Консервативные инвестиции: как заработать на структурных продуктах

А с другой стороны - с потребностью консервативных европейских инвесторов в устойчивом инструменте, особенно после застоя 1989 года и высокой волатильности 1990 года. Плюс ко всему - к этому времени появилась хорошая техническая возможность создать подобный инструмент, за счет уже возросшей ликвидности биржевых опционных контрактов (например, за десять лет до этого с ликвидностью опционов все было довольно плохо).
Так же как и в момент появления (середине девяностых годов во Франции), так и сейчас, этот продукт, в первую очередь, для консервативных инвесторов, которые с одной стороны хотят сохранить капитал, а с другой стороны, хотят иметь возможность быстро реагировать на события на финансовом рынке (что мало возможно через депозиты или облигации), получая доходность от движения классических инструментов фондового рынка.
Основное преимущество структурного продукта – уровень доходности, приближающийся к прямому инвестированию в фондовый рынок. В среднем, структурный продукт с полной защитой «забирает» из рынка от двух третей до трех четвертей доходности индекса во время его роста. При этом, устройство структурного продукта полностью защищает инвестиции от потерь в случае падения рынка, то есть вне зависимости от того, упадет ли рынок на 3% или это будет новый 2008 год – результат будет нулевым – не будет дохода, но и не будет потерь. Платой за такое преимущество является то, что срок инвестиции изначально заданный инвестором на входе, например – 6 месяцев или 2 года, нужно выдержать полностью – если отозвать деньги досрочно, то в момент выхода мы получаем закрытие некой сложной рыночной позиции и это не будет так эффективно.
Еще одно преимущество – это надежность инструмента. Структурный продукт – это механизм, формула, связанная с инвестиционной идеей и заданная в момент входа, в процессе ее реализации она не требует отслеживания, управления и временных затрат. Это, во-первых означает, что комиссионные издержки по такому инструменту зачастую ниже чем при других способах размещения, в во-вторых – так называемый «человеческий фактор» отсутствует полностью – нет места для операционных ошибок, связанных с действиями трейдера или управляющего, чтобы не происходило на рынке.
На западе этот инструмент активно используется как частными инвесторами, так и институциональными, в особенности пенсионными фондами и аналогичными структурами, задача которых не сверхдоходно, но рационально размещать относительно крупные средства на сроки от нескольких месяцев до нескольких лет, при этом, не неся рыночного риска совсем или минимизируя его.
В России на данный момент структурные продукты обычно применяют для размещения свободных средств юридическими лицами на периоды порядка нескольких месяцев, это касается в первую очередь реального сектора экономики, пенсионным фондам этот инструмент пока доступен только в урезанном виде из-за регуляторных ограничений.
В некоторой степени использование структурных продуктов ограничивается указанным выше недостатком – неэффективностью досрочного отзыва средств, к этой решению этой проблемы можно подходить с двух сторон. Либо размещаться на большой срок раздробив сумму на несколько одинаковых контрактов, а в случае потребности в деньгах – отозвать досрочно лишь часть средств, таким образом, не ухудшая условий по основной сумме. Либо использовать более короткие структурные продукты – которые также доступны, хотя по характеристикам доходности они уступают долгосрочным, но большинстве случаев все равно обгоняют обычные депозиты.
Антон Плясунов,
брокерский дом «Открытие»