Почему россияне не планируют свой бюджет?
Россияне планируют свой бюджет не далее, чем на полгода вперед. Как считают эксперты, отсутствие у наших сограждан привычки к долгосрочному планированию не лучшим образом сказывается на российской экономике.
Лишь 9% россиян планируют свои расходы более чем на полгода вперед.
Россияне планируют свой бюджет не далее, чем на полгода вперед, свидетельствует апрельский опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Отсутствие у россиян привычки к долгосрочному планированию не лучшим образом сказывается на российской экономике.
Как выяснил НАФИ, большинство респондентов (67%) уверены в том, что знают, каков будет уровень их дохода только на ближайший месяц. Почти вдвое меньше опрошенных (39%) сообщили, что могут уверенно прогнозировать размер своего заработка на полгода вперед. Далее с увеличением горизонта планирования снижается доля респондентов, которые могут с уверенностью оценить размер своего будущего дохода. Лишь 3% россиян знают, сколько будут получать через 10 лет.
Недальновидные россияне
В ответ на вопрос, планируют ли они свои доходы, большинство россиян (67%) ответили положительно. При этом 30% сообщили, что планируют свои расходы с точностью до копейки, а 37% - планируют в основном крупные траты. Остальные, а это около трети россиян не планируют свои расходы вовсе или затруднились ответить на вопрос.
Впрочем, даже самые сознательные россияне не строят планы на долгий срок: 64% планируют свои расходы только на ближайший месяц. Еще четверть россиян сообщают, что планируют свои расходы на полгода вперед. И лишь 9% пытаются составлять семейный бюджет на более длительный срок.
В ходе исследования выяснилась любопытная закономерность. Оказывается, владельцы банковских счетов и клиенты НПФ чаще планируют расходы только на месяц вперед. А владельцы кредитных карт, ипотечные заемщики, те, кто взял автокредит, а также пользователи срочных вкладов склонны планировать свои расходы на более длительный срок, чем пользователи других финансовых услуг.
Слишком много горячих денег
Отсутствие у россиян привычки планировать свой бюджет на годы вперед не лучшим образом сказывается на российской экономике. В ней оказывается слишком много горячих денег, которые направляются на непродуманное, а иногда даже ажиотажное потребление, что подхлестывает инфляцию.
В рамках борьбы с инфляцией Минэкономразвития пытается увеличивать норму сбережений в экономике. Инструменты по стимулированию сбережений населения включены в программу антиинфляционных мер, которую министерство должно внести в правительство в ближайшее время.
Этот документ далеко не первая антиинфляционная программа министерства, ориентированная на увеличение нормы сбережений в экономике. В 2006 году МЭРТ уже предлагал подобный план на 2006-2007 годы. Правда, единственным полностью реализованным пунктом той программы МЭРТа стало лишь проведение "народных" IPO госкомпаний.