Как выбирает Уоррен Баффет и что у него в портфеле
Можно ли, копируя его стратегию, добиться столь же успешных результатов? Подход главы Berkshire Hathaway к инвестированию, на первый взгляд, отличается минимализмом и простотой. Однако его реализация на практике от человека, не обладающего талантом (интуицией) и опытом Уоррена Баффета, потребует больших усилий, в том числе и над собой.
Все потому, что подавляющее большинство инвесторов подвержено стадному чувству и рассматривает вложения в акции как игру на бирже. А это входит в абсолютное противоречие с концепцией Баффета. По его словам, главный залог его успеха – самостоятельное принятие решений на основе собственных размышлений и здравого смысла. Поэтому тех, кто хочет добиться от своих инвестиций аналогичных результатов, он призывает к независимости мышления. Кроме того, Уоррен Баффет – принципиально долгосрочный инвестор. Он не гонится за быстрой прибылью. Своим инвестиционным горизонтом он называет вечность, а в качестве объектов для вложений выбирает надежные компании, способные поддерживать хорошие темпы роста и устойчиво генерировать прибыль в любых рыночных условиях. Тогда как большинство инвесторов постоянно перетряхивают свои портфели, покупая или продавая небольшие пакеты акций разных компаний, Уоррен Баффет годами, а то и десятилетиями держит в портфеле крупные пакеты бумаг нескольких тщательно отобранных эмитентов. По его мнению, чтобы по-настоящему разбогатеть, портфельный инвестор должен побороть в себе стремление к компромиссам и покупать только лучшее. «Если компания не удовлетворяет вашим принципам, не покупайте ее. Будьте терпеливы, и когда-нибудь вам обязательно представится возможность купить хорошую компанию по хорошей цене», - утверждает он. В этой простой, вроде бы, формуле успеха содержится два ключевых вопроса: каковы критерии выбора хорошей компании, и какая цена является хорошей для ее покупки.
Определение объекта инвестиций по Баффету – это целая философия. Ее основной постулат гласит: надо покупать не акции, а бизнес, стоящий за ними. При этом сфера деятельности компании должна быть проста и понятна инвестору. В упрощенном виде этот принцип выглядит как личный потребительский интерес к той или иной марке. Уоррен Баффет часто повторяет, что вкладывает деньги в предприятия, продукцией которых с удовольствием пользуется много лет. И предпочтений своих не меняет. Так, на конец 2000-го на акции American Express, Coca-Cola и Wells Fargo приходилось 62,7% стоимости всех вложений Berkshire Hathaway в обыкновенные акции, которые тянули на $37,62 млрд. На конец 2007-го бумаги вышеупомянутой тройки по-прежнему являлись крупнейшими позициями в портфеле холдинга, на них приходилось 39,1% из $75 млрд. вложений в акции (состав инвестиционного портфеля Berkshire Hathaway по состоянию на 30.09.08 в таблице).
Знаменитый инвестор считает, что хорошая компания должна быть проверена временем: как правило, он избегает вложений в фирмы, акции которых обращаются на фондовом рынке менее 10 лет. Достаточно сказать, что «костяк» его портфеля составляют старейшие американские компании: American Express основана в 1850-м, Wells Fargo – в 1852-м, Coca-Сola начала свой бизнес в 1886-м.
И это второе объяснение, почему Уоррен Баффет не участвовал в dotcom-пузыре конца 1990-х годов. Как признается сам инвестор, он плохо разбирается в компьютерной технике и информационных технологиях. К тому же большинство компаний, в акциях которых надувался пузырь, были вчерашними стартапами. Было, конечно, еще и третье обстоятельство – неадекватная оценка рынком технологических бумаг, но об этом позже.
Тогда многие обвиняли Уоррена Баффета в недальновидности и старческом консерватизме, не позволяющим его акционерам зарабатывать в условиях «новой экономики». Действительно, на фоне индекса Nasdaq динамика акций Berkshire Hathaway какое-то время выглядела провальной (график 3): в 1999-м прирост индекса технологических акций составил 85,6%, тогда как акции холдинга потеряли 20%. Но уже совсем скоро все встало на свои места. В следующие два года публика восхищалась проявленной Уорреном Баффетом осторожностью и мудростью: в 2000-м Nasdaq упал на 39,3%, в 2001-м – еще на 21%. Котировки Berkshire за это время прибавили 26,6% и 6,5%, соответственно.
Еще один важный момент, на котором акцентирует внимание Уоррен Баффет, - выбирать нужно компании, позиции которых хорошо защищены от конкурентов. Это делает прогнозы в отношении их финансового будущего более надежными. В качестве защиты могут выступать брэнд, патенты, высокие затраты на вхождение в отрасль и т.п.
Принятие инвестиционного решения невозможно без анализа финансового положения компании. Главные источники информации здесь – бухгалтерские документы: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Внимательного изучения достойны и аналитические комментарии менеджмента компании к отчетным результатам. Анализ деятельности фирмы предполагает расчет традиционных коэффициентов (ликвидности, оборачиваемости, рентабельности активов и структуры капитала), позволяющих сделать вывод о ее платежеспособности, финансовой устойчивости и эффективности работы.
Уоррен Баффет не уважает широко используемый в США показатель прибыли на акцию (earnings per share, чистая прибыль/количество акций в обращении), предпочитая анализировать чистую прибыль на доллар инвестиций акционеров (return on equity, чистая прибыль/акционерный капитал), причем за период, по крайней мере, в пять лет. Кроме того, он считает, что точное представление о компании невозможно составить без изучения отчета о движении денежных средств. В отличие от данных по прибыли, показатели денежного потока почти невозможно «подтасовать». Именно они позволяют вскрыть многие серьезные проблемы, оказывающие влияние на будущие прибыли.
Столь глубокий финансовый анализ эмитента многим может показаться слишком трудоемким или вообще невыполнимым. Действительно, кропотливое изучение отчета о движении денежных средств и сопоставление его с показателями баланса выглядит гораздо сложнее, чем примитивное сопоставление фактически полученного и прогнозируемого аналитиками значения прибыли на акцию (EPS estimate), на основании которого большинство рядовых инвесторов в США и судят об успешности бизнеса. Однако именно фундаментальность подхода Баффета обеспечивает качество принимаемых им инвестиционных решений.
Наконец, он отмечает, что, инвестируя в акции той или иной компании, вы фактически доверяете свои средства ее менеджменту. С управляющими почти всех компаний, бумаги которых включены в портфель Berkshire Hathaway, у инвестора-миллиардера сложились доверительные дружеские отношения. Главная добродетель CEO, по его мнению, - честность и ориентация на собственников (т.е. работа в интересах акционеров). Рядовые инвесторы, конечно, не могут рассчитывать на такой уровень общения, однако они могут оценить качество управления компанией, исходя из результатов ее деятельности. Важный источник информации о руководстве – обращения топ-менеджеров к инвесторам, их выступления на ежегодных собраниях акционеров, а также раздел Management Discussion and Analysis (MD&A) годового отчета компании, в котором управляющие высказывают мнение о различных аспектах ее деятельности и рисуют перспективы.
Итак, «хорошая» компании в представлении Баффетта ведет бизнес, понятный инвестору; имеет хорошие долгосрочные перспективы и управляется честными и компетентными людьми. Теперь нужно понять, какую цену считать приемлемой для приобретения ее акций.
Цена не имеет значения. Главное – не переплатить. Уоррен Баффетт четко разделяет: рыночная цена (капитализация) компании и ее истинная стоимость – это совершенно разные вещи. Цену акций на рынке определяют люди, чьи слабости и эмоции бывают сильнее здравых рассуждений. Действия рыночных игроков, диктуемые, когда страхом, когда алчностью, могут привести к сильному и продолжительному отклонению рыночной цены компании от ее внутренней стоимости. Последняя – величина оценочная и соответствует приведенной стоимости будущих потоков наличности, которые сгенерирует компания. Поэтому задача инвестора – попытаться определить фундаментально обоснованную стоимость компании и соотнести ее с текущей рыночной ценой.
Если рассуждать аналогично, то момент продажи актива наступает тогда, когда его рыночная цена начинает соответствовать его внутренней стоимости. Именно это случилось с акциями PetroChina, покинувшими портфель Berkshire Hathaway в прошлом году. В 2002-2003 годах холдинг купил 1,3% акций этой компании за $488 млн. Стоимость пакета соответствовала оценке бизнеса китайского нефтяного гиганта в $37 млрд. Уоррен Баффет полагал, что она должна быть намного выше – около $100 млрд. К 2007-му два обстоятельства существенно увеличили капитализацию PetroChina – рост цен на нефть и грамотные действия менеджмента по наращиванию нефтегазовых резервов. В результате во второй половине прошлого года рыночная стоимость компании поднялась до $275 млрд, что, по мнению Уоррена Баффетта, сделало ее справедливо оцененной. Холдинг принял решение о продаже своего пакета, выручив за него $4 млрд.
Проблема кроется в сложности определения внутренней стоимости компании. Единственно верной методики для проведения подобных расчетов нет. При любом используемом методе (наиболее часто используется дисконтирование будущих доходов или дивидендов) требуются оценочные значения, определяемые каждым инвестором в соответствии со своими субъективными представлениями. Причем даже незначительная разница в подставляемых в одну и ту же формулу переменных может приводить к серьезным отклонениям в итоговых результатах. Выход здесь, по мнению Уоррена Баффета, один – совершать сделку только при наличии достаточного «запаса прочности» (margin of safety). То есть между рыночной ценой компании и полученными вами оценками ее внутренней стоимости должен быть хороший разрыв. Он будет выступать страховкой от ошибочного инвестиционного решения. Причем легендарный инвестор настаивает на очень консервативном подходе к оценке инвестиционных возможностей, считая оптимизм врагом рационального инвестора.
Нетрудно догадаться, что когда на рынке происходит крах и основным драйвером его падения выступает паника, запас прочности резко увеличивается, и вероятность инвестиционной ошибки снижается. Отсюда Уоррен Баффетт делает логичный вывод: «Акции хороших компаний нужно покупать тогда, когда у них плохие новости», то есть когда происходит значительное и необоснованное падение их рыночной цены. А совершив инвестицию, нужно просто набраться терпения и ждать, когда рынок вновь начнет оценивать бумаги справедливо. Именно во времена кризисов, как глобальных, так и локальных, глава Berkshire Hathaway сделал свои лучшие приобретения. Например, акции Washington Post он купил в период кризиса 1973 года. В 1988-м, после сильнейшего падения рынка в предыдущем году, он приобрел акции Coca-Cola.
5 советов от Уоррена Баффета
- Смотрите не на акции, а на бизнес. Задайте себе вопрос: что бы я чувствовал, если бы завтра биржа закрылась года на три? Если вы с радостью готовы и дальше владеть акциями, значит, вы правильно выбрали компанию. Именно так должен мыслить инвестор.
- Рынок – ваш помощник, но не советчик. Он не говорит, правильно вы поступаете или нет. Об этом скажут только результаты работы компании, акциями которой вы владеете.
- Вы не можете с точностью сказать, сколько стоит компания, поэтому оставляйте себе «запас прочности» (margin of safety), дающий право на ошибку. Совершайте сделку только в том случае, если вы можете позволить себе оказаться «несколько неправым» и выйти из нее без последствий.
- Заимствовать средства (работать с плечом) – самый простой путь, который многих разумных людей привел к разорению.
- Акция не знает, что ей владеете вы. Вы испытываете к ней какие-то чувства. Она к вам – нет. Акция не знает, сколько вы за нее заплатили. Вы не должны вовлекать свои эмоции в процесс инвестирования.
Что в портфеле у Berkshire Hathaway
Ниже представлен перечень компаний, чьи обыкновенные акции находились в инвестиционном портфеле Berkshire Hathaway по состоянию на 30.09.08. Рыночная стоимость этих вложений на 14.11.08 составляла $54,73 млрд.
Компания |
Рыночная стоимость позиции на 14.11.08, $ млн |
Доля в портфеле на 14.11.08, % |
American Express Co. |
3030,70 |
5,54 |
Anheuser Busch Cos. Inc. |
948,38 |
1,73 |
Bank of America Corp. |
82,10 |
0,15 |
Burlington Northern Santa Fe* |
5144,93 |
9,40 |
Carmax Inc. |
154,19 |
0,28 |
Coca Cola |
9000,40 |
16,45 |
Comcast |
186,36 |
0,34 |
Comdisco Holdings |
11,69 |
0,02 |
ConocoPhillips |
3978,67 |
7,27 |
Costco Wholesale |
252,51 |
0,46 |
Eaton Corp. |
119,69 |
0,22 |
Gannett Co. |
28,10 |
0,05 |
General Electric Corp. |
124,60 |
0,23 |
GlaxoSmithkline |
54,76 |
0,10 |
Home Depot Inc. |
76,00 |
0,14 |
Ingersoll-Rand |
85,17 |
0,16 |
Iron Mountain |
69,97 |
0,13 |
Johnson & Johnson |
3708,35 |
6,78 |
Kraft Foods |
3794,20 |
6,93 |
Lowes Companies |
118,50 |
0,22 |
M&T Bank Corp. |
442,05 |
0,81 |
Moody's |
927,84 |
1,70 |
Nike Inc. |
355,54 |
0,65 |
Norfolk Southern |
100,48 |
0,18 |
NRG Energy |
113,25 |
0,21 |
Procter & Gamble |
6680,00 |
12,21 |
Sanofi Aventis |
117,98 |
0,22 |
Sun Trust Bank |
107,42 |
0,20 |
Torchmark Corp. |
108,63 |
0,20 |
Union Pacific Corp. |
510,05 |
0,93 |
United Parcel SVC |
75,95 |
0,14 |
UnitedHealth Group Inc. |
127,73 |
0,23 |
US Bancorp |
1918,25 |
3,51 |
USG Corp. |
155,70 |
0,28 |
WABCO Holdings |
43,20 |
0,08 |
Wal-Mart Stores Inc. |
1051,26 |
1,92 |
Washington Post |
679,01 |
1,24 |
Wellpoint Inc. |
168,35 |
0,31 |
Wells Fargo |
8343,41 |
15,25 |
Wesco Financial Corp. |
1728,04 |
3,16 |
Итого: |
54726,99 |
100,00 |
*Информация по объему позиции скорректирована на 28.10.08
Источник: CNBC.com
Читайте так же по теме:
- 10 заповедей успешных спекуляций Уоррена Баффета
- Секреты Уоррена Бафетта: 8 способов стать богатым
- Как Уоррен Баффет стал миллиардером
- Путь гуру: от 5 центов до 40 миллиардов
- Как разбогатеть на ПИФе?
- Во что вкладывать деньги в период мировых финансовых потрясений
- Десять способов разбогатеть - Рекомендации Дональда Трампа
- Куда вкладывать деньги?
- Первые шаги частного инвестора
- Как стать богатым, инвестируя всего лишь 10% средств?