Мошенники на три буквы
1 из 3 |
Фото: Валерий Мельников/
|
|
Активная реклама сервисов, которые можно получить, отправив SMS на четырехзначный номер, привела к тому, что сейчас о таких услугах знают все, кто смотрит телевизор. В отличие от телефонных номеров абонентов сотовой связи, короткие номера предназначены специально для оплаты мобильных сервисов. Это могут быть участие в SMS-викторинах и голосованиях, продажа контента (картинок, мелодий, видеороликов, игр) для сотовых телефонов, запросы на получение информации или подписку, отправка сообщений на радиостанции или специальных кодов для розыгрыша призов.
Такая форма электронной коммерции вот уже несколько лет привлекает армию сетевых злоумышленников, создающих липовые сервисы и наживающих немалые капиталы на доверчивых абонентах. По данным агентства AC&M-Consulting, объем мошенничества в мобильных сетях в 2009 году составил около 15% выручки от микроплатежей, которая была на уровне $350 млн, то есть мошенники заработали примерно $50 млн, или 1,5 млрд руб. "Человеческая глупость существовала во все времена, и появление сотовых сетей и интернета ситуации нисколько не изменило",— говорит первый зампред совета Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Владимир Магеров.
По словам пресс-секретаря компании МТС Ирины Осадчей, на российском рынке количество абонентов, пострадавших от мошеннических услуг, в 2009 году составило около 3 млн человек.
Увеличим, углубим и улучшим
Мы уже писали о двух SMS-лохотронах, аналоги которых заполонили рунет в прошлом году. Речь шла о так называемых аудионаркотиках и определении местоположения абонентов сетей мобильной связи (
Успешных "разводов", приносящих вполне осязаемые барыши мошенникам, на самом деле гораздо больше, и постоянно появляются новые, когда пользователи перестают "вестись" на уже использованные схемы. "Это динамичный и хорошо налаженный бизнес, выстроенный на доении наивного потребителя. А вот общих схем облапошивания как раз немного, все эти сервисы слеплены под копирку",— говорит аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов.
ФОТО: Павел Смертин, Коммерсантъ
Правоохранительные органы не могли не заинтересоваться ситуацией вокруг SMS-афер
|
По словам Потресова, разработан типовой договор публичной оферты, который подавляющее большинство пользователей игнорируют, ставя галочку и "принимая условия". В таком договоре указано, что сервис является "игровым" и никаких реальных услуг или информации не предоставляет. Этот договор тщательно прячут, но формально он легко доступен потребителю. Обычно рядом с указанием стоимости доступа есть неприметная звездочка, которая является ссылкой на пользовательское соглашение. "Указывают цену SMS в пределах 10 руб., а мелким и плохо читаемым шрифтом где-нибудь внизу сайта пишут, что цена указана за один просмотр, один день доступа, один день работы специалистов и т. п.,— объясняет Сергей Потресов.— А оплачивается, естественно, сразу месяц доступа, сотни просмотров и т. д., причем оказать реальные услуги даже не пытаются. Единственная задача — одноразово содрать максимально возможную сумму, при этом не нарушив закон и соблюдая правила игры".
ФОТО: Валерий Мельников, Коммерсантъ
Сергей Потресов: «Мошенников на каждом коротком номере — многие сотни, если не тысячи»
|
Аферисты — на шаг впереди