Что должен и чего не должен делать руководитель в условиях кризиса?
Уменьшайте затраты, делите риски, ищите партнеров и не проводите сокращения без необходимости.
Важнейшая часть любого управления – это управление рисками, количество которых может резко возрасти во время внешнего кризиса. Соответственно, задачи менеджера – разработка шагов по оптимизации бизнеса, прогнозированию развития ситуации с учетом влияния новых негативных условий и выработка мер для их устранения.
Поскольку все рынки сейчас сильно сегментированы, универсальных и общих для всех решений немного. Но если попытаться выделить, так сказать, аксиомы, то они будут такими.
• Необходимо уменьшать затраты – каждая графа расходов компании должна подвергнуться всесторонней проверке и, что называется, доказать свою эффективность.
• Нужно усиливать прибыльные и перспективные подразделения, закрывая убыточные и перераспределяя высвободившиеся ресурсы на них.
• Любой кризис – это еще и масса новых возможностей для развития, освобождение ниш, возможность заметно усилить свое влияние. Так что – ищите новые возможности, и они не преминут появиться.
• И наконец, делите риски, ищите партнеров для реализации новых проектов.
Недопустимо паниковать, играть на опережение там, где не нужно, опираясь на рискованные и неподтвержденные прогнозы. Многие сейчас сами себе делают кризис – «рубят сук, на котором сидят». Если компания развивается – есть смысл проводить экспансию, а не сужать свою сферу влияния. Это правило применимо как к обычной ситуации, так и к кризисной – именно в кризисы всегда создавались новые мощнейшие бизнес-структуры. Рынок ведь становится более свободным.
Тем не менее сейчас у многих налицо обратная ситуация – не имея явных на то причин, компания начинает проводить масштабные сокращения – сокращения, касающиеся продвижения ее продуктов (в том числе новых продуктов), чего делать категорически нельзя! Продажи падают, далее надо уже сокращать персонал, продажи падают опять – и все, замкнутый круг до логического финала.