Масштабы интернет-мошенничества с каждым годом растут и ширятся. Многие из них кроются в предложениях о работе. Так что в погоне за легкими интернет-заработками будьте осторожны и бдительны!
Жульничество и обман поистине неистребимы. Судите сами, началось третье тысячелетие, а аферисты любых мастей живут и здравствуют, более того, с удовольствием и выгодой для себя используя достижения научно-технического прогресса. А почему бы и нет, если в интернете "обитают" те же самые люди, которых в других ситуациях запросто могли бы облапошить уличные наперсточники, продавцы "элитного отдыха" под знаменем timeshare или валютные "кидалы". Поразительная живучесть "халявной" психологии и желания получить много и сразу, не вкладывая в это ни материальных средств, ни труда, -- вот та питательная среда, в которой живут и здравствуют сетевые аферисты. Как тут не вспомнить мудрые речи Франсуа Ларошфуко, полагавшего, что "верный способ быть обманутым -- считать себя хитрее других".
Масштабы интернет-мошенничества с каждым годом растут и ширятся. Составить впечатление о размахе этого, с позволения сказать, сетевого бизнеса можно с помощью данных, собранных и опубликованных "Центром жалоб пострадавших от интернет-афер", по-английски Internet Fraud Complaint Center.
Хит-парад самых распространенных афер всемирной паутины
Аферы на сетевых аукционах. Ложные аукционные сайты. Предметы, "купленные" на них, никогда клиентам не доставляются.
Поставка более дешевого, чем заказано, либо некачественного товара, приобретенного в онлайновых магазинах.
Нигерийская афера (подробности см. ниже)
Снятие денег с кредитных карт за непредоставленные интернет-услуги.
"Пирамидальные" предложения по надомной работе, обещающие огромные доходы.
Аферы с кредитами. Предлагаются кредиты с предварительной выплатой процентов: проценты перечисляются, но кредит на счет не переводится.
Предложения об открытии дешевых кредитных карт, в которых одним из условий является предоплата или сообщение персональных данных. Естественно, в первом случае карта не открывается, а предоплата "исчезает в неизвестном направлении". Во втором -- злоумышленники просто-напросто крадут деньги со счетов клиентов.
Правила техники безопасности
Чтобы не попасть впросак, решившись на какие-то "денежные" действия в Internet, есть смысл ознакомиться с рекомендациями, выработанными специалистами Internet Fraud Complaint Center по заказу Всеамериканской ассоциации потребителей. Эти общие положения имеют универсальный характер, и, естественно, ими могут руководствоваться не только американцы.
Участвуя в Internet-аукционах, помните, что об обязанностях покупателя (то есть вас) можно говорить только после того, как продавец выполнит свои обязательства.
Уточните, каким образом сайт-аукцион обеспечивает безопасность своих клиентов и гарантирует доставку им заказанных товаров. Спросите, есть ли страховка или иные гарантии, что вы не понесете ущерба.
Узнайте как можно больше о продавце. Уточните, где находится его штаб-квартира. Изучите репутацию продавца. Известны ли случаи, когда он не выполнял своих обязательств? Для проверки репутации сайтов посетите Internet-страницу авторитетной организации по защите прав потребителей Better Business Bureau: www.bbbonline. org/consumer.
Вас должна интересовать не только цена на необходимый товар. Обязательно внимательно ознакомьтесь со всеми примечаниями и сносками.
Узнайте, как вы будете рассчитываться за приобретенный товар. Если вам предлагают высылать чеки или денежные переводы на "почтовый ящик", это ставит под сомнение надежность продавца.
Избегайте покупать товары на сайтах, базирующихся в других странах.
Поинтересуйтесь у продавца, как, когда и каким образом можно вернуть непонравившийся или бракованный товар, а также о стоимости и условиях доставки.
Уточните, кто будет доставлять товар. Это должна быть известная компания.
Всегда выясняйте, входит ли стоимость упаковки и пересылки товара в его окончательную цену.
Не предоставляйте продавцу свои паспортные данные -- он абсолютно не нуждается в подобной информации.
Для пересылки лучше указывать свой домашний адрес, а не почтовый ящик или адрес офиса. Обязательно перезвоните продавцу и проверьте, точно ли он записал ваш адрес.
Если указан телефонный номер продавца, позвоните по нему в неурочное время. Если тот же человек снимет трубку -- это хороший знак.
Лучше всего обмениваться информацией с помощью e-mail. Будьте осторожны, если продавец использует не персональный адрес электронной почты, а бесплатные почтовые ящики, которые предоставляют Hotmail, Yahoo! и т. п.
Не судите о репутации человека или компании по качеству сайта. Постарайтесь узнать о них что-либо еще.
Будьте особо осторожны, в случае, когда вам предлагают расплатиться с помощью кредитной карты. Используйте ее лишь в том случае, если проводите сделку через известный сайт с хорошей репутацией.
Иногда продавцы товаров на Internet-аукционах предлагают договориться напрямую. Это может помочь сэкономить деньги, а может оказаться на руку жулику, поскольку такие аукционы часто обеспечивают страхование заключаемых на них сделок.
Никогда не доверяйте электронным письмам из Нигерии или любой другой страны, где предлагают за солидное вознаграждение помочь перевести деньги на зарубежный счет.
Подробные правила организации Internet-аукционов и участия в них приведены на сайте Федеральной Торговой Комиссии США (Federal Trade Comission) -- www.ftc.gov/bcp/conline/pubs/online/auctions.htm
Аукционные аферы
По всем статистическим данным, наибольшее количество Internet-афер в процентном отношении происходит в сфере онлайновых аукционов. Поскольку в них могут принимать участие все желающие и никаких ограничений в этом смысле нет, то и потенциальных клиентов для "раздевания" здесь довольно много. Мошеннических схем тоже более чем достаточно.
Одна из самых простых (но вместе с тем и действенных) выглядит следующим образом. Жулик выставляет на аукцион лот, представляющий собой что-нибудь привлекательное для простодушного Internet-серфера, например ноутбук, при этом устанавливая очень низкую цену, порой меньше половины реальной стоимости. Тем, кого предложение заинтересовало, он навешивает на уши тонны лапши о том, что, дескать, выиграл или подарили, или что-то еще, но продать иначе чем через онлайновый аукцион он по каким-то причинам не может.
Когда приходит время договориться о способе оплаты, то "продавец" стоит на том, что его больше всего устроило бы использование персонального банковского чека или чека почтового ведомства, при этом в общении с отечественными покупателями особо обращая внимание на факт неразвитости у нас системы кредитных карточек. В результате "лох" отправляет платежные документы "кидале" и переходит в режим перманентного безрезультатного ожидания посылки с вожделенным ноутбуком, "купленным" за такую "хорошую" цену.
Если мираж окажется действительностью, требуйте компенсации.
Очень забавно, что слова spam ("мусорная" почта) и scam (афера) хорошо рифмуются. Действительно, без spam-а нет scam-а, ибо большинство "бизнес-предложений", чреватых серьезными материальными потерями, приходит именно в виде спама.
Вот, к примеру, сегодня в свежей электронной корреспонденции я обнаружил письмо с темой "Business Assistance". Это кому же потребовалась моя помощь в решении деловых вопросов? Смотрю текст послания. Да, так оно и есть -- очередное "нигерийское письмо", хотя на сей раз отправитель некто Булава Мулете, сын убитого фермера Жири Мулете, родом из Зимбабве.
Большинство сетевых афер по своей сути стары как мир, например тема так называемых "нигерийских писем". Хотя о них написано уже очень и очень много, да к тому же отечественные сетенавты на подобную уловку вряд ли поддаются, все-таки я не могу пройти мимо них. Ибо, как ни странно, у всевозможных Аби Ндугу или Маду Отутунгу и по сей день насчитываются десятки жертв, а в процентном отношении на этот вид мошенничества приходится не менее 15% всех случаев. В 2002 г. средние потери на одного пострадавшего от "нигерийцев" составили $3864.
Поток писем от "бедных африканских родственников" не прекращается. Достаточно сказать, что я сам за последний месяц получил около десятка подобных посланий с темами "Срочное бизнес-предложение", "Предложение об инвестиции" и т. п.
Вкратце обрисуем сам механизм аферы. Все начинается со спама, в текстовой части которого в подробностях описана душещипательная история, случившаяся в далекой экзотической стране. Самое главное состоит в том, что получателя просят оказать содействие в переводе на нормальный банковский счет спрятанных в надежном месте десятков миллионов (естественно, в зеленых деньгах), за что обещают 10--20% общей суммы. Стоит ли говорить, что в конечном итоге доверчивые простаки, по жадности и/или глупости принявшие подобные "деловые предложения" к выполнению, теряют кровные десятки и сотни долларов.
Приведу хрестоматийный пример, в котором фигурируют еще более впечатляющие цифры. Одна американская семья (не буду называть имен мужа и жены, попавшихся на удочку мошенников), ничего не заподозрив, перечислила юристу, якобы оформляющему сделку, 7,5 тыс. долларов. Но и это еще не все, на некий счет они отправили, ни много ни мало, 400 тыс. полновесной зелени, ожидая, что им "капнут" неслабые проценты с общей суммы в 27 миллионов.
Случаются даже трагедии. Не так давно один чешский пенсионер, потерявший на "нигерийской афере" все свои сбережения, просто-напросто застрелил африканского дипломата.
Телеработа -- дополнительный заработок или "кидалово"?
Многие обладатели доступа в Internet прекрасно знают, что существуют рабочие группы и компании, рассредоточенные в пространстве, однако благодаря Всемирной Сети занимающиеся общим делом. Как и в любом другом случае, вариант с телеработой может не вызвать никаких осложнений, но на этом виде деятельности кормятся и мошенники.
Допустим, заказ выполнен, отослан клиенту, а денежное вознаграждение не поступает. Сам же заказчик не удостаивает вас ответами на многочисленные электронные письма с вопросом "Когда же, наконец?". Кстати, ждать можно и до второго пришествия. Частенько жулики выступают в роли посредников между истинными заказчиками и исполнителями работ, при этом они "кидают" обе стороны. Заказчик, сделавший предоплату, не получает тех материалов, которые ему требуются, а исполнитель -- обещанных денег.
В связи с этим наученные горьким опытом заказчики предпочитают сначала оценить результаты работы исполнителя, а уж потом платить. Как же в таком случае исполнитель может обезопасить себя и застраховаться от неожиданностей?
Характер деятельности при телеработе бывает очень разным -- создание программных продуктов, дизайн Web-сайтов, переводы и т. п. В каждом конкретном случае есть смысл продумать способ показать заказчику "товар лицом", но чтобы при этом он не получил финальной версии продукта.
Если, к примеру, вы написали некие скрипты, скажем на PHP, то оптимальнее всего завести себе сайт на каком-то сервере бесплатного хостинга с поддержкой соответствующих скриптов, разместить там свой "нетленный шедевр" и отослать ссылку заказчику. После получения оплаты за труды отправьте ему собственно текст исходника.
В случае выполнения заказа по программированию первоначально отошлите демо-версию с неполной функциональностью. Дальше действия те же.
Бесплатные исходящие звонки от оператора "Лох-GSM"
Тотальная телефонная мобилизация нашего населения и пока еще высокие тарифы на сотовую связь не могли не породить еще один новый вид мошенничества. Догадываетесь? Конечно, они самые, обещания золотых гор в виде возможности бесплатных исходящих звонков.
Поднимите руки те, кто не получал по электронной почте сообщений типа
"Здравствуйте. Cкoлько Вы плaтитe зa звонки по сотовому телефону? Сделайте бeсплатными исхoдящие звoнки и SМS-соoбщения. В результате Вы можете получить анонимный, непеленгуемый телефон с возможнoстью неогрaниченных исхoдящих звонков. Не сомневаюсь, что у владельца "трубки", впервые обнаружившего в своем почтовом ящике подобный текст, тут же возникнет желание подробнее ознакомиться с предложением и зайти на указанный сайт (как я уже не раз говорил, стремление к "шаровым" услугам в нашем народе -- элемент национального менталитета). Адресов, где располагаются многочисленные клоны сайтов, предлагающих, естественно, не безвозмездно, программку, якобы позволяющую избежать расходов на оплату исходящих звонков и SMS, огромное множество. Некоторые из них приведены во врезке "Осторожно!". Клоны имеют тенденцию плодиться и размножаться, исчезая в одних местах и появляясь в других. Ареал обитания -- в основном, серверы бесплатного хостинга.
На титульных страницах всех "бесплатных GSM-щиков" опубликован стандартный текст, стилизованный под искренний и откровенный рассказ разработчика о том, как он, ведомый благородными чувствами и лютой ненавистью к живодерам-операторам, придумал эту самую программку и готов с радостью (как становится ясно, для себя самого) поделиться ею с пользователями. И цена вроде невелика -- прошивка одного телефона стоит 50 долларов. Кроме того, существуют оптовые скидки...
Думаю, посетив хоть один из подобных сайтов, думающий человек непременно придет к выводу, что перед ним очередное "кидалово".