Автолизинг
Лизинг в России развивается очень быстрыми темпами из года в год, ставя новые рекорды роста. И к наиболее развитым отраслям в первую очередь относится лизинг автотранспорта. Для него характерно появление первых скориноговых программ, различных лизинговых продуктов, в том числе совместно с автопроизводителями и даже зарождение оперативного лизинга.
Кто и как использует автолизинг?
В настоящее время лизинг автотранспорта стал доступен практически для всех юридических лиц и даже индивидуальных предпринимателей. При этом нижняя граница стоимости предмета лизинга практически стерта. Многие лизингодатели готовы предавать в лизинг даже один автомобиль стоимостью триста - четыреста тысяч рублей.
Юридические лица используют автолизинг для решения различных задач. Дорогой легковой автомобиль может быть приобретен для топ-менеджмента компании в представительских целях. Это могут быть также автомобили для сотрудников среднего звена. Приобретаются коммерческие автомобили для сервисных работ. Грузовой транспорт берут в лизинг в первую очередь для транспортировок и удовлетворения нужд основного производства. Отдельно следуют выделить организации, для которых автомобили являются ключевым активом (такси, маршрутные такси, прокатные компании, грузоперевозчики). Приобретение автомобиля в лизинг имеем массу преимуществ.
Во-первых, это удобно. Сроки оформления документов в среднем 2-3 дня. Срок лизинга (от 12 до 60 месяцев) превышает максимальный срок банковского кредита на приобретение транспорта. По сравнению с банком лизинговая компания гораздо гибче подходит к условиям договора. Во-вторых, покупка транспорта в лизинг для предприятий выходит дешевле, чем в кредит. В налоговом кодексе РФ предусмотрена ускоренная амортизация предмета лизинга и отнесение лизинговых платежей на затраты, что существенно снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и по налогу на имущество юридических лиц. Ведущие лизинговые компании, специализирующиеся на автотранспорте имеют специальные условия на приобретение техники от автопроизводителя.
В-третьих, приобретая машину в лизинг, покупатель избавляет себя от различных сопутствующих хлопот. Для многих транспортных компаний лизинг вообще стал волшебной палочкой. Такси, маршрутные такси, грузоперевозчики, прокатные компании выбирают этот финансовый инструмент для развития своего бизнеса.
Рассмотрим небольшой пример лизинга автомобиля Форд Фокус стоимостью 420 000 рублей с целью оказания прокатных услуг.
Прокатная компания может взять его в лизинг на три года с авансом 20% и включенным налогом на имущество. В этом случае аванс будет составлять 71 186 рублей и ежемесячный платеж 11 720 рублей1. Соответственно, общая стоимость договора лизинга составит 493 106 рублей. При этом прокатная компания понесет расходы, связанные с регистрацией автомобиля в ГАИ, оплатой транспортного налога и т.п. в размере около 10 000 рублей, страхованием КАСКО и ОСАГО - около 135 000 рублей и потратит на ремонт и поддержание технического состояния автомобиля около 120 000 рублей за три года.
При средней цене за сутки проката такого автомобиля 1 800 рублей (без НДС) и возможной его загрузки около 70 % (то есть автомобиль будет находиться в прокате 70% времени, и 30% автомобиль не будет эксплуатироваться) компания за три года получит доход в размере 1 379 700 рублей.
Таким образом, маржинальная прибыль компании с одного автомобиля за три года составит более 600 000 рублей. Не стоит забывать, что также прокатная компания получит в собственность трехлетний автомобиль, который можно реализовать на вторичном рынке, не менее чем за 50% от первоначальной стоимости. Конечно, данные расчеты достаточно условны, но экономическая целесообразность использования лизинга очевидна. Поэтому большинство транспортных компаний выбирают именно лизинговую схему финансирования. Лизинговые компании в свою очередь тоже стали понимать насколько выгодно может быть подобное сотрудничество и все большее стали "поворачиваться лицом" к подобным проектам.
Крупнейшие российские перевозчики уже стали ключевыми клиентами для многих лизинговых компаний. Последние стараются под крупные проекты привлекать инвестиции иностранных банков под гарантии экспортно-импортных агентств Германии, Италии, Франции и др. Некоторые ведущие производители грузовых автомобилей также предлагают лизинговых компаниям товарное финансирование или рассрочку платежа. Подобные сделки позволяют сторонам реализовывать достаточно крупные и сложные проекты и предоставить клиенту максимально комфортные условия.
1 Цены даны без учета НДС для удобства расчетов
Виды автолизинга в России
В Российском законодательстве выделены только две формы лизинга - внутренний и международный, и дополнительно фигурируют возвратный и сублизинг. В обиходе встречается большое количество разнообразных форм лизинга (прямой, револьверный, чистый, мокрый, левередж-лизинг и др.), но я бы выделили две основные: финансовый и оперативный лизинг. Основные отличия этих форм даны в таблице 1.
Таблица 1. Основные отличия финансового и оперативного лизинга
Финансовый лизинг | Оперативный лизинг | |
---|---|---|
По окончанию договора право собственности переходит к лизингополучателю | Да | Нет |
Лизингополучатель имеет право выкупить предмет лизинга по окончанию срока лизинга по цене заведомо ниже рыночной | Да | Нет |
Риски, связанные с автопарком берет на себя Лизингополучатель (риск потери стоимости автомобиля, технические, страховые риски, риски остаточной стоимости) | Да | Нет |
Лизингодатель предоставляет широкий спектр услуг, связанных с сервисным обслуживанием автомобиля | Нет | Да |
К особенностям лизинга автомобилей следует отнести обязательную государственную регистрацию транспорта в ГАИ, которую можно осуществить как на Лизингодателя, так и поставить на временный учет (на срок договора лизинга) на Лизингополучателя, обязательное страхование ОСАГО и КАСКО.
Под оперативным лизингом подразумевается - аренда транспорта с его техническим обслуживанием, при этом право собственности по окончанию договора к арендатору не переходит, и арендодатель продолжает распоряжаться имуществом. Основное преимущество оперативного лизинга заключается в возможности Лизингополучателя полностью сконцентрироваться на ведении основного бизнеса, передав непрофильное направление (транспортное обслуживание автопарка) на аутсорсинг.
Если говорить о "подводных камнях" лизинга. То в первую очередь стоит отметить возможные скрытые комиссии, к которым к счастью прибегают только некоторые лизинговые компании. Лизингополучателю следует сразу поинтересоваться с какими страховыми компаниями работает лизинговая компания, и какие тарифы в этих страховых, так как большинство лизингодателей накладывает ограничения при выборе страховой компании, предпочитая работать с зарекомендовавшими себя. В случае досрочного расторжения договора лизинга многие Лизингодатели идут навстречу клиенту и уменьшают остаток лизинговых платежей при досрочном расторжении по желанию Лизингополучателя на сумму будущих процентов по кредиту, которые Лизинговой компании не придется платить вследствие досрочного закрытия кредита, хотя немногие из них соглашаются сразу прописать такие условия в договоре.
При оперативном лизинге вполне возможны штрафные санкции за досрочное закрытие договора. Так как в основном данные сделки не подразумевают авансового платежа, то лизинговая компания обязывает своего клиента оплатить ей 20-30% от оставшихся лизинговых платежей, в случае досрочного расторжения договора. Тем самым они получают возможность продать вернувшийся ранее положенного срока автомобиль и безубыточно выйти из сделки.
Автомобиль в лизинг по шагам
Структура лизинговой сделки, действия и их порядок, которые придется совершать сторонам, могут отличаться в зависимости от лизинговой компании и условий проекта. Но есть обязательные шаги, которые придется пройти Лизингодателю и Лизингополучателю с момента обращения последнего в лизинговую компанию и до окончания договора.
На рисунках 1 и 2 представлены схемы сделок по финансовому и оперативному лизингу автотранспорта.
Рис.1 Схема приобретения автомобиля в лизинг
Рис. 2 Схема использования автомобиля при помощи оперативного лизинга
При оперативном лизинге участие клиента минимально. Арендодатель приобретает автомобиль, самостоятельно его страхует, регистрирует в ГАИ, приобретает все необходимое дополнительное оборудование и передает арендатору автомобиль готовый к эксплуатации. По окончанию срока аренды автомобиль возвращается к арендодателю, а клиент может взять в оперативный лизинг новый автомобиль. Обязательными участниками сделки являются лизингодатель, лизингополучатель и поставщик. В то же время, в большинстве лизинговых сделок также присутствуют страховая компания и банк, которые занимаются страхованием предмета лизинга и финансированием сделки. В последнее время появилось еще одно звено в виде брокеров. Последние берут на себя функции поиска оптимального лизингового решения для клиента и помощи при организации, структурировании сделки. Появление брокеров, агентов, консультантов связано с высоким спросом на лизинговые услуги и свидетельствует о росте уровня сервиса. За рубежом на долю лизинговых брокеров приходится достаточно большое количество сделок. "Правильный" брокер - это консультант, партнер для клиента. Его услуги оплачивает лизингополучатель, и он организовывает лизинговую сделку с оптимальными для клиента условиями. Основная его ценность - знания (в области лизинга, лизингового рынка в целом, всех программ и продуктов ведущих лизинговых компаний, специфики бизнеса клиента). Для лизинговой компании он тоже является партнером, потому что формирует ей постоянный поток новых клиентов. При этом он не должен получать от нее деньги, он должен добиваться лучших условий для лизингополучателей.
Автолизинг в России и за рубежом
За рубежом, а в частности США и Великобритании, лизинг зародился более 50 лет назад. Уровень развития лизинговых операций и объемы лизинга в США и Западной Европе выше чем в России, но в то же время темпы роста российского лизингового рынка опережают показатели этих стран. На долю автолизинга в США и Европе приходится в среднем от 30 % до 55% объема лизингового рынка. Ключевыми лизингодателями являются банки (или банковские лизинговые компании) и автопроизводители.
В разных странах существуют различные формы лизинга. Особо хотелось выделить две формы лизинга в Великобритании: финансовый лизинг и аренду-продажу, которую тоже классифицируют как лизинг. Финансовый лизинг в Великобритании подразумевает 100%-ное финансирование автомобиля, а при аренде-продаже обязателен авансовый платеж от 10% и выше. При этом аренда-продажа используется для облегчения приобретения транспорта, а финансовый лизинг - для получения выгоды от использования предмета лизинга. То есть российский финансовый лизинг более схож с британской арендой-продажей. А финансовый лизинг Великобритании напоминает зарождающийся оперативный лизинг в России.
Доля лизинга в продажах нового автотранспотра в Германии, Франции, Великобритании и США составляет в среднем около 30%, в то время как в России в лизинг приобретается порядка 10%.
Автолизингом за рубежом пользуются как крупные, так и малые компании. Высоким спросом пользуется как финансовый, так и оперативный лизинг. По данным аналитического агентства DATAMONITOR, представленных в отчете за 2007 год по семи крупнейшим рынкам корпоративных автопарков Европы, во многих странах именно малый и средний бизнес занимает львиную долю в портфелях лизинговых компаний, специализирующихся на оперативном лизинге (таблица 2).
Таблица 2. Удельный вес малых компаний в общем парке автомобилей, переданных в оперативный лизинг в европейских странах
Страна | Удельный вес компаний с парком до 25 автомобилей в общем парке автомобилей, переданных в оперативный лизинг в данной стране |
---|---|
Бельгия | 43,2% |
Франция | 51,1% |
Германия | 23,3% |
Италия | 46,4% |
Нидерланды | 29,2% |
Испания | 37,3% |
Великобритания | 23,4% |
Источник: DATAMONITOR Fleet Market Profiler 2007 - TOP 7 Markets
Количество лизинговых компаний в России, имеющих в своем портфеле сделки с автотранспортом, переваливают за сотню. При этом около 65% всего объема сделок по лизингу автотранспорта приходится на 20 ведущих лизинговых компаний. Ключевыми игроками являются: Европлан, Лизинговая компания Уралсиб, Каркаде, Элемент Лизинг, Вольво Финанс Сервис Восток, КАМАЗ-ЛИЗИНГ, Лизинговые компании НОМОС-Банка, Интерлизинг, Глобус-Лизинг, Стоун XXI, Фольксваген Групп Финанц.
При этом некоторые из них (Вольво Финанс Сервис Восток, КАМАЗ-ЛИЗИНГ, Фольксваген Групп Финанц, Скания ГК SFSR) являются кэптинговыми компаниями по отношению к производителям автотранспорта (Вольво, КАМАЗ, Фольксваген, Скания). Другие принадлежат банкам (Лизинговая компания Уралсиб, Лизинговые Компании Номос-Банка). Есть и независимые компании (Европлан, Каркаде, Стоун XXI). При чем для последних характерен акцент именно на массовом автолизинге. Основными их клиентами является сегмент малого и среднего бизнеса. Кэптинговые компании специализируются в основном на более крупных проектах. Основные лизингодатели, специализирующиеся на автомобилях, расположены в Москве, но при этом большинство из них имеют очень широкую региональную сеть. К числу ключевых лизингодателей относится и несколько лизинговых компаний из Санкт-Петербурга - НОМОС-Лизинг Северо-Запад, Интерлизинг и Глобус-Лизинг. Лизинговые компании из других регионов пока отстают и специализируются на других видах оборудования.
Высокие темпы роста лизинга и высокие темпы продаж автомобилей в России позволяют предполагать качественное изменение лизингового рынка автотранспорта, а именно: появление новых лизинговых продуктов, в том числе развитие оперативного лизинга; более плотное сотрудничество лизинговых компаний с поставщиками и финансирующими организациями, с целью снижения стоимости лизинговых услуг; дальнейшее региональное развитие лизинга.
Как получить автомобиль в лизинг?
Требования лизинговых компаний к потенциальным клиентам с каждым годом становятся все мягче. Но все же, если вы хотите не просто приобрести автомобиль в лизинг, а получить достаточно комфортные условия, следует помнить об основных моментах, на которые обращают внимание лизингодатели.
Большое значение лизинговые компании придают сроку деятельности компании (большинство предъявляют требование существования на рынке не менее 1 года, но есть компании готовые работать и с более молодыми предприятиями). Также весомое значение имеет выручка, а точнее ее достаточность формировать необходимые денежные потоки, позволяющие без ущерба для бизнеса оплачивать лизинговые платежи.
При ведении переговоров с лизинговой компанией обязательно стоит упомянуть об имеющей положительной кредитной истории и тогда ваши шансы усилятся. А вот наличие просроченной задолженности напротив крайне негативно скажется на принятии положительного решения.
Лизинговая компания может значительно снизить планку требований в зависимости от условий лизинговой сделки. Высокий аванс (30-40%) почти гарантирует принятие положительного решения, если речь идет о небольшом количестве автотранспорта. Да и сам предмет лизинга многое определяет. Приобретение автомобиля, пользующегося высоким спросом не вызовет препятствий у лизинговой компании.
Максимальные шансы на получение одобрения и выгодных лизинговых условий может гарантировать наличие постоянного партнерского сотрудничества между лизингодателем и лизингополучателем. Если вы вместе работаете достаточно давно и эффективно, лизинговая компания с удовольствием будет инвестировать в развитие вашего бизнеса и далее, увеличивая свой портфель и способствуя вашему развитию.