Как стать лучшим: стратегия успеха Джека Уэлча
В те времена его поведение не укладывалось в общепринятые нормы - и в успех амбициозного Джека никто не верил. Но зато он всегда верил в себя – и несмотря ни на что добился карьерных высот. Вот его формула успеха.
Осенним утром 2000 года Джек Уэлч ожидал приезда «новичка» — так обычно в компании General Electric (GE) называли преемника на посту председателя правления. Его звали Джефф Иммельт, и ему предстояло возглавить крупнейшую американскую корпорацию. Джек обнял и поздравил преемника. Он вспомнил, как 20 лет назад его также радушно обняли и сообщили о возлагаемой на него миссии. Для Уэлча назначение не стало неожиданным — он стремился к нему давно и всеми силами.
Вообще, страх или сомнения были неведомы Джеку. Когда в возрасте 24 лет он пришел в GE, то открыто заявил, что станет президентом этой компании. Многие его коллеги сильно сомневались в этом, ведь молодой сотрудник был довольно резким и нетерпеливым человеком, а самое главное, не стеснялся говорить правду в глаза. В те времена такое поведение не вполне укладывалось в общепринятые нормы, поэтому в успех амбициозного Джека никто не верил. Но зато он всегда верил в себя. И за эту уверенность благодарит прежде всего свою мать.
Все в наших руках
Родился Джек Уэлч в 1935 году в штате Массачусетс. Отец трудился проводником на железной дороге и постоянно пропадал на работе. Поэтому воспитывать и растить сына выпало на долю матери, которая была очень энергичной и волевой женщиной. Когда школьная хоккейная команда потерпела поражение и Джек, ее капитан, от злости швырнул клюшку через всю площадку, первым к нему в раздевалку ворвался не тренер, а разъяренная мать. «Слабак, — кричала она, — не умеешь достойно проигрывать — никогда не сможешь победить!» Эти слова, как вспоминает будущий бизнес-лидер, навсегда остались в его памяти.
Именно мать взращивала в Уэлче уверенность, повышала его самооценку. Мальчик страдал заиканием, но она смогла внушить ему, что это от излишка ума — мол, язык не поспевает за роем мыслей. Она же убедила Джека, что все в этой жизни зависит лишь от его желания, можно стать кем хочешь, главное — взяться за дело как следует. Уже в зрелом возрасте Джек Уэлч признавался, что благодаря матери он научился руководить людьми и добиваться от них результатов.
Сформировавшиеся в детстве свойства характера стали проявляться довольно быстро. Еще когда парнишка подрабатывал в обувном магазине, за ним закрепилась слава умелого продавца. Стремясь получить дополнительное вознаграждение, он так рьяно уговаривал клиента, что тот часто уходил, унося под мышкой неходовой товар, например туфли с багровыми носами. После окончания колледжа Джек поступил в ближайший государственный университет на факультет химической инженерии. Там он не был первым, но учился довольно сносно. Окончив вуз, бывший студент решил получить еще и ученую степень. В стране в это время начался экономический спад и ситуация на рынке труда была не самая лучшая. Три года Джек провел в лаборатории, где ставил опыты и тщательно записывал результаты. Позже он вспоминал, что целеустремленность и неуемное желание вступить в большую игру постоянно подстегивали его, поэтому он защитил диссертацию на два года раньше своих однокашников.
Карьерный взлет
Двадцатичетырехлетний доктор наук получил несколько предложений от различных компаний, но он остановил свой выбор на GE. Здесь создавалась группа для разработки нового термопластика, поэтому поле для деятельности было широким. Этим и поспешил воспользоваться молодой инженер, под руководством которого группа уже через несколько лет существенно продвинулась в решении поставленной задачи. Руководство GE уже подумывало об открытии нового завода по производству ПФО (полифениленоксида), но вдруг выяснилось, что материал трескается под воздействием высоких температур, а это сильно ограничивало его использование. Однако Джек не растерялся и с присущим ему энтузиазмом взялся за исправление ошибки. Вскоре продукт получил полное одобрение.
В это время освободилась вакансия генерального менеджера по операциям с полимерными продуктами, и Уэлч решил любыми путями получить эту должность. Он неделю звонил своему руководителю домой и доказывал, что именно он и только он является самым достойным кандидатом. Упорство и уверенность в себе сыграли большую роль, потому что начальник спустя некоторое время сам позвонил Джеку и предложил занять этот пост. Но молодой специалист задержался на нем недолго. Увидев способности Уэлча, в 1977 году менеджмент GE бросил его на самое бесперспективное на тот момент направление бизнеса — ему поручили возглавить химико-металлургическое подразделение. Там его встретили унылые лица сотрудников, с неохотой тянущих рабочую лямку. Реформы Джека начались с увольнений — в дальнейшем это станет его визитной карточкой. Кадровому вопросу бизнес-лидер всегда уделял большое внимание, отмечая, что три четверти успешной работы любой компании обеспечивает именно человеческий фактор. Если же кто-то не способен надлежащим образом выполнять свои обязанности, ему лучше уйти. Таким людям, как считал Уэлч, он даже оказывал услугу, поскольку на новом месте они, возможно, добьются большего как в карьерном, так и финансовом плане. Но знаменитый реформатор никогда не выставлял претендентов сразу за дверь. Всем «штрафникам» он несколько раз делал строгие выговоры и выражал неудовольствие их работой. Когда человек был уже психологически готов к тому, чтобы покинуть компанию, Джек его подталкивал окончательным и решительным «приговором».
Вскоре в GE начались баталии за пост председателя правления. Сначала претендентами считались семь человек, но к 1979 году возглавить компанию хотели уже только трое. Кандидатам предложили написать подробную докладную, в которой они должны были оценить достигнутые результаты, а также представить свое видение будущего корпорации. Спустя шесть месяцев новым председателем правления GE стал Джек Уэлч.
Либеральное управление
К тому моменту, когда Джек принял руководство компанией, GE была громоздкой, неповоротливой структурой, отягощенной многими убыточными направлениями бизнеса. Ее сравнивали с супертанком, тогда как сам руководитель мечтал увидеть быстроходный катер. Реформатор объявил полномасштабную войну лени персонала, бюрократии, излишним затратам. Уэлч считал, что корпорация должна сосредоточиться лишь на тех областях деятельности, где является бесспорным лидером, от остальных же активов нужно избавляться. Чтобы переговоры о продаже проходили более успешно, Джек решил вместе с бизнесом предлагать клиентам контракт на сервисное обслуживание оборудования. До него такой оригинальный ход никто не использовал. Одновременно уменьшалось и количество работников: в самый разгар преобразований в компании осталась лишь половина первоначального состава. Но сокращение штата объяснялось не только продажей ряда направлений. Уэлч разослал топ-менеджерам схему «20–70–10», по которой оценивалась работа персонала. Руководитель должен был выделить 20% наиболее активных своих работников и лелеять их как зеницу ока. Им обеспечивался и высокий уровень зарплат, и продвижение по службе. Еще 70% могли рассчитывать лишь на повышение зарплаты, а 10% беспрекословно увольнялись. Для Джека это был тяжелый, но необходимый процесс реструктуризации бизнеса.
В итоге в GM остались лишь самые прибыльные подразделения, перед которыми была поставлена задача быть в своей области первыми, в крайнем случае вторыми. Джек очень просто сформулировал суть рыночной экономики: если ты первый, то тебе достается основная прибыль, всем остальным — лишь объедки.
Удар был нанесен и по бюрократии. Нового президента не устраивало то, что каждое решение менеджмента должно было пройти через дюжину уровней, прежде чем попадало в производственный цех. По его задумке весь офис корпорации должен быть открытым, чтобы на пути новых идей и предложений не стояло никаких преград. Во время правления Уэлча руководители направлений получили большую власть и свободу, право без оглядки на центральный офис ставить цели и достигать их. Для того чтобы коллектив стал более сплоченным, в корпоративную этику вошли регулярные тренинги, в которых начальники участвовали наравне с подчиненными.
Особое внимание уделялось креативу. Как известно, «японское экономическое чудо», поднявшее страну с колен после войны, стало возможным исключительно благодаря свежим идеям — пусть порой не своим, но удачно адаптированным под нужды экономики. Джек постоянно приводил этот пример, призывал генерировать идеи. Его не интересовало, кому они принадлежали, главное — результат. Он требовал от сотрудников творчества, каждый мог в споре доказывать свои мысли, и статус работника был абсолютно неважен.
Все эти меры позволили GE благополучно пережить застойные годы в экономике США, стать действительно динамичной транснациональной корпорацией. И хотя Джек Уэлч покинул ее почти восемь лет назад, его принципы и стиль работы до сих живы в этой компании.
Формулы Джека Уэлча
Не бойтесь разрушать традиции, которые мешают компании двигаться вперед
Разбюрократизируйте систему управления
Освобождайтесь от лишнего, в том числе от тех звеньев производства, которые требуют дополнительных расходов и тем самым съедают прибыль.
Распрощайтесь с неэффективными работниками, а перспективным помогайте продвигаться по карьерной лестнице.
Предоставьте руководителям подразделений больше инициативы.
Создайте дружескую, захватывающую и доверительную атмосферу в компании.
Будьте открыты новым идеям.
Делайте все возможное, чтобы потребитель был доволен, боритесь за качество предоставляемых товаров или услуг.
Продавайте не только продукт, но и решения.
Возьмите за правило проводить обучение во всей организации.
Формируйте кадровый резерв.