В поисках настоящих фермерских продуктов
Правительство РФ решило поддержать сельхозпроизводителей, введя обязательные нормативы по местам на рынках, где они могут продавать свою продукцию. Однако фермеры стоять за прилавком не хотят и просят государство помочь им попасть на полки крупных сетей. Ретейлеры же уверяют, что отчаялись добиться стабильных поставок от небольших хозяйств и готовы сами производить натуральные продукты. А вот найти на их полках истинно фермерские товары нелегко.
Фермерские продукты становятся для россиян менее доступными, следует из пояснения к постановлению правительства РФ, принятого на этой неделе. Документ, подписанный премьер-министром Дмитрием Медведевым, утверждает методику расчета норматива по обеспеченности населения местами продаж продовольствия на розничных рынках. В пояснительной справке указывается, что с 2006-го по 2014 год число таких точек по стране сократилось в три раза, а доля в общем обороте розницы упала с 19,6 до 8,8%. Между тем именно на них «приходятся значительные объемы реализации свежих скоропортящихся продуктов». Кроме того, во многих случаях такие рынки «являются единственным каналом сбыта продукции для владельцев личных подсобных хозяйств, индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств», отмечается в сообщении.
По словам опрошенных "Фонтанкой" экспертов, сокращение продаж на рынках в первую очередь обусловлено глобальным трендом по увеличению конкуренции со стороны сетевой торговли и форматов самообслуживания. При этом ретейлеры с энтузиазмом говорят о готовности предоставлять больше места на полках небольшим крестьянским хозяйствам.
К примеру, «Лэнд» сообщает, что сейчас продает более 250 наименований фермерских продуктов в категориях «молоко», «мясо», «бакалея», «овощи» и др. К примеру, в продажах молочной категории их доля выросла с 3,7% в 2014 году до 9% в 2016-м. В «Азбуке вкуса» ассортимент таких товаров увеличивается на 35 – 40% в год, хотя подсчитать точное число представленных позиций на текущий момент в компании затруднились. «Это молоко и молочная продукция, охлажденное мясо и мясная гастрономия, плодово-овощная продукция», – добавили в компании.
У сетей, ориентирующихся на менее состоятельного покупателя, взгляд менее оптимистичный. Так, в петербургской компании «Интерторг» (сети «Семья» и Spar) точно определить число присутствующих на полках фермерских продуктов затруднились, однако отметили, что доля в продажах в категории «мясо» и «молочные продукты и сыры» составляет не более 1%. Причем в первой наблюдается падение продаж, а во второй темпы роста существенно меньше, чем до кризиса. Такую тенденцию ретейлер объясняет уменьшением доходов населения: стоимость «натуральной» продукции зачастую выше, чем у промышленных товаров.
Фермерский ассортимент «Перекрёстка» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области насчитывает пока 50 позиций. Самая большая доля в «молочке» – около 6%. Впрочем, роста спроса компания не наблюдает. «Все колебания происходят в рамках сезонности», – пояснили в пресс-службе управляющей сетью X5 Retail Group.
Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что выставленные на полках под вывеской «фермерские» продукты являются таковыми лишь в понимании маркетологов.
В законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» говорится, что оно осуществляет деятельность без образования юридического лица и может включать в себя представителей не более трех семей и иметь не более пяти наемных работников.
Однако участники рынка причисляют к этой категории и довольно крупных производителей. К примеру, Х5 в качестве поставщиков фермерских товаров называет «Лосево» и «Мстинское молоко», годовой оборот заводов которых, согласно базе СПАРК, составляет 202 и 414 млн рублей, соответственно.
Вице-президент компании Valio Илья Синча, сообщивший на выставке World Food о расширении сотрудничества с российскими фермерами, как выяснилось, имел в виду СХП «Вощажниково» и ПЗ «Новоладожский» (оборот 979 и 245 млн рублей, соответственно).
Премиальным сетям значительную долю потребностей в фермерских продуктах обеспечивают и собственные, довольно крупные, производства. К примеру, у «Лэнда» в Краснодарском крае имеется крупное хозяйство полного цикла со стадом в 2600 голов и площадью в 2600 га под корма, а «Азбука вкуса» владеет фермой в Калужской области, где производятся овощи, молоко и мясо. В компании пояснили, что под «фермерским» имеют в виду то, что «понимается под экологически чистым продуктом в международной практике».
Вешая на полку ярлык «фермерского продукта», рынок в большинстве случаев оперирует маркетинговым смыслом этого слова, комментируют в «Лосево». «Спрос на продукты с коротким сроком годности — это тренд, под который с недавнего времени все стараются подстроиться», – подчеркнули в компании. Сети стараются закупать у местных производителей, но работать с КФХ ретейлу, как правило, невыгодно из-за маленьких объемов производства.
Помимо объемов и интересной ретейлеру цены они не всегда могут обеспечить стабильность поставок, добавляют в «Интерторге».
Сами производители подтверждают, что попасть на полки сетей, несмотря на все желание, им не удается. «В последние годы каких-то подвижек нет. Выполнить требования сетей по постоянным объемам и самостоятельной доставке в торговые точки проблематично», – прокомментировали в Союзе фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Нарастить масштабы бизнеса многие хозяйства не могут из-за закредитованности. Кроме того, расширяясь, они перестанут соответствовать критериям КФХ, а значит, получать предусмотренные законом льготы.
Однако вводимые правительством нормативы по торговым местам на рынках фермеров также не слишком обрадовали. «Пока рынком управляют сторонние операторы, а не фермерские кооперативы, гарантировать хозяйствам приемлемые ставки аренды нет возможности», – говорят в Союзе фермеров. В ассоциации добавили, что неоднократно обсуждали такую возможность с администрациями районов Петербурга, но не пришли к взаимопониманию.
Фермер Алексей Быков, чье КФХ в Ленобласти выращивает 2,5 – 5 тыс. тонн картофеля в год, говорит, что самостоятельно стоять за прилавком с такими объемами ему попросту неинтересно. «Сейчас мы отдаем товар фруктовым лавкам и посредникам-азербайджанцам», – отмечает он. По его мнению, более действенной поддержкой было бы не создание квот, а помощь в налаживании работы с сетями. «К примеру, создание распределительного центра, куда бы фермеры могли свозить свою продукцию, а сеть – забирать», – поясняет он.
Автор: Галина Бояркова