Губернатору Вологодской области
Правительству Вологодской области
Законодательному Собранию Вологодской области
Прокурору Вологодской области
Общественной палате Вологодской области
Комиссии по правам человека при Губернаторе области
Руководителям региональных отделений политических партий (фракций в ЗСО)
Руководителям общественных организаций и т.д.
СМИ
от Широбокова Владимира Афанасьевича
Обращение
Современная практика вытрезвителей зиждется на правовой основе постановления Президиума Верховного Совета СССР под названием «Об усилении борьбы с пьянством» (1985).
Положение «О медицинском вытрезвителе при отделе Внутренних дел исполкома городского, районного Совета народных депутатов» от 30 мая 1985 года, дополненное 7 января 1991 года, регламентирует порядок работы вытрезвителя и в настоящее время.
На протяжении ряда лет, а точнее с 1992 года, решается вопрос о передаче данных учреждений в ведомство Министерства здравоохранения. Но до сих пор не принято ни одно решение по данному вопросу. За доставку и порядок в вытрезвителе отвечает МВД РФ. А за оказание медицинской помощи в вытрезвителях – Минздрав РФ.
Насильственное помещение граждан в вытрезвитель противоречит современному российскому законодательству. Российское законодательство разрешает гражданам отказываться от медицинского вмешательства. Более того, Конституция РФ позволяет лишать граждан свободы только по решению суда.
Само существование этих учреждений не содержит достаточных юридических оснований. Ни в одном законе, включая ФЗ «О милиции», правовой статус такого заведения, как медицинский вытрезвитель, не указан. Нет упоминаний о нем и ни в одном подзаконном акте, который устанавливает перечень подразделений местной милиции (ГИБДД, участковые, инспекторы по делам несовершеннолетних и т. д.).
Продолжающаяся деятельность медицинских вытрезвителей нарушает нормы международного права, Конституцию РФ и федеральные законы.
Защитники медицинских вытрезвителей ссылаются на приказ № 106 МВД СССР от 30.05.1985, которым утверждено «Положение о медицинском вытрезвителе…». Однако Положение это прямо противоречит нескольким федеральным законам. Например, оно позволяет силой доставлять в вытрезвители граждан, которые законов не нарушают, а просто находятся «в средней или тяжелой степени опьянения, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность».
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию. Ни вытрезвители, ни МВД такой лицензии не имеют, а значит, занимаются незаконной медицинской деятельностью.
Согласно Международной Декларации прав и свобод человека и гражданина, статье 21 Конституции РФ, никто не может быть подвергнут насилию. Однако Положение предписывает именно насильственное доставление, раздевание и укладывание.
Кроме того, за оказание медицинских услуг в вытрезвителях установлена плата, хотя согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь в государственных учреждениях оказывается гражданам бесплатно. Где-то - Распоряжением мэра или — Распоряжением губернатора или— Постановлением главы областной администрации и т.д. - установлены размеры оплаты услуг вытрезвителей. Все это, утверждают юристы, является систематическим и грубым нарушением Конституции РФ и федеральных законов.
Оценивая ситуацию со стороны Налогового кодекса РФ, можно прийти к выводу, что даже с этой стороны деятельность вытрезвителей противозаконна.
Со стороны Минюста РФ – не все нормативно-правовые акты опубликованы и зарегистрированы в Минюсте РФ.
По Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (потребнадзор) тоже найдутся претензии… и др. ведомства…
Только непонятно почему они не высказывают свою точку зрения по данной проблеме…
Согласно структуре милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 года № 926, названные подразделения местной милиции к числу финансируемых за счет средств федерального бюджета не относятся, т.е. финансируются в силу ст.35 Федерального закона «О милиции» за счет местного бюджета.
При реализации долгосрочной целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Вологодской области на 2009-2012 годы» на медицинские вытрезвители Вологодской области выделено много миллионов рублей, а сколько ещё планируется выделить… Целесообразны ли эти расходы…?
Вывод:
«Существование и функционирование медицинских вытрезвителей не имеет под собой юридической основы, нарушает права человека и зачастую вместо обеспечения общественного порядка способствует совершению преступлений в отношении лиц, доставляемых в медвытрезвители».
P.S. Во многих городах России закрыли и продолжают закрываться вытрезвители. В том числе и в Москве закрыт последний вытрезвитель. Причины местные власти называют разные: это нерентабельно, это нарушение прав человека, это не регламентировано ни одним законом...
На основании выше указанного в преддверии 198 сессии ЗСО Вологодской области, где будет утверждаться бюджет на 2010 год в третьем чтении
Просим Вас
1. Не утверждать средства финансирования медвытрезвителей на 2010 год.
2. Создать депутатскую комиссию по вопросу определения целесообразности финансирования (т.е. деятельности ) медвытрезвителей на территории Вологодской области, в которую ввести представителей различных ведомств непосредственно упомянутых в выше указанном обращении, общественных организаций…
Член Совета по делам инвалидов при Губернаторе Вологодской области
Председатель Совета Вологодской ООО инвалидов Союз «Чернобыль»
17 декабря 2009 г. С уважением Широбоков В.А.