5 самых больших ошибок во фрилансе
Опытный российский фрилансер делится секретами успеха сдельной удаленной работы. Точнее - анализирует промахи, чтобы обезопасить новичков. Учиться всегда лучше на чужих ошибках. Усвойте практические советы, проверенные временем.
Часто говорят, что мы больше учимся на ошибках, чем на удачах. Но все же лучше учиться на чужих промахах, чем на своих собственных.
Каждому фрилансеру есть что рассказать о своей работе, так что сейчас я расскажу о своем собственном опыте. Надеюсь, мои советы окажутся полезными и вы, возможно, поделитесь своим опытом в комментариях. Итак, самые главные ошибки, совершаемые фрилансером, на мой взгляд, таковы:
1. Занижение цены
Большинство из нас когда-либо грешили этим, многие делают это до сих пор. Деньги – это проблемная тема для большинства людей. Несмотря на то, что теперь я могу свободнее, чем раньше, говорить о деньгах, я все равно считаю эту тему несколько неудобной. Хотя говорить об этом нелегко, это крайне важно.
У вас есть право получать справедливую плату за работу, особенно, если вы хорошо ее выполняете и имеете большой опыт. Как понять, что цена занижена? Если вы выполняете работу хорошо и предложения заказчиков идут неиссякаемым потоком, то цены слишком низкие.
Также будьте осторожны, оценивая стоимость своей работы на почасовой основе, когда от вас этого не требуется. Если вы назначаете цену за час работы, то, выполнив работу быстрее, чем предполагалось, вы фактически сами себя накажете. Кроме того, многие работы требуют немалого опыта и специальных знаний, при том, что их выполнение занимает мало времени. Как говорил старый плотник, когда его клиент жаловался на цену за закрепление скрипучей доски в полу: вы платите 1$ за гвоздь и 999$ за то, что я знаю, куда его нужно забить.
2. Чрезмерная занятость
Ни один клиент не имеет эксклюзивного права на ваше время, даже если он считает, что платит вам хорошо. Если один клиент оккупирует все ваше время, то это будет ваш начальник, и у вас будет постоянная работа, но такого не должно быть во взаимоотношениях фрилансера с заказчиком. Помните также, что помимо уже имеющейся работы, вам необходимо время на то, чтобы предлагать свои услуги на рынке и налаживать сотрудничество с целью получения работы в будущем. Разрешать заказчику распоряжаться моим временем было самой большой ошибкой, какую я когда-либо совершал, так как когда контракт был выполнен, мне было совершенно нечем заняться. В идеале вам нужно иметь четыре или пять совмещаемых работ плюс время для отдыха, так что из-за потери одной из работ вы не слишком отстанете от жизни.
3. Неумение продавать
Я считаю, что следующим после денег проблемным вопросом фриланса для большинства людей является проблема, как преподнести и продать свои услуги. Дело в том, что, зачастую, несмотря на то, что клиент осознает необходимость вашей помощи, он сам толком не понимает, что именно ему нужно. Предлагая свои услуги, не презентуйте их как панацею и не пытайтесь вытрясти с клиента все, что только можно. Если вы на самом деле можете помочь кому-то, то предложите свои услуги таким образом, чтобы на ваше предложение отреагировали. Рассмотрите все, что касается данного клиента: его нужды, чего он хочет достичь с вашей помощью. И самое главное – больше слушайте, чем говорите.
4. Ответ «Да» на любое предложение
Страх может заставить нас делать глупости. Прошло много времени, прежде чем я начал отклонять заказы. Некоторые было легче отклонить, чем другие. Просьбы поработать бесплатно все еще приходят, но теперь я всегда отвечаю «нет». Отказаться от работы все еще трудно, но я могу сделать это. Нужно помнить, что плохая сделка или плохой клиент могут навредить вам намного больше, чем потеря работы. Будьте готовы к тому, чтобы не соглашаться на все, что попадется вам на пути, и знайте, что вы можете оставаться приятным и дружелюбным собеседником, даже отклоняя предложение.
5. Отсутствие общения с клиентами после завершения проекта
Бывшие счастливые клиенты могут служить самым большим источником новой работы – как посредством заключения повторных сделок, так и благодаря предоставлению вам хороших рекомендаций среди своих коллег. Обязательно попросите хотя бы об отзыве, когда клиенты говорят о том, как они довольны. Даже лучше, если вы сможете убедить их отрекомендовать вас. За спрос не бьют в нос! Было бы мило послать поздравительную открытку ко Дню рождения или что-то в этом духе. Никогда не знаешь, что может пригодиться.
Как и большинству из нас, мне еще многому предстоит научиться во фрилансе, но я получаю удовольствие от того, что занимаюсь этим, совершая ошибки и т.д. А какие уроки вы получили на этом нелегком пути? Пожалуйста, поделитесь с нами в комментариях.