Внутренние и внешние признаки фирм-однодневок, которые должны вас насторожить
Чтобы снизить налоговые риски, важно знать, по каким признакам ФНС и суд определяют фирмы-однодневки, как выстроены типичные схемы уклонения от налогов и как собрать доказательную базу на случай претензий от налоговых органов. Важно при этом уметь правильно проверять контрагентов, чтобы избежать риска доначислений по результатам сделок.
Что такое фирма-однодневка
В Налоговом кодексе нет определения фирмы-однодневки. Оно сложилось из судебной практики и терминологии, введенной официальными письмами ФНС. Впервые ФНС использовала термин «фирма-однодневка» в 2010 году.
В Письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84 фирма-однодневка определяется, как юрлицо без признаков фактической самостоятельности, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не предоставляющее налоговую отчетность и зарегистрированное по адресу массовой регистрации.
В нормативных письмах ФНС и судебной практики также встречается несколько синонимов понятия «фирма-однодневка»:
- подставная организация;
- проблемный контрагент;
- недобросовестные контрагенты;
- техническая организация;
- налогоплательщики, непричастные к ведению финансово-хозяйственной деятельности;
- контрагент, не осуществляющий реальную деятельность.
В основном в своих разъяснениях, решениях и актах по результатам камеральных или выездных проверок ФНС использует два последних понятия.
Основные черты фирмы-однодневки
- Подконтрольна проверяемому налогоплательщику постоянно (на несколько сделок) или временно (на одну сделку)
Эта характеристика не нуждается в предварительной проверке, сама по себе связана с понятием умысла и подразумевает, что заказчик заранее знал о фиктивности своего поставщика.
- Отсутствие условий и возможности осуществления подставной организацией предпринимательской деятельности
Это более актуальный признак, который требует предварительной проверки, если вы не знакомы с контрагентом лично.
Признаки фирм-однодневок
С тех пор как в ст. 102 НК РФ внесли поправки и ФНС расширила перечень открытых данных, деление на внутренние и внешние признаки стало условным.
Внутренние признаки
Внутренние признаки не являются общедоступными, поэтому их невозможно найти в официальных реестрах. Маловероятно, что контрагент ответит на запрос заказчика в ситуациях, которые касаются следующих аспектов деятельности:
- представление уточненных налоговых деклараций с некорректным порядковым номером корректировки;
- уклонение от явки на допрос руководителей организаций более двух раз;
- отсутствие заключенных договоров аренды с собственниками помещений (особенно актуально вместе с недостоверными регистрационными сведениями);
- обналичивание денежных средств;
- транзитный характер движения денежных средств (когда сведения по результатам банковской выписки выводятся с пометкой за товары, за услуги, за иные вознаграждения; если анализировать банковский счет контрагента, там не будет платежей, типичных для организации, которая ведет финансово-хозяйственную деятельность, например, оплаты за коммунальные платежи или транспортные услуги);
- руководитель не получает дохода от организации, которой руководит;
- отсутствуют трудовые и материальные ресурсы (суды и налоговая обращают на это внимание).
При всей неоднозначности и недоступности внутренние признаки можно выявить по косвенным источникам. В частности, вы можете:
- Проанализировать структуру задолженности и уплаченных налогов и сборов контрагента.
Если руководитель не платит налог на имущество организации, транспортный налог, страховые взносы, то, скорее всего, он не получает доход либо у него нет трудовых и материальных ресурсов.
- Найти контрагента в реестре исполнительных производств, который ведет Федеральная служба судебных приставов.
Если задолженность не погашена, исполнительные листы возвращены с пометкой «невозможно разыскать должника» либо невозможно взыскать с должника долг, так как отсутствует имущество, подлежащее взысканию, это может указывать на то, что у контрагента нет материальных ресурсов и производственных мощностей.
Внешние признаки
С этими признаками все проще, так как они выявляются из общедоступных сведений, их можно запросить у контрагента на законных основаниях.
Прежде всего нужно обращать внимание на наиболее опасные внешние признаки однодневок. Обнаружив их, лучше не заключать сделку с контрагентом без предварительной тщательной проверки.
Наиболее опасные внешние признаки
- нахождение руководителя (учредителя, представителя) организации в реестре дисквалифицированных лиц
- паспорт руководителя (учредителя, представителя) находится в списке недействительных паспортов
- в отношении организации принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ
Эти признаки не относятся к прекращению деятельности из-за реорганизации и ликвидации по решению самого учредителя. Если решение принято налоговой и основанием для исключения стал п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, то есть организация исключается как недействующее юридическое лицо, это должно вас насторожить.
- недействующее лицо
В течение года организация не сдает налоговую отчетность и у нее уже давно приостановлены операции по счетам. Для живой организации длительная блокировка счета, полностью блокирующая деятельность бизнеса, неприемлема.
- отсутствие лицензии, если деятельность подлежит обязательному лицензированию
- нахождение в реестре недобросовестных поставщиков
В реестре ФАС содержится информация обо всех организациях, которые допустили нарушения при исполнении госконтрактов и в сфере законодательства 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Внешние признаки со средним уровнем опасности
Только на основании этих признаков отказывать контрагенту в сделке смысла нет. Такие признаки, как минимальное количество персонала, небольшая нагрузка, незначительные обороты, переезд в регион с более благоприятным инвестиционным и экономическим климатом, часто характерны для молодых или финансово нестабильных организаций.
Тем не менее, стоит воспринимать как определенный сигнал следующие обстоятельства, особенно если они сочетаются и образуют единую картину деятельности контрагента:
- массовый адрес регистрации;
- массовый учредитель или руководитель;
- среднесписочная численность персонала нулевая или в компании трудится всего один человек;
- больше 10 расчетных счетов;
- миграция организации между субъектами РФ;
- минимальная налоговая нагрузка по сравнению со среднеотраслевыми показателями.
В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ указаны среднеотраслевые показатели и приведен метод расчета налоговой нагрузки. Чтобы рассчитать налоговую нагрузку, нужно посмотреть сумму уплаченных контрагентом платежей, сравнить суммы задолженности за год, посчитать отношение к показателям бухгалтерской отчетности и сравнить их по ОКВЭД со среднеотраслевыми показателями.
Если показатель отличается в разы или в десятки раз, это повод насторожиться не только в отношении налоговых рисков. Если налоговая нагрузка минимальна, это признак того, что обороты небольшие и предприятие убыточно, особенно если регулярно сдается нулевая отчетность.
- наличие задолженности по налогам и сборам (значительный удельный вес, невозможность взыскания)
Сама по себе задолженность — не повод причислять организацию к фирмам-однодневкам, важно соотношение начисленных налогов и сборов к задолженности.
Если уплаченных налогов, по данным ФНС, ноль или меньше половины, а остаток налога составляет задолженность, это может являться критерием фирмы-однодневки. Особенно если задолженность невозможно взыскать и в банке данных судебных приставов указано, что исполнительные листы вернулись с пометкой «должника невозможно разыскать».
Наименее опасные внешние признаки
Такие признаки нельзя рассмотреть в открытых данных, но информацию по ним можно запросить во внутренней переписке. Ваша задача при оценке этой группы признаков — встретиться с руководителем организации:
- руководитель (учредитель) не является резидентом РФ;
- отсутствие личных контактов руководителя;
- представитель организации проживает в другом субъекте РФ;
- при незначительных размерах компании вся деятельность осуществляется через представителя;
- представитель контрагента не владеет информацией о деятельности компании.
При оценке рисков постарайтесь понять, насколько руководитель владеет общей информацией о деятельности компании, почему он представляет ее (какие у него мотивы), особенно если он находится в другом регионе.
Автор: Кристина Шперлик