Чем сетевой бизнес отличается от системного, и что такое системный бизнес?
Разговоры о том, что системный бизнес является принципиально новым – это, безусловно, преувеличение в рекламных целях. Системный подход, который стоит здесь в основе, известен давно и является некой константой, простое его использование еще не несет оригинального смысла. А вот говорить, что системный бизнес совершенно отличен от сетевого – это уже ошибка противопоставления целого и частного: психология разнится, но целое без частного невозможно.
Итак, сетевой бизнес – это, в первую очередь, базирование собственного успеха на результатах деятельности людей, вовлеченных по принципу пирамиды людей, причем «результатом» будут и их заработки, и их затраты (кому как повезло). Системный бизнес – это копирование успешного опыта и любой успешной структуры по принципу фракталов.
Теоретически очень успешный сетевой бизнес с определенного этапа может превратиться в бизнес системный, но, во-первых, не всегда, а во-вторых, пирамидальные его свойства ограничены и потому не могут быть аналогом системного подхода в полном смысле.
Системный бизнес – это процесс формирования сетевых пирамид, когда не столько важен успех конкретного звена и даже конкретной пирамиды, сколько возможность создавать их снова и снова.
Начать продавать самому и создать свою систему – это хорошо, но мало. Приходится лично ее поддерживать постоянно, для чего часто и ищут дистрибуторов, организовывают сетевые продажи и т.п. Однако такой бизнес подразумевает постоянную личную вовлеченность в контроль и т.п. Системный подход, по идее, должен позволить ввести в пустующие организационные ниши все элементы, при которых система полностью жизнеспособна с отходом создателя и его переходом просто в статус владельца структуры.
Однако что мы видим на практике, если теперь отбросить правильность формулировок и говорить «приземленным» языком практиков? Под системным бизнесом подразумевают непосредственное владение бизнесом, который был создан самостоятельно. Что здесь принципиально нового? Какие радикальные отличия вообще могут существовать?
Реально вернуться приходится к тому, что эра сетевых продаж находится в стадии перемен: рынок заполнен настолько, что найти себя могут единицы на фоне успеха глобальных кампаний – у них таких единиц миллионы. Линейные продажи всегда остаются «силой», однако механизмы вовлечения массовых продавцов слабеют. Давление маркетинговых систем и методов рекламы «для масс» усиливается. И т.к. от сетевой торговли организаторы и владельцы этого бизнеса отходить не собираются, они меняют как минимум систему своей самопрезентации и, отчасти, свое позиционирование в деловом мире.
Если копнуть еще глубже, то системный бизнес был изначально. Та же Мэри Кей создала именно так свою стратегию, в то время как «боевые единицы» уже входили сюда именно как в сетевую структуру. Сегодня некоторые вещи называют своими именами, чтобы у ослика перед головой висела новая морковка.
И то, что ослик не способен дотянуться до морковки – это не повод кого-то обвинять в обмане: главное – это то, что ослик движется, ведя к цели и своего хозяина, и, в какой-то мере, себя самого. В бизнесе роль ослика или рабочей лошадки для себя выбирают, как и ряд других ролей тоже, а то, что морковку подкрасили в более яркие тона – такова природа некоторых вещей.
Пройдет еще один этап – и появятся новые названия, новые концепции, новые парадигмы. Останутся старые методы (они же работают!), будет процветать сетевой бизнес, и даже скажут, что следующим этапом после системного бизнеса является… Поверьте, нужная категория обязательно найдется.
И вот теперь, кажется, вопрос можно закрывать, как честно рассмотренный совершенно со всех его позиций.