны отражать все вносимые в книги покупок и продаж дополнения и изменения (приложения № 4 и № 5 к Правилам). Дополнительные листы являются неотъемлемой частью книги покупок и продаж. Допускается оформление дополнительных листов книги покупок и продаж в электронном виде. В этом случае указанные дополнительные листы распечатываются, прикладываются соответственно к книге покупок или книге продаж за налоговый период, в котором был непосредственно зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, нумеруются с продолжением сквозной нумерации страниц книги покупок или книги продаж за указанный налоговый период, прошнуровываются и скрепляются печатью.
Итоговые показатели дополнительных листов книги продаж и покупок используются для внесения изменений в налоговую декларацию по НДС, при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок (искажений), допущенных в истекших налоговых периодах.
Правилами ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и продаж не предусмотрены особенности регистрации в книгах покупок счетов-фактур в случае приобретения товаров (работ, услуг), оформленных одним счетом-фактурой, но использованных в операциях, как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения.
Поэтому порядок ведения книг покупок предприятию следует установить самостоятельно в зависимости от особенностей деятельности и вида осуществляемых операций. Данный порядок должен быть отражен в приказе по Учетной политике предприятия и подтверждаться фактическим наличием аналитического учета затрат. При этом следует иметь в виду, что на основании п. 7 Правил ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и продаж покупатели ведут книги покупок в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету в установленном порядке.
21. Предприятие не ведет раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и материалам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (ЕНВД).
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Кодекса налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налогапо приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Порядок ведения раздельного учета сумм НДС, в случае, когда организация переведена на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности, определен п. 4 ст. 170 НК РФ.
Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые, так и освобождаемые от НДС операции:
- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 ст. 170 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
- принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;
- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
Иными словами предприятие теряет право на вычет суммы «входного» НДС по тем товарам (работам, услугам), которые были приобретены в данном налоговом периоде (ее нельзя будет ни к вычету предъявить, ни в расходы в целях налогообложения прибыли включить).
22. Суммы кредиторской и дебиторской задолженности предприятия на конец года не всегда подтверждены актами сверок расчетов с контрагентами.
Необходимость проведения инвентаризации имущества и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (сверка расчетов) предусмотрена п.2 ст.12 Закона о бухгалтерском учете. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка обязательств для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности предприятию следует производить сверку со всеми дебиторами и кредиторами в соответствии с установленным порядком.
23. Предприятием методологически не верно отражены в учете следующие расходы: начисление пеней и штрафов по налогу на прибыль, по налогу на добавленную стоимость отражено на счете 91.2 «Прочие расходы.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета на счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При заполнении формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» суммы штрафа и пени отражаются по свободной строке перед показателем «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода», которая может именоваться «Штрафы, пени за нарушение налогового законодательства».
24. Предприятие не обоснованно не применяет Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль.
Применение Положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.
В проверяемом периоде у предприятия возникали постоянные налоговые разницы, которые образовались в результате:
- расходов прошлых лет, выявленных в отчетном периоде;
- НДС по похищенным ценностям, при отсутствии виновных лиц;
- начисления НДС при неподтвержденном экспорте;
- проценты по кредиту сверх ставки рефинансирования х 1,1;
- ГСМ и суточные сверх норм;
- питание сотрудников;
- штрафные санкции и др.
В соответствии с п. 4 ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.
Информация о постоянных разницах может формироваться на основании первичных учетных документов, либо в регистрах бухгалтерского учета, либо в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно.
В соответствии с п. 7 ПБУ 18/02 постоянным налоговым обязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.
Постоянное налоговое обязательство признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница.
Постоянное налоговое обязательство равняется величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.
Постоянные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском учете на счете учета прибылей и убытков (субсчет "Постоянное налоговое обязательство") в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов по налогам и сборам.
Согласно п.2 указанного выше Положения оно может не применяться только субъектами малого предпринимательства.
Ответственность за систематическое неотражение на счетах бухгалтерского учета постоянных разниц и налоговых обязательств, установленная п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 15 000 руб., а также влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Предприятие обязано отразить в учете постоянные разницы, а также соответствующие им суммы постоянного налогового обязательства, т.е. применять Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль».
25. предприятием методологически неверно отражаются операции по учету сумм НДС, начисленных в связи с не подтверждением налоговой ставки 0% при реализации товаров в Республику Беларусь следующей проводкой:
Д-т 91.2 К-т 68.2
При последующем подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 % данная проводка в бухгалтерском учете сторнируется.
Порядок бухгалтерского учета сумм НДС, начисленных в связи с не подтверждением налоговой ставки 0%, определен Письмом Минфина России от 27 мая 2003 г. № 16-00-14/177:
- начисление НДС по неподтвержденному экспорту
Д-т 68, субсчет «НДС к возмещению» – К-т 68, субсчет «НДС к начислению»;
- перечисление суммы в бюджет
Д-т 68, субсчет «НДС к начислению» – К-т 51.
При подтверждении в последующем реального экспорта и появлении необходимости зачета или возврата суммы ранее начисленного НДС в учете следует отразить:
- при возврате суммы налоговым органом на счет налогоплательщика
Д-т 51 – К-т 68, субсчет «НДС к возмещению».
Только в случае, если организация принимает решение не представлять повторно в налоговый орган документы для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов, то в соответствии с разъяснениями, данными в Письме Минфина России от 27.05.2003 № 16-00-14/177, сумма НДС, исчисленная по реализации товара белорусскому покупателю, относится на прочие расходы.
Следовательно, в бухгалтерском учете начисление НДС в данном случае отражается записью по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».
26. Нарушен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, установленный Планом счетов бухгалтерского учета, предприятием суммы командировочных расходов сверх установленных норм, отражались на дебете счета 91.2. «Прочие доходы и расходы».
Согласно Плана счетов бухгалтерского учета счет 91. «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных, внереализационных) отчетного периода.
Командировочные расходы, независимо от превышения их сумм над установленными нормами, не относятся к операционным или внереализационным расходам, так как они непосредственно связаны с реализацией товаров.
В целях достоверного отражения на счетах бухгалтерского учета доходов и расходов по обычным видам деятельности учитыватькомандировочные расходы сверх установленных норм, например, на отдельном субсчете счета 44.2 «Коммерческие расходы», с последующем списанием в дебет субсчета 90.2. «Себестоимость продаж».
На счете 99.2.3. «Постоянное налоговое обязательство» отразить указанные выше расходы в сумме, отраженной на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
27. При направлении работника предприятия в командировку или очередной оплачиваемый отпуск расчет среднего заработка производен неверно в случаях повышения оклада в расчетном периоде согласно приказа руководителя предприятия.
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 11.04.03 № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» средний заработок работников повышается в случае повышения в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения). Повышение окладов нескольким работникам предприятия не должно учитываться при расчете среднего заработка при направлении этих работников в командировку или отпуск.
Неверное исчисление среднего заработка по командировкам и отпускам привело к завышению произведенных предприятием расходов и, как следствие, к ошибкам, допущенным при расчете и отражении в учете Общества налогов: ЕСН, ОПС и налога на прибыль за 2006 год.
Предприятию необходимо произвести перерасчет среднего заработка по работникам, у которых на основании приказа руководителя предприятия, а не по предприятию в целом (филиалу, структурному подразделению), учитывалось повышение окладов в расчетном периоде с целью недопущения разногласий с налоговыми органами.