Вывески отформатируют по центру. Бизнес не добился значимых корректировок эстетического регламента
Ретейлеры и рестораторы Северной столицы пожаловались врио Александру Беглову на эстетический регламент. Изменения, предложенные КГА по итогам почти двухлетних баталий, не удовлетворили бизнес.
Петербургские магазины, ТЦ и кафе могут недосчитаться десятков миллионов рублей и сократить платежи в бюджет на 30 – 40% из-за нежелания Смольного применять гибкий подход к согласованию вывесок, следует из коллективного письма предпринимателей врио губернатора Северной столицы Александру Беглову (копия документа есть в распоряжении «Фонтанки»). Среди подписавших документ – такие крупные игроки, как ООО «АмРест» (сеть KFC), ООО «Бургер Кинг» (Burger king), АО «Тандер» (сеть «Магнит»), а также «О`Кей», «Максидом», «Буквоед» и другие.
5 декабря, не дождавшись результатов двухлетнего обсуждения с чиновниками, как изменить эстетический регламент Петербурга, чтобы, с одной стороны, сделать город красивее, а с другой – не заставить ретейлеров и рестораторов нести напрасные потери из-за унификации вывесок, ведущие сети подписали обращение к врио Александру Беглову с просьбой обратить наконец внимание на их потери в случае выполнения всех требований постановления еще 2017 года.
4 декабря КГА выложил проект изменений в нормативы. Но они категорически не устроили предпринимателей.
Речь идет о постановлении правительства Петербурга №40, вышедшем еще 31 января 2017 года. Оно устанавливает ряд изменений в правилах городского благоустройства, в частности вводит требования к скамейкам, киоскам, летним кафе, а также к вывескам на фасадах и крышах зданий. Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА), разработавший проект, объяснял новеллу заботой об эстетическом благополучии граждан, заваливших портал «Наш Петербург» жалобами на некрасивую рекламу и ларьки.
Но чересчур жесткие требования к размеру и внешнему виду конструкций заставили бизнес схватиться за голову. К примеру, согласно утвержденным правилам, высота настенной вывески в виде букв не может превышать 0,55 м, а высота иного конструктивного решения — 0,62 м. Причем правила распространяются не только на исторические фасады в центре города, но, в принципе, на все торговые объекты, вне зависимости от их размера и расположения.
Только торговые центры, вывески которых значительно превышают допустимые размеры, оценивали свои потери
В предлагаемых сегодня поправках КГА в основном учел замечания девелоперов: им разрешили размещать на строительном заборе информацию с изображением дома и контактами отдела продаж. Также повезло АЗС, автодилерам и владельцам формата drive (к примеру «Макавто»): отдельно стоящие пилоны и стелы компаний, организующих общепит для автомобилистов, были признаны допустимыми. Но предприниматели не почувствовали радости.
«В документе не написано, какими они должны быть, а значит, по каким принципам их будут согласовывать. То есть, скорее всего, эта поправка не будет работать», – боятся в KFC.
Аналогичные конструкции ретейлеров по-прежнему попадают под запрет. А пожелания разделить требования по размеру вывесок для центра города и периферии не были учтены в полном объеме.
В соответствии с новой версией постановления, максимальная высота настенных вывесок в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском, Московском, Пушкинском, Петродворцовом, Кронштадтском районах по-прежнему должна составлять от 0,55 до 0,62 м. В Приморском, Выборгском, Курортном, Калининском, Невском, Красногвардейском, Фрунзенском, Колпинском, Кировском, Красносельском районах допустимый размер скорректировали до 0,75 м.
Но этого недостаточно, утверждают предприниматели: на фасадах больших зданий вне исторического центра такие таблички все равно будут теряться.
«Предприятия не могут себя обозначить для потребителей, а потребитель просто не видит интересующую его организацию, в связи с чем выручки торговых сетей и ресторанов упали на 30 – 40%», – говорится в обращении предпринимателей к Александру Беглову. Как результат, налоговые поступления сократятся на столько же, в итоге бюджет недополучит «миллиарды рублей в год».
Свои доводы компании изложили главе КГА Владимиру Григорьеву в ходе форума малого и среднего бизнеса. Но тот не согласился с подсчетами предпринимателей: выручки могут падать и из-за курса рубля и санкций, подчеркнул он. Также он подчеркнул, что эстетический регламент носит рекомендательный характер и призван упростить согласование типовых конструкций. Компании, желающие согласовать что-то особенное, могут представить свой проект на градостроительный совет из 35 экспертов-архитекторов.
Но такой подход оставляет поле для коррупции, считают в «Максидоме». Сам ретейлер пока не понёс затрат: большинство его разрешений на вывески еще действуют. Но в перспективе компания может лишиться стелл у своих гипермаркетов, а также вывесок и на фасадах, и на крышах девяти магазинов.
«Возможны существенные потери в выручке за счёт ухудшения навигации. Кроме того, комитет по печати, не дав никакого времени на приведение конструкций в соответствие с новым регламентом, начал активно штрафовать предприятия», – комментирует член совета директоров компании Мария Евневич. Потенциальные убытки компания оценила в миллиарды рублей.
По словам Ильи Тарасова, руководителя сектора согласований KFC (и одного из авторов обращения), пока обратная связь от аппарата Александра Беглова не поступила.
Однако, выступая на форуме малого и среднего бизнеса, врио упомянул, что в курсе проблемы и ждет предложений от предпринимателей. Сейчас инициативная группа готовит собственный вариант поправок, чтобы предложить его Смольному. В частности, предприниматели хотят, чтобы им разрешили ставить вывески на фасадах зданий за пределами исторического центра высотой хотя бы в 2 метра, а также поставить размер конструкций на крыши в зависимость от высоты здания, а не этажности, как сейчас. На время подготовки изменений бизнес просит мораторий на демонтажи и штрафы.
Градозащитники признают, что в Северной столице необходимо навести порядок с рекламой, но главной проблемой называют не незаконные конструкции и объявления. Единообразие не помешает и остальным щитам, но в этом деле важно не переусердствовать. Координатор движения «Красивый Петербург» и председатель комиссии по рекламе и информации Общественного совета при губернаторе Роман Шайхайдаров поддерживает идею сильнее разграничить требования для центра города и спальных районов. «В последних целесообразно оставить крупные конструкции, особенно на тех зданиях, где они уже были согласованы на этапе проектирования», – подчеркивает он.
Автор: Галина Бояркова