Малый бизнес Петербурга отреагировал на статью Медведева и внес 13 конструктивных предложений
Малые предприниматели Петербурга откликнулись на обращение президента в статье "Вперед, Россия".
Как сообщили в НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга", президенту Медведеву направлено письмо в ответ на его обращение в статье. В письме предприниматели говорят, что, "хотя исполнительная власть выступает с инициативами поддержки малых предприятий, им нередко не удается пробиться сквозь бюрократическую машину".
Текст письма:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В первую очередь от лица предпринимательского сообщества хотели бы поблагодарить Вас за Ваши инициативы по поддержке и развитию малого бизнеса. Ознакомившись с Вашим письмом, члены и сотрудники Союза малых предприятий сочли своим долгом изложить свое видение некоторых наиболее актуальных для нас проблем малого предпринимательства и предложить способы их решения. Полагаем, что они насущны и актуальны и даже частичное принятие мер будет способствовать укреплению отечественной экономики.
При очевидности поддержки малого предпринимательства со стороны высшей исполнительной власти, нередко так получается, что позитивные инициативы не пробиваются через государственную бюрократическую машину и порой не создают благоприятных условий для ведения бизнеса, а обрекают предпринимателей на существенные финансовые и временные потери. Находясь в контакте с предпринимателями других регионов, мы полагаем, что это общая Федеральная проблема, причем во многих субъектах федерации, она стоит значительно острее, чем в Санкт-Петербурге.
1. Приоритетное право выкупа предпринимателем арендованного у казны помещения (ФЗ от 22 .07.2008 №159-ФЗ)
В связи со сложной экономической ситуацией лишь небольшая часть субъектов малого бизнеса сможет реализовать свое приоритетное право на выкуп арендованных помещений.
В первую очередь, просим Вас способствовать продлению срока действия Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ на 2 года. Увеличение срока действия данного закона позволит большему количеству предпринимателей участвовать в его реализации, подготовив необходимые суммы, и главное сохранить свой бизнес, не остаться без средств к существованию и не лишить сотрудников рабочих мест.
Также с этой же целью предлагаем внести поправку в п.1 ст. 3 Закона №159-ФЗ и предоставить предпринимателям право приватизации арендуемого имущества в случае временного владения и (или) временного пользования непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества на момент подачи предпринимателем заявления на выкуп.
Далее для оказания реальной имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства видим необходимым предусмотреть финансовые инструменты привлечения денежных средств для реализации ими преимущественного права выкупа. Один из таких инструментов позволяет создать Проект федерального закона №125716-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", который предусматривает признание кредитов под залог коммерческой недвижимости ипотечными.
Коммерческая ипотека может стать серьезным базисом для еще одной прослойки собственников среди малого и среднего бизнеса и вместе с тем реально поднять рынок недвижимости.
В отдельных регионах стоимость объектов недвижимости крайне высока, но местные власти не готовы увеличивать срок рассрочки по платежам. Предлагаем также рассмотреть на Федеральном уровне возможность предоставления срока рассрочки на 5 лет.
Полагаем, что незначительное число выкупленных помещений можно объяснить и тем фактом, что не все добросовестные арендаторы получили возможность участия в приватизации из-за смены формы собственности при фактическом сохранении тех же лиц. Например, из-за необходимости перерегистрироваться в юридическое лицо, т.к. индивидуальным предпринимателям прекратили продлевать лицензии на реализацию алкогольной продукции. Полагаем, что следует учесть таких предпринимателей.
2. Отмена НДС при реализации приоритетного права выкупа предпринимателем арендованного у казны помещения
В соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ в Пункт 3 Статьи 161 Налогового Кодекса РФ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2009 г. и применяющиеся, в том числе, при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года. Данные изменения делают налоговыми агентами по НДС юридических лиц и индивидуальных предпринимателей покупателей (получателей) недвижимого имущества, находящегося в собственности казны РФ. Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, реализующие преимущественное право приватизации арендованного имущества, данного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, обременяются дополнительными финансовыми затратами в размере 18% от рыночной оценки стоимости объекта.
В условиях финансового кризиса дополнительные финансовые затраты могут препятствовать приобретению недвижимого имущества.
Предлагаем принять Федеральный закон О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении от обложения НДС операций по реализации имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Отмена НДС и при участии в торгах на выкуп у государства недвижимого имущества
Указанная выше поправка во вторую часть Налогового кодекса закладывает неравенство: налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость остаются юридические лица и индивидуальные предприниматели покупатели (получатели) государственного и муниципального имущества через торги, и так не имеющие в силу различных причин право приоритетной приватизации. Зачастую приобретение объекта недвижимости посредством аукциона обходится предпринимателю значительно дороже, и при этом предпринимателю еще необходимо уплатить НДС в размере 18%.
Просим Вас рассмотреть возможность дополнения законодательной инициативы о принятии Федерального закона О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении от обложения НДС операций по реализации имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Поправки в Налоговый кодекс, предполагающие снижение ставки единого налога для плательщиков УСН в 3 раза
С 1 января 2009 года субъектам РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки по единому налогу при УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков (подп. 2 ст. 346.20 НК РФ).
Согласно официальной информации, приведенной на начало сентября текущего года, около 31 региона России приняли решение о снижении ставки налога с 15 до 5% для плательщиков упрощенной системы налогообложения, выбравших в качестве налогооблагаемой базы доходы-расходы.
Таким образом, некоторые региональные власти не принимают значительные меры. И это при том, что региональный бюджет не пострадает, т.к., согласно заявлению Председателя Правительства РФ В.В. Путина 2 декабря 2008 года на заседании Правительственной комиссии по вопросам регионального развития в региональные бюджеты будет дополнительно из федеральной части налога на прибыль передано 0,5 процентных пункта - это примерно 50 млрд., которые будут дополнительно направлены в региональные бюджеты, - и 100% акцизов на горюче-смазочные материалы. Эта сеть равномерно распределяется по всей стране, по всем субъектам Российской Федерации, и это тоже примерно 53-54 млрд. рублей.
Реализация этой инициативы может способствовать выходу некоторых малых предприятий из так называемой серой бухгалтерии, уплате налогов в полном объеме и в строгом соответствии с законом.
Считаем необходимым либо установить единую сниженную ставку налога для плательщиков УСН во всех регионов, либо создать формулу, по которой в каждом регионе будут обязаны рассчитать и принять процент снижения ставки.
5. Кредиты на развитие бизнеса
Открытие или развитие малого предприятия невозможно без финансовых ресурсов. Наиболее актуальна финансовая проблема во время кризиса. Значительно исправить ситуацию смогли бы доступные кредиты по разумным ставкам на развитие малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день малому предприятию практически невозможно получить кредит даже по специальным программам.
Необходимо разработать действующую программу кредитования малого бизнеса по приемлемым ставкам.
6. Отмена обязательного использования контрольно-кассовой техники для определенных категорий налогоплательщиков с 1 июля 2009 года
Поправки в законодательство, освободившие предпринимателей - плательщиков ЕНВД от необходимости использовать кассовые аппараты, могут обернуться новыми штрафами. C 21 июля вступили в силу поправки в Закон О применении ККТ, в которых сказано, что предприниматель может рассчитываться с покупателями без применения касс при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за товар. Такая формулировка может означать, что если клиент не потребовал такой документ, то он должен получить кассовый чек. Новые поправки сводят на нет освобождение от касс, т.к. фактически обязывают каждому покупателю выписывать товарный чек, что не всегда возможно в связи с длительностью процедуры. В случае контрольных закупок компаниям может грозить штраф в 3040 тыс. рублей.
Основной недостаток использования контрольно-кассовой техники - высокая стоимость ее обслуживания, т.к. необходимо использовать кассу, оснащенную ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная), и заключать договор с центром технического обслуживания на регулярное обслуживание аппарата. ЭКЛЗ подлежит замене каждые несколько месяцев, а стремительный рост ее стоимости вызвал возбуждение ФАС дела в отношении ряда изготовителей товаров, необходимых для производства ЭКЛЗ, по обвинению в согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию, и в установлении монопольно высоких цен.
При этом применение кассовых аппаратов обеспечивало внутренний учет, контроль за наемными работниками, скорость обслуживания.
Предлагаем разрешить использование контрольно-кассовой техники без ЭКЛЗ для плательщиков ЕНВД и внести данные кассы в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.
7. Бухгалтерский учет для предпринимателей, уплачивающих ЕНВД
Особенность ЕНВД в том, что этот налог не зависит ни от выручки, ни от прибыли, а уплачивается исходя из физических показателей, таких как площадь помещения, количество работников и других. Однако, согласно Федеральному закону от 21.11.96 129-ФЗ О бухгалтерском учете, организации, уплачивающие ЕНВД, ведут в полном объеме бухгалтерский учет. Ведение бухгалтерского учета в такой ситуации влечет за собой увеличение затрат компаний, которые, как правило, относятся к субъектам малого предпринимательства.
Предлагаем освободить плательщиков ЕНВД от ведения бухгалтерского учета и отчетности.
8. Проверки деятельности малых предприятий
Закон об ограничении проверок (ФЗ РФ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) не затронул деятельность общественных организаций, защищающих права потребителей. Они выявляют угрозу жизни населению в малейших нарушениях (например, в отсутствии указания на ценнике полного перечня состава изделия) направляют протокол в Уполномоченные органы, которые обязаны на основе жалобы провести внеплановую проверку. Фактически некоторые подобные организации периодически посещают субъектов малого предпринимательства с целью обогащения, а не решения заявленных нужных обществу задач. При этом управу на них найти практически невозможно.
Просим обратить внимание на деятельность таких защитников и предпринять меры.
9. Подключение объектов малого бизнеса к электромощностям, воде
Согласно опубликованному в сентябре 2009 года рейтингу благоприятности условий для предпринимательской деятельности, подготовленному Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией IFC, Российская Федерация заняла 120е место из 183 возможных и первое место по стоимости подключения к электроэнергии.
Подключение к водоснабжению и водоотведению и электроэнергии для объектов малого предпринимательства в теории занимает минимум один год, на практике процедура часто длится порядка двух лет, и она связана со значительными финансовыми затратами. Очевидно, что ведение бизнеса в современных условиях крайне затруднительно без данных ресурсов. Зачастую предприниматель имеет двух-трех летний договор аренды (объекта недвижимости или земельного участка под временный объект) и ему необходимо тратить больше половины этого срока на подключение к услугам естественных монополий, не имея гарантии продления срока действия договора аренды. Данная ситуация вынуждает малый бизнес не всегда корректно вести себя по отношению к организациям - естественным монополистам, создает постоянные конфликты и не способствует росту предпринимательской активности.
Считаем необходимым разработать максимально простой и недлительный Порядок присоединения к электрическим сетям и воде, сделать открытой информацию о процедурах и сроках подключения, а так же пристально контролировать деятельность организаций естественных монополий.
10. О доступе к государственному заказу
Организация торгов на размещение государственного заказа продолжает оставаться несовершенной. Например, заявитель может быть отстранен от участия в процедуре государственных закупок из-за несоблюдения формальных требований к содержанию и оформлению заявки. При этом документация, регламентирующая участие в государственном заказе, часто составлена не логично и взаимоисключающе, содержит порядка 100 страниц, грамотная консультационная поддержка не оказывается. Кроме того, организаторы аукционов по размещению госконтрактов вправе вносить изменения в технические задания и условия, однако внесение изменений в редких случаях объявляется. В связи с этим участникам необходимо неоднократно возвращаться к многотомному заданию на предмет обнаружения обновлений и вносить коррективы в заявку.
В большинстве регионов достаточно сложно найти информацию о государственных закупках, нет удобного Интернет сайта, как в Санкт-Петербурге, на котором не только можно найти все необходимые сведения по лотам, но и оформить заявку. Кроме того, в Петербурге, в пример другим, больше половины государственного заказа уже исполняется малым бизнесом.
К сожалению, на сегодняшний день основной параметр оценки для выявления победителя стоимость оказанных услуг/предоставления товаров. Поэтому допущенные к государственному заказу участники в некоторых случаях из-за несовершенства процедуры заказа вынуждены прибегать к демпингу. Это может приводить к потере качества предоставленных работ и услуг и, в свою очередь, к проявлению коррупции, когда при приемке качеству не уделяется должное внимание.
Предлагаем сделать информацию о проведении государственного заказа более открытой, максимально упростить и унифицировать процедуру и документацию по проведению, чтобы сократить число предпринимателей, отстраненных от участия из-за ошибки в заполнении конкурсной заявки. Также видим необходимым не только сделать доступными результаты конкурсов на получение заказа, но и представлять на всеобщее обозрение результаты выполненных работ, таким образом, чтобы некачественное выполнение государственного заказа было невыгодно ни одному из участников.
11. Сертификация продукции и отказные письма
Большинство представителей проверяющих органов изначально относятся к предпринимателям как правонарушителям. Такое понятие, как презумпция добросовестности, на практике зачастую не воспринимается, в то время как государственный контроль должен осуществляться, в том числе в интересах самого предпринимателя.
При проведении контролирующих мероприятий у субъектов малого бизнеса могут запрашивать отказные письма на все товары, неподлежащие обязательной сертификации. Существует Постановление, регламентирующее необходимость получения сертификата соответствия на различную продукцию (Постановление Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии"). Если продукция содержится в данной номенклатуре, то она подлежит обязательной сертификации и необходимо получать желтый сертификат соответствия или декларацию соответствия. Основанием для выдачи сертификата соответствия служит протокол испытаний продукции, которые проводят аккредитованные лаборатории.
Если же продукции в данном перечне нет, то по желанию можно оформить добровольный сертификат.
Однако, представители контролирующих органов всегда требуют предъявить сертификат или отказное письмо. Отказное письмо сообщает, что продукция не подлежит обязательной сертификации в случае, когда не совсем очевидно, подлежит ли сертификации данная продукция. Делается письмо на бланке органа по сертификации, выдающего данное отказное письмо. Срок действия отказного письма часто не превышает года.
Получение отказного письма очевидная препона в работе малого бизнеса, особенно в сфере торговли. Возникает вопрос, на каком основании субъекты малого бизнеса обязаны затрачивать финансовые ресурсы на доказательство своей правоты.
Предлагаем создать общедоступный перечень товаров и услуг, подлежащий лицензированию и сертификации, отменить отказные письма, которые выдаются сертификационным органом и требуются проверяющими органами, и свидетельствуют о том, что товар или услуга не подлежат обязательной сертификации.
12. Предложения по созданию системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна (многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, центров телефонного обслуживания, порталов государственных и муниципальных услуг)
Предлагаем создавать в районах каждого региона единую канцелярию для представителей малого бизнеса, действующую по принципу единого окна.
Данная структура будет способствовать минимизации обращений субъектов малого бизнеса в государственные структуры, может уменьшить коррупцию, двойные стандарты, бюрократические проволочки и административные барьеры; кроме того, это позволит иметь единую информационную базу по взаимодействию предпринимателей и власти.
Принцип работы: действующая малая организация или человек, занимающийся предпринимательством, обращается в данную структуру, приносит минимальное количество необходимых документов и заявляет о своей производственной необходимости (проблеме, просьбе). Анализ, выбор оптимального решения задачи и документооборот со всеми государственными органами проводится силами данной структуры в строго определенные и прописанные сроки.
Таким образом, малая организация сможет тратить минимальные трудовые, денежные и временные ресурсы на взаимодействие с властными органами, и может сосредоточиться на профильной деятельности, обеспечивающей налоговые поступления, рабочие места, благосостояние и стабильность общества.
Кроме того, логично обеспечить не только единый документооборот и общую базу данных по всем малым предприятиям, но и консультировать предпринимателей по вопросам, касающимся взаимодействия с муниципальной, городской и федеральной властью. Необходимо сделать доступным консультации, как при личном визите предпринимателя, так и по телефону и через интернет.
13. Федеральная структура поддержки малого бизнеса
Наличие в регионах таких структур, как Департамент поддержки и развития малого предпринимательства (Москва) и Департамент потребительского рынка и услуг (Москва), скорее исключение, чем правило. Фактически в регионах не существует органа исполнительной власти, задачей которого является исключительно развитие малого бизнеса. Представители малого бизнеса не знают, куда обратиться в сложных ситуациях, где найти спасение от откровенного чиновничьего произвола.
Предлагаем создать серьезную структуру, занимающеюся только малым предпринимательством, куда представители малого бизнеса могут обращаться для решения всех своих проблем, в одном из регионов, например, в Санкт-Петербурге. Этот орган должен обладать широкими полномочиями и значительными ресурсами, а его руководитель иметь высокий статус и подчиняться напрямую первому лицу региона. При этом его создание должно гармонично вписаться в существующую модель управления городом. Эффективный прецедент далее может быть перенесен в другие регионы и на федеральную исполнительную власть.
Указанные в данном письме инициативы, естественно, не отражают полного комплекса проблем малого предпринимательства, но мы полагаем, что их эффективное решение способно дать серьезный импульс развитию данного сектора экономики и способствовать становлению качественно нового уровня развития малого бизнеса. Находим более эффективным принятие максимального количества нормативно правовых актов на Федеральном уровне или указание четких критериев разработки и введения региональных законов во избежание двойных трактовок чиновниками на местах. Также считаем важным производить систематический контроль реализации инициатив в регионах.
Надеемся, что в круговороте важнейшей деятельности по управлению нашим государством Вы сможете продолжать уделять пристальное внимание малому бизнесу. На своем уровне мы продолжим работу, способствующую, по нашему мнению, процветанию малого предпринимательства Санкт-Петербурга и Российской Федерации.
С уважением,
А.Е. Доронин,Председатель совета Некоммерческого партнерства Союз малых предприятий Санкт-Петербурга, зам. председателя Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.