Штрафы после проверки СЭС
Органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы имеют право проводить проверки предприятий на соответствие условий их работы основным правилам и санитарно-эпидемиологическим нормам.
Особенно пристально они относятся к предприятиям, основной сферой деятельности которых является организация общественного питания и торговля продуктами питания и алкогольными изделиями. Впрочем, и для предприятий, далеких от пищевой промышленности предусмотрены определенные правила и нормы, а значит, не исключена возможность проверки.
С другой стороны, зачастую за проверкой и получением соответствующего акта приходится обращаться и самостоятельно, поскольку такая проверка предусмотрена процедурой получения многих видов лицензий на коммерческую деятельность. Естественно, обращаясь в органы СЭС самостоятельно, вы имеете возможность спланировать график проведения проверки и соответствующим образом к ней подготовиться.
В процессе подготовки к проверке, мы рекомендуем воспользоваться соответствующими законодательными актами, регулирующими санитарно-гигиенический режим на предприятии. Среди них:
• 2.3.5-021-94 ГКСЭН- Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли;
• 2.3.5-669-97 ГКСЭН- Временные санитарные правила для оптовых продовольственных рынков;
• 42-123-4117-86 МЗ СССР - Санитарные правила “Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов”;
• №4695-88 МЗ СССР - Санитарные правила для холодильников;
• другие инструкции и правила, определяющие порядок перевозки , хранения и продажи групп товаров, входящих в ассортимент вашего предприятия, требования к упаковке соответствующего вида продукции, правила санитарной обработки транспорта, используемого при транспортировке пищевых продуктов.
Не всегда возможности предприятия и временные рамки позволяют достичь полного соответствия всем условий производства требованиям санитарно-гигиенической службы. Однако это не означает, что нет необходимости стремится к максимально точному их исполнению с вашей стороны. Прежде всего необходимо сделать все от вас зависящее для соответствия предъявляемым требованиям, а далее пытаться поддерживать на предприятии установленный порядок. Иначе результатом проверки предприятия органами СЭС могут быть не только наложение штрафа, но даже возбуждение против вас уголовного дела.
Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам и сырью для их производства, используемым при производстве добавкам, технологиям и контактирующим с продуктами питания оборудованием и материалами, а так же организации питания населения определяет закон №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30 марта 1999 года.
Невыполнение указанных в нем требований приводит к наложению на организатора производства предупреждений, а при последующих нарушениях штрафов:
• Граждане облагаются штрафом в размере от 10 до 15 МРОТ,
• Должностные лица и индивидуальные предприниматели - от 20 до 30 МРОТ,
• Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму от 200 до 300 МРОТ.
В случае невыполнения профилактических санитарно-противоэпидемических мероприятий должностные лица и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на сумму от 30 до 40 МРОТ, юридические лица облагаются штрафом от 300 до 400 МРОТ.
В случае, если указанные нарушения привели к массовым отравлениям или заболеваниям, по факту нарушений возбуждается уголовное дело в соответствии со статьей 236 Уголовного Кодекса Российской Федерации. При отсутствии летальных исходов наказание может быть от 100 до 200 МРОТ штрафа или же лишением свободы на срок до 2 лет. Если нарушения привели к смерти человека, прокуратура может ходатайствовать о лишении или ограничении свободы на срок до 5 лет.
Распределение ответственности.
Основная доля ответственности за санитарное состояние предприятия возлагается на его руководителя. Именно он по закону отвечает за то, насколько точно на предприятии выполняется санитарный режим, за санитарное состояние самого предприятия и прилегающей территории, за соблюдение условий и сроков приема, хранения и реализации продукции, за качество реализуемой продукции и ее соответствие нормативным требованиям.
Ответственность за допуск к работе на предприятии только лиц, прошедших медицинский осмотр и допущенных к данному виду деятельности по медицинским показаниям так же возлагается на администрацию предприятия.
Ответственность за соблюдение правил и сроков хранения пищевых продуктов и своевременную реализацию лежит на лице, отвечающим за складское помещение – заведующем складом или базой, товароведе, кладовщике.
Непосредственно на продавца возлагается ответственность за соблюдение личной гигиены, санитарное состояние рабочего места и соблюдение требований гигиены к отпуску пищевых продуктов, а так же соответствие сроков реализации.
Правила проведения проверок органами СЭС.
При проведении проверки представители соответствующих органов обязаны предъявить служебный пропуск, а так же удостоверения с подписью ответственного лица и печатью контролирующего органа, где указаны сроки полномочий на проверку предприятия.
Проверка помещений, требующих соблюдения особых санитарно-гигиенических мер – мест отпуска и хранения пищевых продуктов, осуществляется только в соответствующей санитарной одежде. Проверка подсобных помещений, кассы, складов, рабочих мест продавцов возможна только в присутствии администрации предприятия.
Администрация не имеет права препятствовать проведению проверки, принимать необходимые меры по устранению выявленных недостатков. Любые противодействия со стороны администрации и должностных лиц предприятия проведению санкционированной проверки даю право представителю СЭС обратиться в органы милиции за содействием. Органы правопорядка имеют право оказать помощь в проведении исследований, получении образцов для лабораторных исследований, составлении протокола.
Результаты проверки заносятся в контрольный журнал предприятия. Факты нарушений фиксируются в протоколе, который составляется представителем санитаро-гигиенической службы, наделенным соответствующими полномочиями, и должны подкрепляться служебными документами – протоколами инструментальных и лабораторных исследований, актами, докладными.
Протокол должен быть подписан составившим его представителем контролирующих органов, а так же представителем предприятия, где было совершено нарушение. Если при проведении обследования присутствовали свидетели или потерпевшие, их подписи так же включаются в протокол. В случае, когда лицо, ответственное за правонарушение отказывается подписывать протокол, об этом делается соответствующая отметка в протоколе, при этом нет необходимости в подкреплении протокола подписями свидетелей.
Вынесение решений по результатам проверки.
В соответствии со статьей 257 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР протокол о правонарушении должен быть рассмотрен главным государственным санитарным врачом или исполняющим его обязанности лицом в течение 15 дней. Вынесенное им постановление может быть обжаловано вами в течение 10 дней после вынесения. Обжалование подается в вышестоящие органы или в народный суд района или города.
Стоит принять к сведению, что постановление о наложении штрафа или другого административного взыскания должно быть обращено к исполнителю в течение 3 месяцев после его вынесения, в противном случае оно не обязательно для исполнения.
В случае обжалования вынесенного постановления, если данное обжалование не было удовлетворено, срок его исполнения определяется решением арбитражного суда. Если же обжалования не было, лицо, ответственное за правонарушение обязано оплатить штраф в течение 15 дней с момента получения постановления. Допускается не более чем 30 дневная просрочка уплаты штрафов.
Чем грозит уклонение?
Контролирующие органы имеют достаточный арсенал средств воздействия на правонарушителей, отказывающихся выполнять их предписания.
Так неуплата предписанного штрафа может быть облажена пеней в размере 1% от неуплаченной суммы за каждый просроченный день. Постановление о наложении пени выносится арбитражным судом, после обращения в него контролирующих органов.
В случае невыполнения предписаний органов СЭС в соответствии с законом “О качестве и безопасности пищевых продуктов” должностные лица компании могут быть оштрафованы на сумму от 10 до 40 МРОТ.
Закон “О защите прав потребителей” и закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов” предписывают штрафные санкции в размере до 5000 МРОТ в случае невыполнения требований органов контроля – антимонопольных, метрологии и сертификации ,органов, контролирующих безопасность и качество товаров.
У вас так же есть право обратиться в суд для признания недействительными постановлений или части постановлений контролирующих органов а так же отмене или уменьшении суммы штрафных санкций, в том числе органов и территориальных отделений федерального антимонопольного контроля, органов стандартизации., сертификации и метрологии, а так же других исполнительных органов, имеющих полномочия осуществлять контроль качества и безопасности товаров и услуг. Право на обжалование вынесенных решений и предписаний сохраняется у вас в течение полугода со времени их вынесения. Естественно успешность обжалования во многом зависит от подготовленности и аргументированности вашего искового заявления.
26.01.2011