Выбор франшизы. Кому довериться?
Нет, ничего дурного сказать про «Лавку» нельзя. Напротив, следует даже выразить восхищение проводимой ею политикой: все организовано таким образом, чтобы желающие «офранчайзиться» покупали пакеты самой компании, которая предлагает сразу 5–6 своих аптечных программ, например «Лавку жизни» и «Зеленую аптеку». Вся остальная информация о франчайзинге — скорее, завлекаловка для посетителей. А конкуренты «Лавки» утверждают: компания, дескать, лукавит, утверждая, что продает и сторонние франшизы, причем со скидкой, никаких юридических прав на это у нее нет.
В услугах не нуждаемся
Они нашли друг друга
В целом, рынок услуг в сфере франчайзинга уже довольно четко стратифицирован. Есть компании, которые работают как консультанты в сфере франчайзинга, а есть брокеры, торгующие франшизами. Брокерские компании, в свою очередь, подразделяются на тех, кто занимается пассивным продвижением (размещением на сайте), и тех, кто реально продвигает франшизы на рынок (конференции в регионах, представление предложений франчайзера на специализированных выставках и т. п.). Есть также компании, которые ведут разработку отечественных франшиз и адаптируют зарубежные к местным реалиям.
Нужно отметить, что одним из основных показателей серьезности намерений консалтинговой компании является участие в специализированных выставках по франчайзингу. Крупные выставки, такие как «Купи брэнд», собирают ныне вовсе не случайных людей: за три года своего существования этот форум стал самым популярным среди профессионального сообщества. Так вот, в выставке «Купи брэнд–2005» участвовало всего три компании, заявивших, что оказывают консультационные услуги в сфере франчайзинга: КГ «Магазин готового бизнеса», «Республика Франчайзинга» и «Смитбридж».
За и против
Начнем с выгод. Как уже говорилось, для создателя новой франшизы обращение за разработкой франчайзингового пакета к консультантам может в ряде случаев (но не обязательно) означать экономию времени и денег. Как минимум, не нужно вкладываться на стартовом этапе в собственный франчайзинговый отдел. Если поручить разработку франчайзингового пакета консалтинговой компании, будущий франчайзер сможет избежать формирования новой структуры внутри компании, предназначением которой на первых порах станет исключительно разработка франшизы (тем временем эксплуатация франшизы — это совсем другая работа и другие менеджеры). Существующая ныне нехватка профессиональных специалистов по разработке заметно сказывается на качестве франчайзинговых пакетов, вышедших на рынок в последнее время, что отражается на конкурентоспособности франчайзинговой сети, успешности каждого отдельного франчайзи, осложняется юридическими проблемами и т. д.
Что касается цен за разработку франшиз, то профессионал никогда заранее не назовет сумму, которую нужно заплатить за разработку. Франчайзинговый пакет — штучный продукт, ведь каждая компания уникальна. Понимание франчайзинга и его необходимости внутри компании–заказчика, а также описание штатных процедур редко укладывается в стандартную схему. Именно потому стоимость разработки франшизы для каждой компании индивидуальна, если, конечно, консультант не хочет просто сорвать большой куш.
В случае продажи готовых франчайзинговых пакетов вознаграждение компании, продающей франшизы, может колебаться от 10 до 40% от первоначального взноса, тогда как стоимость услуг консалтинговой компании, как правило, определяется в результате переговоров.
— Некоторые компании, ограничивающиеся размещением логотипа франчайзера на сайте, не слишком щепетильно относятся к выбору партнеров, часто без чьего–либо разрешения размещают информацию о популярных франшизах на своем портале с целью привлечь посетителей, при этом не имея никакого права на продажу таких франшиз, — говорит Нина Семина, руководитель департамента франчайзингового консалтинга КГ «Магазин готового бизнеса». — И, к сожалению, подобных компаний–пустышек сегодня в Интернете очень много. Они не только не пытаются сами полноценно работать на рынке франчайзинга, но и мешают другим, размывая рынок, создавая дурную репутацию франшизам, размещенным у них на сайте.
Если же консалтинговая компания обладает достаточными силами по продвижению франшиз на рынок, то комплекс ее услуг явно не будет ограничиваться лишь сосредоточением на сайте предложений франчайзеров. Здесь ощутимую роль играет достижимость региональных продаж. «Возможность регионального продвижения партнерами, а не только московским офисом, очень важна для наших клиентов, — уверена Нина Семина. — Так, наша деятельность не ограничивается одним только Интернетом, именно потому мы добились на этом поприще заметных успехов: 11 франшиз, разработанных «с нуля», и около 40 проданных франчайзинговых пакетов в различных сферах деятельности. К примеру, ведущие консалтинговые компании Америки, где франчайзинг развивается быстрее, чем во всем остальном мире, за 30 лет существования имеют опыт разработки порядка 150 франшиз. Так что если темпы сохранятся, к тридцатилетнему юбилею специалисты «МГБ» будут иметь в багаже более 210 проектов».
Высшим пилотажем консалтинговых компаний является участие в разработке и наличие опыта во всех областях применения франчайзинга, но таких сегодня в России единицы. Некоторые компании, самостоятельно выстроившие свою франчайзинговую сеть, начиная от создания франчайзингового пакета и заканчивая продажей франшиз, иногда оказывают помощь в разработке других франчайзинговых пакетов по своему профилю, однако их деятельность нельзя считать профессионально консалтинговой. Тем более что, кроме общих рекомендаций по своей специфике, они ничем не могут помочь обратившемуся к ним франчайзеру. А специализации по сферам деятельности среди консалтинговых компаний на данный момент нет.
«Засады»
Другой важный пункт: если при первой же встрече, не взглянув на документы, консультанты сразу же объявляют некую сумму за свои услуги, самое время насторожиться. Определить цену проекта на глазок невозможно, а если в консалтинговой компании действует некая фиксированная такса, это говорит явно не в ее пользу.
С кем дружить?
- участие в профессиональных выставках;
- количество разработанных франшиз;
- количество проданных франшиз в различных сферах деятельности;
- четко определенная сфера разработки;
- ясно сформулированный комплекс предоставляемых услуг.
Правильные консультанты должны осуществлять взаимодействие с профессиональными участниками рынка, в том числе с РАФ, вести активную «общественную деятельность»: участвовать в профессиональных форумах, конференциях, семинарах, симпозиумах и т. п., то есть постоянно быть на виду. Это некоторая гарантия того, что подобного рода консультанты не окажутся самозванцами и жуликами.