Коучинг. Кто обучит босса?
Если внимательно прочитать современные обзоры рынка труда, мы увидим, как не хватает этому рынку специалистов с еще пока непонятным названием "коуч". Кто такой "коуч"? Почему "коучей" называют специалистами будущего? Какие обстоятельства заставляют аналитиков поставить "коучей" на второе место по востребованности после лидеров - специалистов по нанотехнологиям?
Коуч - это не просто учитель, наставник, бизнес-тренер или бизнес-консультант. Коуч - это специалист, который обучает посредством развития человеческого потенциала. Он не дает "рыбку", а учит, как сделать "удочку". А потом показывает, где нужная "рыбка" ловится, какие опасности могут возникнуть на "рыбалке" и как избежать ненужных проблем.
Таким образом, коуч ставит перед своим учеником очень напряженные, но реальные задачи профессионального и личностного развития.
Требования, которые бизнес предъявляет в настоящий момент современному руководителю, крайне высоки. Если сегодня остановиться в своем развитии, завтра придется платить двойную цену за эту вынужденную остановку. Постоянное пребывание в ограниченном круге проблем приводит к тому, что у любого руководителя возникает "замыленность" взгляда на ситуацию внутри собственного коллектива. А сказать себе, что нужно осваивать новые управленческие технологии, очень страшно.
Тем временем стоящие перед руководителем задачи усложняются - как найти нужный персонал, как его развивать и удерживать? Успеть изучить все новые технологии управления бизнес-процессами современный руководитель также не в силах. Пытаться даже некоторые из них испробовать на себе без дополнительной консультации - непростительно затратный эксперимент. В Экклезиасте сказано: "Нет ничего нового под солнцем". А если даже есть, то использовать в своем бизнесе нужно только те технологии, которые уже зарекомендовали себя как научные и эффективные. Иначе ни времени, ни денег, ни трудовых ресурсов не хватит, чтобы экспериментировать на своем собственном детище.
Вот в этот момент и появляется коуч. Он знает:
-
что нового предлагает современная наука
-
как новые научные методы применяются на практике
-
какие из компаний с мировым именем уже успешно применили новую технологию управления и оптимизации бизнес-процессов.
Коуч - коллекционер ошибок, собирающий "симптомы и методы" воздействия на болезнь. Он знает, какие ошибки допустили первопроходцы, и понимает, как этих ошибок избежать. А почему коуч так осведомлен? Кто он такой, коуч? Маг, волшебник или обычный человек?
Как появляются коучи?
Современная жизнь с ее ритмами предъявляет все более и более высокие требования к представителям этой профессии. По статистике, среди бизнес-тренеров коучей не более 1%. Эти специалисты имеют, как правило, базовое техническое, математическое или экономическое образование, и в качестве второго высшего - диплом специалиста в области психологии. Скорее всего, к такому образованию добавится степень кандидата наук, MBA или Ph.D. Но наличия образования мало. Нужен колоссальный практический опыт в бизнесе, причем не просто консультантом, а именно руководителем крупных бизнес-единиц. Обучать тактике и стратегии ведения бизнеса может только тот, кто показал, как эффективно работает руководимая им команда. Причем победителей не судят. О качестве коуча говорят только результаты. Что СДЕЛАНО, а не что делалось. При выборе коуча руководителю нужно смотреть на то, любит ли он своих клиентов. Это должен быть, в первую очередь, человек, умеющий быть Учителем с большой буквы. Боль его подопечных - это его жизнь, его боль. Вот тогда успех гарантирован.
Знание + практика +человеколюбие - это однозначный гарант того, что вместе вы примете правильное решение, будь то построение системы управленческого учета и бюджетирования, создание электронного документооборота и безбумажного офиса или развитие системы сбалансированных показателей и матрицы KPI.
Где найти коуча?
Если "сарафанное радио" бессильно, потому что партнеры по бизнесу пока не пользуются услугами коуча или не хотят делиться информацией о таком замечательном специалисте, то путь остается один. Какой же он? Ответ очень прост: посещать бизнес-тренинги или семинары на эксклюзивные темы. За первые 2-3 часа работы в формате бизнес-семинара станет ясно, является ли ведущий настоящим коучем или только "аниматором", главная цель которого - развлечь и понравиться.
Сегодня российский рынок бизнес-образования резко выталкивает тренеров - "аниматоров". Спрос на образовательные программы, посвященные темам продаж, переговоров и презентаций резко упал. Современные руководители нуждаются в краткосрочном обучении по темам "Финансовый менеджмент", "Бюджетирование и управленческий учет", "Управление проектом", "Работа с дебиторской задолженностью", "Управление закупками", "Эффективные финансовые службы", "Мотивация и KPI". Такие темы обычно выбирают коучи, имеющие большой практический опыт. В случае, если коуч ведет несколько курсов по вышеперечисленным темам, вероятность ошибки выбора резко снижается.
Определившись с практическим форматом выбора коуча, идем далее.
Как строится работа руководителя и коуча?
Обычно коуч сам предлагает схему взаимодействия с учредителями, руководителем или топ-менеджментом компании.
Коуч подробно описывает свое участие в оптимизации бизнес-процессов в компании. Создается программа совместных действий в форме, например, трудового договора, в котором описываются цели и задачи, способы достижения целей, контрольные точки, конкретные результаты работы коуча и, соответственно, форма оплаты.
Что же является тем самым конкретным результатом работы коуча? Как измерять эти результаты? К сожалению, не все результаты работы коуча можно измерить. Адекватно оценивать нематериальные активы в России пока не умеют ни оценочные компании, ни сами предприятия. Культура оценки нематериальных активов российским управляющим не привита. И тем не менее KPI для коуча все же существуют. Это качество и своевременность предоставляемой информации, масштаб охвата бизнес-консультациями и, конечно, время реагирования на запрос (проблему) руководителя.
Помимо решения основных задач, которые прописаны в договоре, коуч должен становиться "скорой помощью" для руководителя в случае возникновения чрезвычайных или достаточно сложных проблем в бизнесе. Коуч, как семейный врач, помогает преодолеть трудности как системного, так и случайного характера. Более того, коуч старается все "заболевания" предвидеть и осуществлять профилактические меры. Лечить, как известно, гораздо дороже и сложнее, чем предотвращать.
Коуч - "представитель восточной медицины", которая работает с организмом в комплексе, а не только с симптомами болезни. Симптом - это голос проблемы. Убрать симптом - не значит решить проблему. Коуч все проблемы решает системно. И если вы предложите ему создать систему KPI в компании, в ответ обязательно услышите, что сначала нужно оптимизировать организационную структуру, написать должностные инструкции и трудовые договора, затем положения о подразделениях и процессах, и только потом KPI в соответствии с системой сбалансированных показателей компании, построенных на основе ее стратегии.
Мировая практика показала высокую эффективность работы руководителей с коучами. Пришло время перенять этот позитивный опыт и российским руководителям.