Роспотребнадзор отнял добавки у продавцов
Гость
|
Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Центр независимой потребительской экспертизы» (191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., дом 65 «Б», офис 44) подала иски к ООО «ЦПТ» Вита Ли «СПб» и ООО «Век» о признании их действий по продаже дистанционным способом биологически активных добавок к пище (БАД) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Основанием для подачи исков явились обращения граждан, которых в течение длительного времени указанные компании «лечили по телефону» и продавали им дистанционным способом биологически активные добавки (БАД). Дистанционный способ продажи представляет собой заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, и с описанием товара, представленным на фотоснимках. Товар может быть представлен посредством средств связи - телевизионной, почтовой, радиосвязи и других средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром. Многие уже привыкли покупать дистанционным способом книги, одежду, обувь, посуду, предметы обихода и даже мебель. Это, действительно, удобно: во-первых, не нужно обходить в поисках понравившегося тебе товара многочисленные магазины, а, во-вторых, оплата, чаще всего, производится по факту поступления товара покупателю. И в то же время нарушений прав потребителей при таком способе покупки товаров имеется достаточно. Правовые нормы, устанавливающие основные положения дистанционного способа продажи товара включены в Закон РФ «О защите прав потребителей» и в Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612. В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 апреля 2005 г. № 0100/2569-05-32 «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара» указано, что до 70% жалоб потребителей, пожелавших воспользоваться услугами дистанционной торговли, приходится на факты обмана при продаже биологически активных добавок к пище (БАД) и товаров медицинского назначения, которые, как правило, в конечном итоге, реализуются по месту нахождения покупателя, то есть непосредственно на дому у потребителя. При этом, зачастую, в результате сознательного введения потребителей в заблуждение относительно истинных потребительских свойств этих товаров причиняется вред их жизни и здоровью, что является особенно недопустимым. Пункт 2 статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» возлагает на продавца обязанность до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. При этом указанная информация согласно требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», должна быть достоверной и обеспечивать возможность правильного выбора товара (т.е. исключать возможность введения его в заблуждение). Более того, в момент доставки товара потребителю в письменной форме должна быть предоставлена необходимая информация о товаре в объеме требований, предусмотренных п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также информация о порядке и сроках возврата товара, предусмотренная п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», отсутствие которой порождает для продавца гражданско-правовые последствия, закрепленные в абз. 2 п. 4 той же ст. 26.1. С учетом соответствующих положений ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации предложения заключить договор купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» (т.е. дистанционным способом продажи товаров), адресованные неопределенному кругу лиц, следует рассматривать как публичную оферту, а сведения, предусмотренные п. 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», - как условия, необходимые (существенные) для заключения договоров данного вида (ст. 432 ГК РФ). Поскольку в целом положения ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» по своему буквальному содержанию являются общими требованиями, регламентирующими дистанционный способ продажи товаров, безусловная обязанность их соблюдения со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих продажу товаров названным способом, должна корреспондироваться в том числе с императивными нормами иных правовых актов (с учетом положений ст. 422 ГК РФ, ст. 1 и ст. 26 Закона РФ «О защите прав потребителей») в части самой возможности использовать этот способ для реализации тех или иных товаров. В этой связи для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих или желающих осуществлять розничную продажу товаров дистанционным способом, является обязательным соблюдение соответствующих норм, закрепленных в абзаце 2 п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (с последующими изменениями и дополнениями), не допускающих вне стационарных мест торговли продажу продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм. БАД используется как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях. БАД не является лекарством, данная информация в обязательном порядке должна быть размещена на этикетке. Требования к реализации БАД четко прописаны в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 апреля 2003 года, введенных в действие с 20 июня 2003 года (зарегистрированы в Минюсте РФ 15 мая 2003 г., регистрационный № 4536). Не допускается продажа БАД вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах, а осуществляется только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и др.), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски). Пунктом 7.4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» предусмотрено, что розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски). Кроме того, в «Правила продажи отдельных видов товаров» (Постановление Правительства от 19 января 1998 г. № 55) 6 февраля 2002 г. внесены изменения, в соответствии с которыми разносная торговля БАД, как пищевыми продуктами, является недопустимой. Таким образом, перечень соответствующих исключений из общей номенклатуры продовольственных товаров, разрешенных к продаже вне стационарных мест торговли, является закрытым. Пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612, не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. |
||
|
|||
|
|||
- Нет новых сообщений
- Новые сообщения
- Новые сообщения [ Популярная тема ]
- Нет новых сообщений [ Популярная тема ]
- Новые сообщения [ Тема закрыта ]
- Нет новых сообщений [ Тема закрыта ]
- Объявление
- Прикреплен