Скидку на путевку в летний лагерь для своего ребенка может получить каждый
Начну с того, что в городе сейчас существует несколько программ, по которым путёвки в детские лагеря оплачиваются государством полностью или частично. Существенные скидки, кстати, могут получить практически все.
Средняя рыночная стоимость отдыха ребёнка в лагере в Ленинградской области составляет от 11 до 30 тысяч рублей за одну смену. Но это полная стоимость.
Если родители официально работают в любой организации (в том числе в коммерческой компании), то отдых ребёнка обойдётся в 50% от полной стоимости путёвки. Сотрудники государственных и муниципальных учреждений и органов власти могут приобрести путёвки с ещё большей скидкой — 90% от стоимости. Дети, оставшиеся без попечения родителей, из неполных и многодетных семей, а также из семей, в которых среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в Петербурге, могут поехать в лагерь бесплатно. Список лагерей можно найти на сайте
Есть ещё городские лагеря, организованные на базе школ. То есть дети проводят там целый день, а вечером возвращаются домой. Отдых в таком лагере обойдётся родителям в среднем в 1000 рублей за смену.
Казалось бы, условия более-менее приемлемые, но этими программами пользуются немногие. То ли люди не знают о них — тогда это проблема информирования, которую, я пытаюсь решить, в том числе с помощью этой статьи. То ли родители почему-то не хотят отправлять детей в лагеря.
Проблемы лагерей
В Ленинградской области встречаются замечательные детские лагеря, в которых создана современная инфраструктура, работают подготовленные вожатые и педагоги, есть условия для отдыха и досуга детей. Правда, и отдых в таких лагерях может стоить очень недёшево. Но, как ни странно, зачастую свободных мест именно в таких лагерях нет с февраля-марта.
Большинство лагерей, конечно, находится не в самом хорошем состоянии. Вечная проблема нехватки средств на капитальный ремонт — лагеря строились в советские годы и часто не ремонтировались капитально с тех самых пор. Во многих лагерях дети продолжают жить в деревянных корпусах, там отсутствует нормальная канализация, водопровод. Есть проблемы и с подготовкой кадров: во многих лагерях вожатыми работают студенты, прошедшие лишь краткосрочную подготовку, а для работы с детьми этого не всегда хватает.
Результатом всех этих проблем стали трагические случаи прошлого лета. Тогда, напомню, из одного лагеря в Ленинградской области убежали дети — одного из сбежавших потом нашли утонувшим в близлежащем водоёме. В другом лагере ребёнок погиб в результате ураганного ветра — но опять же, наверное, этого можно было бы избежать, если бы лагерь был подготовлен к таким нештатным ситуациям. И это только в Ленинградской области, а ведь был ещё известный трагический случай с детьми на Азовском море — тогда погибло шесть подростков и их преподаватель.
По всем этим случаям были сделаны серьёзные выводы, как организационные, так и кадровые. Во всех лагерях, где я побывал во второй половине прошлогоднего лета, было запрещено купание детей в водоёмах, если в них нет оборудованных купален. Было налажено оперативное оповещение лагерей о штормовых оповещениях. Да и изменения в руководстве Комитета по молодёжной политике Петербурга, который занимается оздоровительной кампанией, многие связали именно с провалами в организации прошлогодней кампании.
Сейчас город выделяет деньги на реконструкцию лагерей, но и здесь существуют сложности. Большинство лагерей находится в очень хороших местах Ленинградской области, в курортной зоне или на территории заповедников. Земля там дорогая и очень востребованная. Многие лагеря через многочисленные судебные инстанции добиваются оформления права собственности на занимаемую ими землю. И судиться, бывает, приходится с различными ведомствами органов государственной власти. Без оформления земельных прав в программу капремонта попасть практически невозможно. И если когда-то вокруг Ленинграда было почти полтысячи лагерей, то сегодня их не больше сотни. В этом вопросе необходимо наладить взаимодействие властей двух субъектов федерации – в противном случае детских лагерей в скором времени станет ещё меньше.
Трудные дети
Не менее остро стоит вопрос организации досуга для т.н. «трудных» подростков — тех детей, которые стоят на учете в полиции. До недавнего времени такие дети отдыхали в лагере «Прометей», где с ними работали специально обученные педагоги, где дети могли не только отдыхать, но и работать и зарабатывать, где на территории всегда находились сотрудники правоохранительных органов. Однако лагерь был закрыт несколько лет назад на реконструкцию, и так пока и не открылся. Говорят, что реконструкция там до сих пор не началась. И непонятно, начнётся ли.
В связи с закрытием «Прометея» на комиссии также периодически поднимается вопрос, что делать с «трудными» подростками. Отправлять ли их всех в один, неспециализированный лагерь, или распределять между разными лагерями. В первом случае есть угроза появления настоящих банд, которые после лета вернутся в город и непонятно чем станут заниматься. В другом случае есть угроза ненормального влияния «трудных» детей на остальных. Вопрос пока остаётся без ответа.
Тем не менее, дети, состоящие на учёте, никуда не делись, и на лето большинство из них остаётся в городе. В прошлом году, например, это привело к тому, что уже в июне подростковая преступность в Адмиралтейском районе увеличилась в четыре раза по сравнению с обычными показателями — эти данные озвучивались на заседании нашей комиссии.
В этом году на весь район было выделено 8 (!) путёвок для «трудных» подростков, при том, что на учёте в милиции состоит около 300 (!) человек. Остальные, видимо, опять останутся на улице.
10/05/2011