ПОСТАНОВЛЕНИЕ НЕ ВЛЕЧЕТ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ, ЕСЛИ ОНО ПРИНЯТО ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ ПРИ ОТСУТСТВИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЙ
Соломонис Игорь Владимирович, юрист, в 2005-2007 г.г. руководитель юридической службы Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу
Более двух лет руководители юридических лиц различной формы собственности и индивидуальные предприниматели Санкт-Петербурга задаются вопросом, в какой мере ими должно исполняться Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу И.А. Ракитина «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации работников» от 16 августа 2005 года № 9, и какие правовые последствия могут возникнуть в случае его не исполнения.
Указанным Постановлением утвержден Перечень профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, работники которых проходят обязательную при поступлении на работу и периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. В этот Перечень включены:
1. работники организаций продовольственной розничной торговли и оптовых продовольственных рынков;
2. работники предприятий по производству и фасовке пищевых продуктов, продовольственного сырья и питьевой воды, пищевых добавок и биологически активных добавок к пище, табака и табачных изделий, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта;
3. работники предприятий торговли изделиями, предназначенными для контакта с продуктами питания и водой, а также торговли посудой и бытовой техникой для приготовления и хранения пищевых продуктов и питьевой воды;
4. работники предприятий общественного питания, пищеблоков учреждений, организаций и предприятий;
5. работники транспортных предприятий и частные лица, занятые перевозкой продовольственных товаров на всех видах транспорта (автомобильный, железнодорожный, авиа, речной, морской);
6. работники организаций и предприятий торговли промышленными товарами для населения, парфюмерно-косметическими изделиями, в т.ч. работники вещевых рынков, комиссионной торговли, сетевого маркетинга;
7. работники детских дошкольных учреждений (ясли, сады, ясли-сады, дома ребенка, школы-интернаты, детские санаторные оздоровительные учреждения);
8. работники учебно-воспитательных учреждений (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи);
9. работники внешкольных детских учреждений (спортивные школы, клубы, дома детского творчества, библиотеки);
10. работники сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждений (перед началом работы);
11. учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, а также учебных заведений нового типа (лицеи, колледжи и т.п.) перед началом и в период прохождения практики на предприятиях и учреждениях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
12. студенты первых курсов средних специальных и высших учебных заведений, а также студенты независимо от курса обучения, проживающие в общежитии;
13. работники транспортных предприятий, занятые перевозкой людей (такси, городской пассажирский транспорт), а также водители международных перевозок независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
14. проводники пассажирских поездов дальнего следования, речного, морского и авиатранспорта;
15. медицинские работники родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), отделений патологии новорожденных, отделений для недоношенных;
16. медицинские работники лечебно-профилактических учреждений, санаториев, домов отдыха, пансионатов, интернатов и домов отдыха для инвалидов и престарелых, а также научные сотрудники учреждений здравоохранения и лабораторий, непосредственно работающие с пациентами или биологическими материалами;
17. работники прививочных кабинетов и центров;
18. работники стоматологических поликлиник, кабинетов и центров;
19. работники лечебно-профилактических учреждений для взрослого и детского населения, непосредственно связанные с питанием и коммунально-бытовым обслуживанием;
20. работники аптек, аптечных складов, фармацевтических предприятий (заводы, фабрики и т.д.), занятые изготовлением, фасовкой, хранением и реализацией лекарственных средств;
21. работники предприятий по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения (бани, душевые, сауны, парикмахерские, косметические и массажные салоны, солярии, прачечные, химчистки, пункты приема белья, ремонтно-эксплуатационные управления, похоронные бюро и кладбища);
22. работники бассейнов, водолечебниц, спортивных и спортивно-оздоровительных учреждений, фитнес-центров;
23. работники гостиниц, общежитий, мотелей, кемпингов;
24. работники туроператорских и туристических фирм;
25. работники казино, игровых автоматов, тотализаторов, ночных клубов;
26. лица, осуществляющие работы и услуги по разработке, испытанию, производству, хранению, транспортировке, реализации, применению и утилизации средств, оборудования и материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации, а также контролю за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг;
27. работники ГУП «Водоканал».
Также этим Постановлением предписано юридическим лицам независимо от формы собственности и индивидуальным предпринимателям:
- не принимать на работу и не допускать к работе лиц, указанных в Перечне, без личных медицинских книжек, не прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
- обеспечивать своевременную профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Для начала следует установить, является ли данное Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу нормативным правовым актом, обязательным для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» установлено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Из содержания статьи 15 ч. 2 Конституции Российской Федерации также следует, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу И.А. Ракитина «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации работников» от 16 августа 2005 года № 9, с момента его издания не было опубликовано для всеобщего сведения. В тексте Постановления отсутствует указание о необходимости доведения его до сведения заинтересованных учреждений, организаций, предприятий, индивидуальных предпринимателей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (в редакции от 11.02.1999 г.) были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
В соответствии с п. п. 2, 10, 11, 17, 19 названного Постановления нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в «Российскую газету», в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» от 21 декабря 1993 г. № 10 (в ред. от 24 апреля 2002 г.) указано, что акт признается недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания, если акт издан органом или должностным лицом при отсутствии соответствующих полномочий.
Исходя из изложенного в соответствии с действующим законодательством нормативный акт признается не вступившим в силу (не влекущим правовых последствий с момента издания) в двух случаях:
- если акт не был опубликован официально для всеобщего сведения (исключение из этого правила - акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- если правовой акт издан органом или должностным лицом при отсутствии соответствующих полномочий.
В соответствии с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314, образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
На территории Санкт-Петербурга санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Установленные ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.
В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в аппарате Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 мая 2005 г. № 408, в Роспотребнадзоре издаются: постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, приказы, инструкции и положения.
Если указанные выше документы носят нормативно-правовой характер и требуют государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, то их подготовку необходимо осуществлять в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (с изменениями от 11 декабря 1997 года, 6 ноября 1998 года, 11 февраля 1999 года, 30 сентября 2002 года).
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу И.А. Ракитина «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации работников» от 16 августа 2005 года № 9 подготовлено в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. № 555, которым утвержден «Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 83, утвержден Перечень работ и Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (обследования), а также Порядок их проведения. Приказ от 16.08.2004 № 83 разработан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2003 № 646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)». Данный Приказ (с приложениями) определяет порядок проведения периодических медицинских осмотров, перечень вредных факторов производственной среды и перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), которыми следует руководствоваться при планировании периодических медицинских осмотров. Приказ не отменяет действия существующих Приказов (№№ 90-96, 555-89, 405-96) в части вопросов, в нем не отраженных.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2000 № 229, утверждена Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
В письме Департамента госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации «О направлении перечня профессий» от 7 августа 2000 г. № 1100/2196-0-117, указан «Примерный перечень профессий должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, обязанных проходить при поступлении и в дальнейшем - периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию», который должен быть рассмотрен и утвержден на местном уровне, исходя из санитарно - эпидемиологической обстановки:
1. должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, работающие:
1.1. в организациях торговли, в том числе продовольственных рынках, включая оптовые;
1.2. в организациях общественного питания (столовые, рестораны, кафе, бары, буфеты и др.);
1.3. на пищеблоках всех учреждений и организаций;
1.4. в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, базах, складах хранения и реализации;
1.5. в транспортных организациях;
2. должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией питьевой воды, в том числе работники водопроводных сооружений, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также лица, обслуживающие водопроводные сети;
3. должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и непосредственно с питанием детей, работающие:
3.1. в детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения);
3.2. в учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи);
3.3. в сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы);
3.4. во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.);
4. должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, работающие:
4.1. в организациях по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения (бани, душевые, сауны, парикмахерские, косметические и массажные салоны, солярии, прачечные, химчистки, пункты приема белья, жилищно-эксплуатационные организации, организации, осуществляющие комплексную санитарно - гигиеническую очистку территории города);
4.2. в организациях, занятых обслуживанием канализационных сетей и сооружений;
4.3. в гостиницах, общежитиях, мотелях, кемпингах, туроператорских и туристических фирмах;
4.4. в казино, игровых автоматах, тотализаторах, ночных клубах;
4.5. в бассейнах, водолечебницах, спортивно-оздоровительных учреждениях;
4.6. в лечебно-профилактических учреждениях, интернатах и домах для инвалидов и престарелых, хосписах, а также санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристических базах, непосредственно связанных с питанием и коммунально-бытовым обслуживанием пациентов и отдыхающих;
4.7. в организациях торговли промышленными товарами для детей и парфюмерно-косметическими изделиями;
4.8. в организациях торговли промышленными товарами, в т.ч. комиссионной торговли, организациях по хранению и реализации товаров, поступающих из-за рубежа для повторного использования («second hands»), вещевых рынках и организациях, реализующих товары посредством сетевого маркетинга;
4.9. водителями транспортных организаций, индивидуальными предпринимателями, занятыми перевозкой людей (такси, городской пассажирский транспорт), а также междугородними и международными перевозками;
4.10. проводниками пассажирских поездов дальнего следования, речного, морского и авиатранспорта;
5. учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, лицеев, колледжей и т.п. перед началом и в период прохождения практики на предприятиях, в учреждениях, организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
6. иностранные рабочие в период работы в организациях и учреждениях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
Также в письме Департамента госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации указан «Примерный перечень государственных служащих, работников бюджетной сферы, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию которых рекомендуется проводить за счет средств местного бюджета по тарифам на медицинские услуги»:
1. работники системы здравоохранения;
2. работники системы социальной защиты (пансионатов для ветеранов труда, психоневрологических интернатов, детских домов-интернатов, реабилитационных центров);
3. сотрудники центров дезинфекции и их подразделений;
4. граждане, направленные на профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию учреждениями труда и занятости;
5. работники системы народного образования, в том числе базовых школьных столовых;
6. государственные служащие.
Письмо Департамента госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации «О направлении перечня профессий» от 7 августа 2000 г. № 1100/2196-0-117 не является нормативно правовым актом согласно п.п. 8-10 Указа Президента РФ от 23.05.96 г. № 763 (в ред. от 28.06.2005 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и п.п. 10, 17, 19 «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. № 1009. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке - в «Российской газете» и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке нормативные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат. Данное положение подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 28.06.2006 г. № ГКПИ06-364.
Поскольку Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 16 августа 2005 года № 9 не отвечает указанным требованиям, оно не может быть отнесено к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. А так как Главному государственному санитарному врачу по Санкт-Петербургу не предоставлено право осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной деятельности, то его положения не влекут правовых последствий для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и применению не подлежат.
Однако статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностными лицами.
Из Постановления Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу И.А. Ракитина «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации работников» от 16 августа 2005 года № 9, следует, что без личных медицинских книжек не должны допускаться к работе исключительно все работники бассейнов, водолечебниц, спортивных и спортивно-оздоровительных учреждений, фитнес-центров; работники гостиниц, общежитий, мотелей, кемпингов; работники туроператорских и туристических фирм; работники казино, игровых автоматов, тотализаторов, ночных клубов; работники ГУП «Водоканал». Таким образом, личные медицинские книжки должны иметь не только руководители перечисленных предприятий, но и администраторы, бухгалтеры, кассиры, крупье, юрисконсульты, экономисты, секретари, уборщики помещений и т.д. А, если следовать рекомендациям, изложенным в письме Департамента госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации «О направлении перечня профессий» от 7 августа 2000 г. № 1100/2196-0-117, то без личных медицинских книжек не должны допускаться к работе и работники системы здравоохранения и государственные служащие.
В конкретном случае целесообразно следовать требованиям санитарного и трудового законодательства.
Статьей 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Так, например, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 года (зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2001 г. № 3077), лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Исходя из вышеперечисленных документов личные медицинские книжки должны оформляться не на всех работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, перечисленных в Постановлении Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации работников» от 16 августа 2005 года № 9. Полагаю, что личные медицинские книжки не требуются работникам туроператорских и туристических фирм, работникам казино, игровых автоматов, тотализаторов, ночных клубов.
Нет необходимости в оформлении личных медицинских книжек тому контингенту работников предприятий, учреждений, организаций, которые не имеют контакта с клиентами и продукцией: руководители предприятий промышленной торговли, работники бухгалтерии, отдела кадров, юридического и планово-экономического отделов, канцелярии, пресс-службы и др.
Не на всех работников бассейнов, водолечебниц, спортивных и спортивно-оздоровительных учреждений, фитнес-центров требуются личные медицинские книжки, а только на лиц непосредственно отпускающих процедуры. Также не все работники гостиниц, общежитий, мотелей, кемпингов должны иметь личные медицинские книжки, а только горничные, уборщицы, администраторы, заведующие этажами.
Не требуется заводить личные медицинские книжки на всех работников ГУП «Водоканал». Они должны оформляться только на работников водопроводных сооружений, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды (администрация, работники цехов, персонал производственных лабораторий, обслуживающий персонал), а также на лиц, обслуживающих водопроводные сети (администрация, обслуживающий персонал) и работающих на предприятиях по производству питьевой воды (администрация, работники цехов, персонал производственных лабораторий, обслуживающий персонал).
Следует также рассмотреть вопрос, насколько же законным является требование об отказе в приеме на работу и не допуску к работе лиц, у которых отсутствуют личные медицинские книжки и не пройдена профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация.
Статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке (приказ Минздравсоцразвития от 16.08.2004 г. № 83) обязательный медицинский осмотр. Таким образом, личная медицинская книжка должна быть у работника не на момент приема его на работу, а на момент, когда он должен приступить к выполнению своих должностных (функциональных) обязанностей.
Работодатель, в свою очередь, обеспечивает:
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие личных медицинских книжек на работников;
- своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований работниками;
- организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, в случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» от 20 мая 2005 г. № 402 (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июня 2005 г. № 6674) утверждена форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Личная медицинская книжка приобретается в организациях, уполномоченных Роспотребнадзором. Личная медицинская книжка подлежит голографированию в организациях, уполномоченных Роспотребнадзором. Личная медицинская книжка должна иметь печать организации Роспотребнадзора, выдавшей медицинскую книжку, а также подпись владельца и храниться у администрации организации или индивидуального предпринимателя и может быть выдана работнику по его требованию. При увольнении и переходе на другое место работы личная медицинская книжка остается у владельца и предъявляется по месту новой работы. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация проводятся только после заключения врача о допуске к работе по результатам медицинского обследования. Результат аттестации по профессиональной гигиенической подготовке подтверждается штампом организации, уполномоченной Роспотребнадзором. Личная медицинская книжка является документом строгой отчетности, защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня «В» и свободной продаже не подлежит.
В личной медицинской книжке делаются отметки о сделанных работнику прививках, а также заключения врача о допуске к работе по результатам периодических медицинских осмотров. Отдельно указываются результаты обследования на туберкулез, носительство возбудителей кишечных инфекционных заболеваний, дифтерии, стафилококка, а также результаты исследований на гельминтозы и результаты обследования дерматовенерологом.
Кроме сведений о состоянии здоровья работника в медицинской книжке делается отметка о прохождении аттестации и ее результатах, а также о предупреждении работника о допущенных нарушениях с указанием на соответствующие нарушения.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» установлено, что личные медицинские книжки работникам, указанным в пункте 1.1. данного приказа, выдаются центрами гигиены и эпидемиологии. В Санкт-Петербурге личные медицинские книжки выдаются Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» и его филиалами (Приказ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» «О порядке работы с личными медицинскими книжками и санитарными паспортами на транспортные средства для перевозки пищевых продуктов» от 07.04.2005 г. № 16).
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу «О выдаче личных медицинских книжек должностным лицам и работникам» от 5 сентября 2001 г. № 6, признаны действительными на территории Санкт-Петербурга личные медицинские книжки, оформленные и выданные только центрами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с зарегистрированным Министерством юстиции РФ от 24.04.2000 года № 2199 порядком, защищенные от подделок специальными голографическими знаками госсанэпидслужбы России. Ранее выданные личные медицинские книжки действуют до указанной в них даты очередной гигиенической аттестации. Постановлением рекомендовано руководителям учреждений, организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям организовать получение через центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора необходимых личных медицинских книжек должностными лицами и работниками, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; а также не допускать к работе вышеперечисленных лиц без оформленных личных медицинских книжек.
Согласно Инструкции о порядке оформления ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» личных медицинских книжек, результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц, работников и индивидуальных предпринимателей (приложение к приказу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» от 02.11.2006 г. № 585), профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация должностных лиц, работников и индивидуальных предпринимателей, оформление и выдача им личных медицинских книжек осуществляется ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» и его филиалами. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» заключает договоры на возмездное оказание услуг по гигиеническому воспитанию, профессиональной гигиенической подготовке, аттестации, оформлению и выдаче личных медицинских книжек.
После моей статьи «Нужна ли медицинская книжка работникам турфирм?» постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу И.А. Ракитина «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации работников» от 16 августа 2005 года № 9, которое не могло быть отнесено к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и не подлежало применению в силу того, что Главному государственному санитарному врачу по Санкт-Петербургу не предоставлено право осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной деятельности, было признано утратившим силу новым постановлением Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу И.А. Ракитина «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации работников» от 02.11.2007 г. № 19, которое носит рекомендательный характер и не содержит Перечня профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, работники которых проходят обязательную при поступлении на работу и периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.