Контентные проекты - радость для инвестора
Брайан Голдберг, один из основателей Bleacher Report, медиа-проекта про спорт, который был продан летом прошлого года за $200M компании Time Warner (необходимое предисловие для укрепления веры в его слова) написал интересную колонку на PandoDaily про контентные медиапроекты. (Интересно сравнить с отечественными реалиями).
После продажи Bleacher Report я планирую запустить очередной контент-проект. Вопрос даже не "если", а "когда". И я счастлив, что занимаюсь бизнесом создания и распространения оригинального контента.
По-моему, подобные проекты имеют минимальный риск для венчурных инвесторов, и фонды должны стоять в очереди для того, чтобы им дали шанс вложить деньги. Я предполагаю, что в ближайшие 10 лет инвесторы будут активно вкладывать деньги в контент-стартапы, а контентные проекты будут возвращать деньги с хорошими мультипликаторами.
Вот почему я так думаю.
1. Контентые проекты - наименее рисковые вложения
Посмотрите на последние контент-проекты, в которые вложились инвесторы. Как минимум три совершили девятизначные выходы: DailyCandy, Bleacher Report и HuffPo. И есть куча других, которые тоже могут рассчитывать на продажу за $100+M: BuzzFeed, PopSugar, Vox Media, Refinery29, Curbed, Mashable, Gawker, BusinessInsider, Thrillist и т.д.
У всех вышеупомянутых компаний огромный трафик и обороты. И с каждым днем их трафик растет, денег становится больше.
Сейчас - уникальное время для контент-проектов. В отличие от обычных стартапов, они практически не закрываются, и даже "плохой год" для них приводит к росту.
Даже те проекты, которые не могут рассчитывать на оценку $100+M, вполне будут рады и более скромным результатам. Проект моего друга College Humor был куплен за восьмизначную сумму, при 0 инвестиций. То же самое и с Техкранчем. Да, вернуть инвестиции х100 может не получиться, но х10-15 - вполне.
2. У контентых проектов меньше рисков, чем у традиционных стартапов.
Недавно взломали Evernote, украли кучу паролей, и это сильно повлияло на взаимоотношения между компанией и клиентами. Сколько специалистов по компьютерной безопасности работает в Dropbox? Как часто воруют номера кредитных карт у банков или у магазинов?
Хорошо, что контентым проектам не нужно заботиться о подобных вещах. В лучшем случае нам нужен ваш логин через Фейсбук, а для чего собирать номера ваших кредиток я даже не знаю.
Для того, чтобы построить контентый проект, который будет стоить сто миллионов, мне не нужно 20 инженеров. Для своего следующего проекта я планирую обойтись двумя.
3. Тут есть место для всех.
Социальная сеть может быть только одна - в нашем случае, это Фейсбук, который сожрал MySpace, Friendster, Hi5 и тд. Сколько платформ для микроблоггинга нужно миру? Правильно - примерно одна - Твиттер.
С контентными проектами все по-другому. Даже в одной и той же вертикали может сосуществовать множество проектов. Мой Bleacher Report отлично уживался с SBNation. Я не собираюсь радоваться за конкурентов, но и они наверняка в ближайшее время продадутся кому-то за серьезные деньги.
С тем, как умирают бумажные/традиционные медиа, перед контент-проектами нового формата открываются новые возможности. Людям нравится ходить на разные сайты. Если "тон" издания хоть немного выделяет его на фоне конкурентов - проекту уже есть место на рынке и у него будет своя аудитория. То, что я пишу эту колонку на PandoDaily, а про стартапы пишет как минимум TC, TNW, Venture Beat и другие, только подтверждает мою точку зрения.
4. Бизнес-модель готова и проверена опытом.
За пять лет любой контентый проект может зарабатывать $25M в год, а то и больше. Бизнес модель - продажа рекламы - работает с первого дня, не нужно ничего изобретать. Она отлично масштабируется. Вы можете начать с малого, в отличие от традиционных стартапов, для которых работает принцип "все или ничего".
Давайте признаемся: в Интернете не так много рабочих моделей заработка. Если еще два года назад кто-то верил в то, что купоны работают, то сейчас в это мало кто верит. Остается проверенные годами е-коммерс и реклама.
В двух словах, вселенная контент-проектов растет и процветает, и те проекты, которые подкреплены инвестициями от VC - тем более. Да, для них более вероятны значительные выходы, чем IPO, но и это может измениться. Кто знает, какой контентный проект первым продастся за миллиард? Я думаю, что это дело времени.
А что у нас?
Если говорить про спортивные проекты, то в России есть несколько интересных вроде Sports.ru/Championat.com. Судя по трафику и рекламе у них все хорошо.
Среди контентых сайтов про интернет лидером по аудитории, наверняка, является полностью построенный на UGC Habrhabr. Про стартапы пишем мы, пишет Hopes&Fears, который принадлежит издательскому дому Lookatme - отличный глянцевый проект про молодых предпринимателей.
Тот же Голдберг говорил, что для того, чтобы медиа-проект на западе начали замечать крупные рекламодатели, ему достаточно иметь несколько миллионов посетителей в месяц (и 10+ миллионов pageviews), для России эти цифры, естественно, немного меньше. Мы, например, недавно перешагнули сложную для тематического проекта цифру в 1М pageviews в месяц, и c трудом справляемся с потоком стартапов, которые хотят попасть к нам.
Про то, чтобы кто-то покупал в России контентные проекты за девятизначные, или даже восьмизначные или семизначные суммы, я не слышал (но это не значит что этого не было или не будет в ближайшем будущем).
Голдберг правильно заметил про однозначность и простоту бизнес-модели: собирай целевую аудиторию, генерируй просмотры, продавай эту аудиторию рекламодателям и следи за тем, чтобы число CPM * трафик было больше (а лучше - гораздо больше) операционных расходов на редакцию и новые макбуки. Кажется просто, но нормально выстроить эти процессы - не самая тривиальная задача, как показывает личный опыт и последние закрытия контентных проектов, которые писали на общие тематики.
Есть ли тут настоящие инвесторы? Что вы думаете про мнение Брайана Голдберга - есть ли в нем здравый смысл? А в России?
Все как-то слишком радужно ... может, для западных инвесторов оно все так, но для российских, я думаю, эта область, хоть и безопасна, как пишется в статье, но не настолько выгодна.