Пожиратели времени. Классификация и как бороться
Помимо планирования времени одной из важнейших функций тайм-менеджмента является борьба с т.н. "пожирателями времени". Выделяют около 20 видов таких пожирателей, но мы остановимся лишь на 5 самых опасных.
Попытки добиться слишком многого. Это постановка изначально недостижимых целей и перфекционизм. Очень часто бывает, что люди затрачивают на решение довольно простой задачи большое количество времени и труда. А она вовсе не требует такого суперисполнения.
Личная дезорганизация и отсутствие самодисциплины. Это неравнозначные понятия. К советам по поводу борьбы с первым пожирателем относятся такие как: держите стол чистым, ведите лист "что нужно сделать", сортируйте задачи и т.п. Слабые места в самодисциплине и организации можно легко выяснить, сделав "фотографию" своей рабочей недели или трудового дня. Какое времяпрепровождение кажется нам наиболее неприемлемым? Вот с этого нужно начинать борьбу с этим видом пожирателя времени.
Неспособность сказать "нет". Чтобы преодолеть некий барьер, старайтесь говорить "нет" как можно чаще, в том числе и своему руководителю. Если просьба застала врасплох, досчитайте до 10, а потом все равно скажите "нет". Коротенькое слово надо произносить в несколько этапов. Сначала просто произнесите его, потом – приведите доводы, почему вы так сказали, и в завершение предложите альтернативу.
Откладывание. Суть проблемы в том, что мы откладываем то, что нужно сделать, до той поры, когда становится уже поздновато что-либо сделать качественно. Если откладываются важные задачи, если это цикличный процесс, повторяющийся изо дня в день, мы теряем уважение к себе, мучаемся угрызениями совести. Существуют определенные схемы, по которым наглядно можно определить, что потенциал качественного выполнения важной задачи уменьшается прямо пропорционально времени. То-бишь сложные задачи ни в коем случае нельзя откладывать на конец рабочего дня, недели или месяца. Начинать нужно в первой половине дня, когда мы еще не устали, полны сил, не загружены текущей работой. Тогда требования задачи и наш потенциал совпадут. И сделать мы сможем намного больше.
Совещания. Если процедура совещания выстроена неправильно, возникает дефицит времени и информации. Кто, как правило, проводит совещания в организации? В основном ее руководящее звено. И то, что лучшие люди организации, призванные принимать важнейшие решения, так непродуктивно тратят свои силы и время, очень обидно. Вообще-то совещания в большинстве организаций – это один из основных пожирателей времени.
Распространенные тайм-киллеры:
- ICQ
- Социальные сети
- Офисные игры
- Телевизор
- Музыка и видео-материалы параллельно с процессом
Человек зачастую не в состоянии повлиять на часть пожирателей времени, ибо они зависят не только от него, но и от его коллег и руководства. Однако никто не запрещает ему бороться со своими личными пожирателями времени, организовывать собственное время. Для этого есть огромное количество помощников – специальные ежедневники (тайм-планеры), компьютер, часы с будильником, электронные записные книжки. В конце концов, можно писать важные дела на бумаге и вешать ее перед глазами. В сфере делового общения можно дать простой, но эффективный совет: когда вы даете человеку свою визитку, то скажите, в какое время вам удобно звонить. И ваш собеседник сделает то же самое. Таким образом вы сэкономите время друг друга, избежав звонков в неурочное время и бесконечных: "линия занята".
Эффективно используя принципы тайм-менеджмента, вы получаете большую свободу, потому что именно вы отныне управляете своим временем. Вы будете больше успевать сделать на работе, повысите свою производительность, сократите количество стрессов по поводу того, что не успеваете сделать. По сути, тайм-менеджмент учит управлять своей жизнью, наслаждаться временем, которое есть сейчас, находить время для общения с друзьями и родными, для своего развития и роста и при этом позволяет быть везде, где вы запланировали, вовремя.
Работа с электронной почтой. Тайм менеджмент. Инструментарий
1. Отключить видимые и слышымые сигналы о приходе e-mail’а. Мой компьютер не звенит и не вибрирует при поступлении нового письма. У меня не появляется самораскрывающиеся окошки, словом, если я работаю над документом или веду деловые переговоры, я не знаю о приходе новой почты, и она меня не отвлекает. 2. Планировать работу с почтой. Обычно на работу с почтой у меня запланированы определенные временные промежутки (15-20 минут) в конце каждого второго часа. Однако, иногда работа с почтой планируется на другое время, если, например, часть рабочего времени приходится на встречи в городе. 3. Определять и планировать неоходимость действий по итогам прочтения письма. Иногда действие при прочтении письма можно назвать «принять во внимание», чаще нужно ответить и предоставить ту или иную информацию или просто высказать свое мнение, иногда же ответ на письмо будет связан с дополнительной затратой времени. Тогда я планирую задачу на определенное время, помечаю проектной категорией и сообщаю отправителю, когда именно я смогу заняться этой проблемой. 4. Категоризировать, использовать правила сортировки почты. Outlook (или Entourage, в моем случае) позволяет присваивать письмам категории и применять те или иные правила, например автоматически перемещать письма, по тому или иному критерию в специальные папки. Например, я получаю анонсы книжных новинок ряда интернет-магазинов по интересующей меня тематике. Эти анонсы автоматически перемещаются в папку «Анонсы книг» и я их просматриваю дважды в месяц. Так же организована работа с рассылками некоторых сайтов по менеджменту и маркетингу, на которые я подписан. Нежелательных отправителей, которые шлют мне что-то постоянно против моей воли я сразу помечаю как junk и их почта падает в «мусорную» папку. Если переписка с определенным человеком касается только одного проекта, я создаю правило, согласно которому, все его письма помечаются проектной категорией и становятся, соответственно, доступными для мгновенного просмотра через проектный вид. Иногда я создаю специальную папку «От такого-то» и создаю правило для переноса всех писем от этого человека в эту папку, чтобы они были доступны одним кликом. 5. Договориться о правилах написания subject'ов. Если вы уже сделали «проектные» папки, вы можете договориться с вашими коллегами о том, чтобы они указывали название проекта в subject'е. Тогда вы могли бы настроить правило таким образом, чтобы письмо, касающиеся какого либо проекта автоматически попадало в определенную папку и помечалось определенным проектом. 6. Работа с вложениями. Если я буду возвращаться и работать с вложением, я обычно сохраняю его себе на компьютер, файл переименовываю согласно моей системе наименования файлов (см. Главу «Организация файлов», при необходимости я открываю информацию о файле («Сведения») и ввожу краткое резюме – о чем этот файл. Это помогает мне мгновенно находить нужные файлы, даже если я точно и не помню, куда я сохранил тот или иной файл или как он называется. Признаться, добавлять резюме к файлу требуется крайне редко, так как свойства файла а также его название и месторасположения обычно дают мне достаточно информации о нем. И конечно, же, если у меня возникает задача «поработать с таким-то файлом», я вношу ее в Outlook. 7. CC. Ваш адрес в СС озаначает, что вы письмо адресовано не вам, от вас ожидают всего лишь ознакомиться. Для этого можно сделать папку «СС» и знакомиться с этими мейлами, например, один раз в день. 8. Подпись по вашим мейлом. Деловым стандартом считается сообщать свой телефон, адрес офиса, т.е. подпись предстваляет собой микровизитку. Если у вас есть персональный или корпоративный сайт – его адрес тоже будет уместен. 9. Когда вы не можете отвечать на e-mail’ы. Например, вы в командировке или в отпуске. Обязательно установите автоответчик, в котором сообщите время вашего отсутствия и конктактное лицо, к которому можно обращаться в ваше отстутствие. Если вы этого не сделаете, многие из тех, кто не получит от вас ответа, заподозрят вас в невнимательности или невежливости. В последнее время человечество страдает от электронной почты. Речь идет даже не о спаме, а о «нужном» или «мотивированном» мейлинге. Многие становятся заложниками, психологически зависимыми от почты, не могут жить без нее, проверяют бесконечно свежие письма на мобильных телефонах и PDA (слава Богу, в нашей стране эти технологии пока не так развиты, как, скажем в Северной Америке или Юго-Восточной Азии). Американские корпорации уже начали активных поиск и внедрение инструментов, альтернативных и, в идеале, более эффективных, чем электронная почта. |
Цикл статей: Основы тайм-менеджмента. 10 самых полезных инструментов