Где на Руси жить нехорошо? Индекс несчастья в разных регионах
«Индекс несчастья» показывает, в каких регионах России жить труднее, и предупреждает, что в пограничных регионах будет расти социальное недовольство.
Мы подсчитали подобные индексы несчастья для российских регионов, просуммировав последние доступные данные Росстата – уровень безработицы в мае, подсчитанный Росстатом по методологии Международной организации труда, и инфляцию, накопленную к 1 июля с начала года. Это не вполне классический Misery Index, потому что включает инфляцию только за последние полгода, а не за 12 месяцев. Тем не менее, он помогает понять, в каких регионах россиянину жить нехорошо.
Средние по России показатели – 8,5% безработицы и 8,1% инфляции. Соответственно, средний индекс несчастья на 1 июля достиг 16,6 процентных пунктов.
Поскольку в кризис инфляция снижается, а безработица растет, и к тому же разница в росте цен между регионами меньше, чем разница в безработице, то определяющим фактором совокупного несчастья стала именно безработица. Явных исключений из этого правила четыре: только в Москве, Московской области, Петербурге и на Чукотке темпы рост цен оказались намного важнее числа неработающих. Особенно велик этот разрыв на Чукотке (17,6% против 4,5%), что вызвано опережающим подорожанием услуг и тарифов естественных монополий (24,7% за полгода).
В «лидерах» индекса несчастья – Ингушетия и Чечня – из-за громадного уровня безработицы (да и цены там растут быстрее, чем в среднем по стране). Такие депрессивные регионы, как Тыва, Алтай, Бурятия и Калмыкия тоже находятся вверху списка. Традиционно благополучные (особенно столичные и нефтеносные) регионы, как и следовало ожидать, «счастливее».
В целом можно сказать, что «несчастны» жители национальных республик, причем не только кавказских, а также тех, что на Дальнем Востоке или Севере России. Не очень хороши дела и в Калининграде, и в Брянской области.
Получается, что хуже всего тем, кто проживает на границах России, причем почти на всех направлениях: и на Востоке, и на Юге, и на Севере, и даже на Западе. Согласно американской статистике, через год после резкого увеличения индекса несчастья в регионе начинает расти преступность, что еще больше вгоняет регион в депрессию и увеличивает вероятность беспорядков. «Индекс несчастья» хорошо объясняет, почему в некоторых регионах уже сейчас протестные настроения высоки, и предсказывает, кто может пополнить список беспокойных субъектов Федерации в ближайшее время.
<script type="text/javascript"> <!-- swfobject.registerObject("unhap"); //--> </script>
В России экономические измерения несчастья, наверное, будут неполными без показателей задолженности по зарплате, хотя надежность статистики в этой области оставляет желать лучшего. Если принять уровень просроченной зарплаты на 1 января за 100%, то к 1 июля он достиг 153,9% в среднем по России. В 22 из 83 субъектов объем просрочки уменьшился, причем в этот список попали либо очень благополучные регионы (Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область), либо, наоборот, активно дотируемые федеральным центром – Дагестан, Магаданская область, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и Бурятия.
На Чукотке просрочка уменьшилась в 10 раз, но такое экстремальное падение вызвано тем, что на начало января там была маленькая задолженность (если измерять ее в рублях) – малые долги и гасить проще. Точно также показатели «лидеров» индекса, например, рост просрочки в Архангельской области до 6121,2% объясняются очень низким начальным уровнем задолженности.
Заметно выросла задолженность по заработной плате в восточных регионах, особенно в Хабаровском, Красноярском краях и Магаданской области, а также в некоторых областях Центральной России. В «Независимом институте социальной политики», впрочем, уверены, что плохи дела и в некоторых других регионах, просто статистика не отражает этого в полной мере. Во многом из-за того, что на малых предприятиях зарплату задерживают примерно в 2 раза чаще, чем на крупных, а «малыши» не отчитываются перед Росстатом.