Как найти работу за 14 дней. День четвертый
|
День 4. Сам себе продавец. Профессиональные сообщества, социальные сети. Работа подобна красивой женщине: она не любит ждать. Г. Колетт Знаете, в чем секрет любой методики? В том, что она работает только тогда, когда вы ее выполняете, не откладывая в долгий ящик, до лучших времен и после дождичка в четверг. Вам нужна работа. И десятки тысяч работодателей именно в этот момент размещают или уже разместили свои вакансии и начали свой поиск. Как вам встретиться с тем, у кого вы хотели бы работать? Есть три стратегии. Итак, на сегодняшний день у вас: 2. Есть хорошее резюме, из которого работодатель может сделать правильный вывод о вашем опыте, профессиональных навыках, знаниях, умениях. Более того, ваше резюме выделяется из массы других какой-то фразой или парой предложений, точно характеризующих вас как личность. В одной из последних глав я познакомлю вас с подборкой из фрагментов реальных резюме кандидатов на вакансии. Это те ошибки, которые вы можете допустить, если не будете чувствовать меру допустимого творчества при описании каких-то своих качеств, особенностей или требований. Встречаются такие «ляпы», которые заставляют HR-специалиста игнорировать, выкинуть резюме или посмеяться над ним. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем резюме не было таких оплошностей. 3. Вы познакомились с основными Интернет-ресурсами, на которых публикуются вакансии, и разместили на некоторых из них (там, где есть более всего подходящих для вас предложений) свое резюме. В этом случае уже с сегодняшнего дня у вас могут возникнуть первые контакты с работодателями. Кто-то ответит, что вы не подходите, кто-то попросит выслать резюме с фотографией, а кто-то даже пригласит на собеседование или проведет с вами телефонное интервью. Поэтому настало время поговорить чуть подробнее о принципах и культуре общения в период поиска работы. Для того чтобы было более понятно, о чем я хочу сказать, попробуйте поставить себя на место HR-специалиста. В большинстве случаев этот человек вынужден работать по нескольким вакансиям одновременно, которые «надо было закрыть вчера». Он также, как и вы, использует описанные в предыдущей главе ресурсы, при этом, в отличие от вас (ищущего работу себе лично), чаще всего ему приходится подбирать специалиста не себе лично, а в какой-либо отдел компании, где окончательный выбор будет делать непосредственный руководитель. Он также, как и вы, плавает в огромном океане информации, и гарантией его успеха будет то же самое, что принесет успех и вам – насколько хорошо он знает – кого ищет. Не всегда это зависит от HR-специалиста, и чаще всего ему придется изучить только по одной (!) вакансии сотни резюме, обзвонить десятки кандидатов, и провести собеседование далеко не с одним человеком. Проявите уважение к HR-специалисту, не тратьте попусту его время, если вам сразу понятно, что вакансия не подходит, поблагодарите за внимание, и постарайтесь ответить на все электронные письма и sms-собщения. Кроме того, что вы проявите элементарную вежливость, вы получите хороший шанс увеличить количество ваших рекомендателей из среды HR-специалистов. При поиске новой работы чрезмерная «захваченность» результатом может его и отодвинуть. Поэтому думайте не о том конкретном месте работы, которое вы ищете, а о десяти важных для вас вещах, которые вы будете иметь благодаря этой работе. Точно так же, будучи наемным работником, вы сдаете в аренду свои навыки, умения, знания, - компания как огромный бизнес-«механизм» получает свой «винтик», а вы, соответственно – компенсацию за эксплуатацию своих головы и рук. Поэтому ищите выгодного Арендатора – надежного и во всех остальных отношениях устраивающего вас. Однако, на таких «арендаторов» и спрос велик. А значит, вам необходимо овладеть искусством продаж, где товар, как бы грубо ни звучало – вы сами. Хороший продавец, в первую очередь, позаботится о качестве товара (думаю, не стоит еще раз объяснять, о чем идет речь в нашем случае). Хороший продавец назначит правильную цену – не в убыток себе, но и адекватную рынку. Не уподобляйтесь герою из старого анекдота: Итак, товар у вас качественный. Цену назначили себе хорошую (знаете, на какую «скидку», и при каких условиях можете «подвинуться»). Что дальше? Формулируете свое «Рекламное предложение» (читай: резюме) и запускаете его на рынок, а в дополнение к этому, проведя мониторинг рынка (изучив соответствующие предложения на указанных выше ресурсах), ищете сами выгодного Покупателя (читай: работодателя). Первая фаза любой продажи – первый контакт. С современным работодателем это происходит вначале виртуально во время вашего отклика (либо вы откликнулись на вакансию, либо вам звонят/пишут), и во время первого интервью (по телефону или на личной встрече). Если вы пишете отклик на вакансию, это выглядит как небольшое сопроводительное письмо к вашему резюме. Для чего это нужно лично вам? Для того, чтобы выделиться на фоне других, привлечь к себе дополнительное внимание каким-то важным штрихом. Для того, чтобы продемонстрировать культуру общения, такие свои качества, как вежливость, умение ценить чужое время. Я приведу пример неплохого отклика: О том, как вести себя при личной встрече с HR-специалистом (или непосредственно с руководителем компании) я напишу в отдельной главе. Пока речь идет только о виртуальном общении. Вторая фаза продажи – выяснение потребностей Покупателя (работодателя). Это происходит тогда, когда вы изучаете конкретную вакансию в части описания Требований к кандидату. Дополнительную информацию можно почерпнуть на корпоративном сайте компании-работодателя в разделах «Миссия. Корпоративная культура. Кадровая политика». Четвертая фаза продажи – ответы на возражения Покупателя. Как вести в этом случае, рассмотрим в другой главе (День 9). Как правило, это происходит во время собеседования, когда вам задают провокационные вопросы, уличают в неточностях, допущенных в резюме, и т.д. Пятая фаза – помощь в оформлении сделки. Это тоже из области личного общения: когда HR-специалист явно колеблется, а вы очень заинтересованы в работе именно в этой компании, вы можете предложить себя на период испытательного срока на таких условиях, при которых работодатель мало рискует. Шестая фаза – завершение сделки, расставание. Если вы находитесь еще в стадии виртуального общения, то узнав необходимую (и удовлетворяющую вас) информацию о компании-работодателе, обязательно поблагодарите за уделенное вам время и спросите так, будто вопрос о встрече с вами уже решен: «Когда мне можно подъехать на собеседование?» Некоторые регламенты профессионального общения, идеи о том, как себя «преподнести» новому работодателю, как сформулировать свои преимущества, помогут вам такие Интернет-ресурсы, как moikrug.ru (сеть профессиональных контактов) и e-xecutive.ru (обучающееся Сообщество менеджеров, которые стремятся достичь успеха за счет постоянного совершенствования своих профессиональных навыков и приобретения новых знаний). Подобные сообщества есть практически для всех категорий специалистов: Хочу отдельно упомянуть самые посещаемые в Интернет ресурсы odnoklassniki.ru и vkontakte.ru. Они хороши тем, что в легкой форме, повседневным языком, вы можете запустить информацию о том, что ищете такую-то работу. Среди ваших друзей и среди друзей ваших друзей, найдется хотя бы один человек, который вас кому-нибудь порекомендует. Что касается moikrug.ru и e-xecutive.ru, то на этих порталах предусмотрено и размещение вакансий, и размещение резюме. Этот сервис интеллигентно-ненавязчивый. Разместив там свои данные, вы обеспечиваете себе дополнительные рекомендации из числа тех профессионалов, с кем будете общаться. Очень много полезных ссылок. На e-xecutive.ru кроме всего прочего постоянно проходят профессиональные конкурсы, очень интересные форумы, где можно потренироваться в искусстве проведения дискуссий, диалогов. У меня есть положительный и результативный опыт использования этих сообществ и с позиции работодателя, и с позиции соискателя. Задание на четвертый день: если до сих пор не вступили ни в одно профессиональное сообщество, начните, хотя бы с moikrug.ru. Там всегда есть реальные и свежие вакансии, некоторые из них не дублируются на других специализированных сайтах, так как ориентированы на определенную категорию пользователей. Продолжение следует. Следите за дальнейшими публикациями! |