Почему малые предприятия не обращаются в кадровые агентства?
Традиционный способ поиска сотрудников через интернет-ресурсы не может удовлетворить потребностей современных компаний. Как отличить профессиональное кадровое агентство от безответственного представителя рынка?
С чего начинается поиск персонала в небольшой фирме? Получив распоряжение директора компании о поиске сотрудников, большая часть кадровиков, как правило, зарываются в газетные объявления или пересматривают сотни резюме, размещенных на самых популярных интернет-ресурсах.
Но это полбеды, хуже, когда в компании просто нет отдельного менеджера по персоналу. В этом случае подбор кандидатов сваливают на того, кто первым не вовремя попался под руку директору. Тратится много сил, времени, нервов, но рано или поздно люди находятся, штат комплектуется… Но вот вопрос: насколько качественно?
Для небольшой компании, где нет полноценного подразделения HR, самым логичным будет передать процесс подбора персонала специалистам из кадровых агентств. Если вспомнить, то рекрутинговые фирмы появились в России около 15 лет назад, но почему-то особого доверия до сих пор не завоевали. У нас вообще так и не сложилась привычка платить компаниям — аутсорсерам и внешним консультантам (за исключением разве что бухгалтеров) за работу, которую по идее можно сделать и собственными силами.
К сожалению, за помощью к кадровым агентствам чаще всего обращаются только крупные предприятия, менеджмент которых скопирован по западным рамкам. Там понимают, что у своих персональщиков и так дел невпроворот, и не стоит их отвлекать на работу, которую могут выполнить привлеченные специалисты, обладающие достаточным опытом и отработанными технологиями.
Алгоритм поиска кандидатов агентством практически схож с методами, используемыми отделом персонала компании. Отличие скорее в том, что у агентства есть годами наработанная база потенциальных соискателей. От заказчика потребуется четкий ответ на вопрос: «Какой именно работник нужен, и какие обязанности ему придется выполнять». Ответ «мне нужен бухгалтер для исполнения стандартных обязанностей» — не подойдет. Для одной компании «стандартные обязанности» это один набор функций, для другой — абсолютно иной. Именно здесь чаще всего и возникают противоречия между агентством и компанией.
Таким образом, клиент кадрового агентства в первую очередь должен составить подробный список работ, который должен выполнять потенциальный соискатель. Бывают, конечно, ситуации, когда работодатель сам не совсем понимает, кто ему требуется. И тогда пригодится совет грамотного консультанта-рекрутера. Такие люди всегда есть в штате солидных агентств.
Как отличить профессиональное агентство от тех «нерадивых овечек», что своей безответственностью портят репутацию всего рынка? Первый признак недобросовестности рекрутера — это попытка взять плату с обеих сторон — и с соискателя, и с работодателя. Выбирая агентство, внимательно ознакомьтесь с прайс-листом. Как правило, часто встречается такой вариант, когда стоимость услуг равна размеру месячного оклада специалиста. Агентства «высшего пилотажа» берут процент от годового дохода и коэффициент за сложность заказа. Получается, что средней руки агентства просто забрасывают вас резюме потенциальных соискателей, забивая ваш факс, и заставляя вас отсматривать всех подряд. Хорошее же агентство предлагает заказчику двух-трех максимально подходящих кандидатов, которых уже оценили не только с точки зрения профессионализма, но и личностных психологических качеств.
Более того, серьезное агентство по подбору персонала предоставляет клиенту гарантийный срок на специалиста. Звучит, на первый взгляд, смешно, однако, такая практика весьма полезна и оправданна. С одной стороны, в течение этого самого гарантийного срока рекрутеры отслеживают работу рекомендованного ими сотрудника и ищут замену, если тот не подошел работодателю. С другой, сам новобранец может решить часть проблем через посредничество агентства, поскольку порой на первых порах ему неудобно задавать вопросы напрямую новому руководителю. Вовремя полученный совет, подкрепленный информацией обеих сторон (работника и работодателя) способствует созданию атмосферы взаимопонимания и сводит конфликтные ситуации к минимуму.
Конечно, базовая стоимость услуг такого уровня выше. Она достигает 25% годового дохода специалиста. Но ведь «Мерседес» не купишь по цене «Запорожца».