Бизнес без валютных рисков
Как это лучше сделать, рассказал руководитель Управления по работе с участниками рынка фьючерсов и опционов FORTS ("ОАО "Фондовая биржа РТС") Евгений СЕРДЮКОВ на семинаре, организованном компанией "АТОН".
Рис. Василия АЛЕКСАНДРОВА
|
Если посмотреть на график движения европейской валюты к рублю за последние десять лет, то можно заметить и снижения курса евро (с 30 до 25 рублей), и рост (с 25 до 35 рублей), и очень чувствительный для рубля скачок за последние несколько месяцев. Что касается динамики курса доллара США, то здесь также можно наблюдать и взлеты, и падения. Поэтому во избежание рекордных убытков лучше хеджироваться, то есть страховать свои риски.
Как рассказал Сердюков, риски можно разделить на связанные с падением курса рубля и связанные с его ростом. Если рассматривать первый вариант, то здесь можно выделить несколько ситуаций. Сюда относятся импорт, обесценение рублевых денежных остатков и кредиты в валюте. К последнему Сюрдюков привел пример: один предприниматель в 2007 году открыл ипотечный кредит в американской валюте, так как решил, что “эпоха сильного доллара” прошла. Какое-то время все было хорошо — с 28 рублей доллар обвалился до 23, а ставка по кредиту при этом не поднималась. Предприниматель думал, что правильно угадал и остался в выигрыше. Но потом ситуация изменилась: американская валюта резко пошла вверх, а предприниматель начал нести убытки. И с сентября прошлого года он прикидывал, стоит захеджироваться сейчас или подождать. И каждый раз оттягивал этот момент по той причине, что, как ему казалось, в данный момент это делать дорого. В итоге в декабре бизнесмен очень жалел об этом, однако страховать риски опять не стал. Основным доводом было то, что цена на доллар США и так очень высока и вряд ли еще серьезно вырастет. Но потом наступил январь, и постепенная, “мягкая” девальвация рубля. Даже с учетом того, что ставка по кредиту осталась прежней, платить ему приходится все больше и больше.
Примерно так же обстоит дело и с лизингом в валюте. Здесь уже обратный пример. Один предприниматель из Нижегородской области взял в лизинг у европейской фирмы оборудование для изготовления мороженого. Договор предусматривал расчеты в евро, а контракты с покупателями, заключенные на длительный срок, — в рублях. Чтобы избежать больших рисков, предприятие сразу же захеджировалось, и теперь весьма неплохо себя чувствует.
Риски, связанные с ростом курса рубля, в основном несут компании-экспортеры. Так, одна фирма составляла компьютерные программы для ЭВМ по заказу партнеров из США, которые платили долларами. В течение трех лет подряд рубль рос относительно американской валюты и компания несла убытки, так как и доходы, и выплата зарплаты была привязана к курсу доллара (еще один распространенный вид риска). И при этом владелец фирмы ни разу не застраховался. В этом конкретном случае предпринимателю повезло — его фирму спас рост курса доллара, и, как следствие, резко возросшая в последние полгода прибыль. Иначе его компания вполне могла бы разориться.
“Рецептом” от падения прибыли Евгений Сердюков считает фьючерсы и опционы. Так как в их основе лежит принцип отсрочки поставки, то они позволяют сегодня (хотя с небольшими различиями) договориться о цене, по которой можно будет купить интересующий товар в будущем. В связи с этим для купившего не существует колебаний в ценах, и он может планировать свой бизнес.
Слово “фьючерс” образовано от англ. future (переводится как “будущее”), что отражает суть этого соглашения. Покупатель фьючерса берет на себя обязательство приобрести определенный товар в оговоренный заранее срок, а продавец — продать. Таким образом, фиксируются расходы (или прибыль) организации.
Так, если доходы фирмы зависят от цены на доллар США (или евро), то при росте курса этой валюты происходит рост прибыли. А при падении соответственно наоборот. Снизить степень риска можно посредством продажи фьючерсов и тем самым обеспечить себе продавца, который будет обязан в указанный срок заплатить названную в момент продажи фьючерса цену. Однако при этом следует учесть, что если курс доллара окажется ниже ожидаемого, то предприятие понесет убытки. Если, скажем, сентябрьский фьючерс на доллар будет стоить 40 рублей, а курс окажется, скажем, 35, то все равно фирма будет обязана приобрести товар по цене контракта. Таким образом, при покупке фьючерсов покупатель не только гарантированно избавляется от возможных непредвиденных убытков, но и теряет потенциальную прибыль. Тут каждый решает для себя, что ему важнее — надежность или возможная доходность.
Также хеджировать свои риски можно и с помощью другого инструмента — опциона (англ. option — выбор). В отличие от фьючерса, этот вид контракта за определенное вознаграждение дает право приобрести товар по названной цене. Покупатель опциона может использовать эту возможность по своему усмотрению. То есть опцион можно сравнить со страховкой. Так, например, владелец застраховал свою квартиру от пожара. Есть за весь срок страховки такое ЧП с ним не произойдет, то деньги, которые он платит за полис, не принесут ему никакой ощутимой пользы. А вот если пожар все же случится, тогда эти потраченные средства вернутся сторицей. Поэтому если разница между суммой, названной в контракте, и реальной ценой товара будет ощутимо не в пользу покупателя опциона, то он может решить, что ему выгоднее — покупать на рынке или воспользоваться условиями контракта.