Как бороться с задолженностью ваших клиентов?
Не предоставляйте клиентам кредит. Малому бизнесу нужна финансовая политика, которая бы определяла условия предоставления клиентам кредита. Для предоставления кредита у вас должна быть соответствующая процедура, предполагающая заключение кредитного договора. Если у вас есть свободные средства, то это определенно хорошее вложение денег. Если же нет, не предоставляйте кредит.
Просите предоплату. Предоплата становится все более распространенной практикой. Разумные клиенты не обижаются на такую просьбу. Прежде чем начинать работу можно запросить определенный процент от стоимости проекта, а основной счет выставить после сдачи проекта. Или разбить счет на три части: треть – перед началом работ, треть – в середине проекта и третий – после его завершения.
Вовремя выставляйте счета. Клиент не будет платить, если вы не выставили счет. Счета необходимо готовить сразу же после поставки продукции или представления услуг и выставлять их как можно скорее. Иначе вы сами замедлите свой денежный поток. Если вы будете выставлять все счета в конце месяца, вы можете потерять целых 30 дней. Современное бухгалтерское ПО позволяет легко подготовить счет.
Укажите четкие сроки оплаты. Если вы хотите быстро получить деньги, не давай клиенту самостоятельно решать, когда он будет оплачивать ваши счета. Вместо того чтобы писать на счете-фактуре неопределенное «Оплатить при получении», укажите конкретные условия оплаты, например, «Оплатить в течение 30 дней» или «Оплатить к ДД.ММ.20ГГ».
Благодарите клиентов за быструю оплату. Скидки за досрочную (своевременную) оплату счетов хорошо мотивируют клиентов. Например, если ваша финансовая политика предполагает оплату счетов в течение 30 дней, тем клиентам, которые заплатят за продуты или услуги в течение двух недель, вы можете предложить небольшую скидку (1-2%).
Следите за неоплаченными счетами. Если клиент вовремя не оплатил счет, ему нужно об этом сообщить. Лучше начать с телефонного звонка. Будьте доброжелательным и вежливым, не угрожайте. Возможно, человек просто забыл или не получил ваш счет (электронная почта могла отфильтровать его как спам). Отправьте копию счета обычной почтой, по факсу или с курьером.
Обратитесь в коллекторское агентство. Коллекторские агентства собирают долги за вознаграждение или процент от общей суммы задолженности. Стандартная ставка коллекторов составляет 30%, но в зависимости от срока давности она может быть и выше. Если дебиторская задолженность составляет кругленькую сумму, оно того стоит.
Помните, лучший способ борьбы с долгами – активная политика по сокращению числа просроченных платежей.
По материалам