Богатые юристы, бедные инженеры
Недавно президент РФ Дмитрий Медведев сказал, что юристов девать некуда, а инженеров днем с огнем не сыщешь.
Уже не первый год наши лидеры говорят об избытке экономистов и юристов и о дефиците инженеров. В высоком кабинете пришлось услышать чеканный афоризм о том, что сегодня инженер для России - самая важная профессия. Отражением умонастроений стало создание иннограда "Сколково".
Удалось ли направить общественные приоритеты от гуманитарной к технической области? Скоро, собрав результаты беспощадного ЕГЭ, абитуриенты понесут документы в приемные комиссии. Результаты социальных опросов не оставляют сомнений: значительный приоритет по-прежнему отдается юристам, экономистам, а также мастерам маркетинга, рекламы и пиара. То есть тем профессиям, которые хоть и нужны, но на которых государству невозможно подняться. С точки зрения стратегической пользы всеобщее увлечение рекламой и пиаром не менее тупиковый путь, чем для здравоохранения массовая переквалификация врачей в косметологов и психотерапевтов.
Абитуриентов и их родителей не останавливает даже то, что за гуманитарное образование приходится платить значительно чаще и больше. Доля платного образования быстро растет за счет гуманитарных отделений, государство же создает новые бюджетные места по техническим специальностям. Результаты ЕГЭ, по которым принимают в хорошие технические вузы, на десятки баллов ниже результатов, требующихся даже на коммерческих гуманитарных отделениях. Призывы к инновациям не привели к тому, что общество поверило в то, что труд инженера может обеспечить достойную жизнь. И столь же ясно граждане сознают, что юрист, получив местечко, отобьет неимоверные затраты на диплом. Очевидно, в образовательных диспропорциях кроется злостный корешок коррупции, еще одного неизлечимого российского недуга.
Если государство хочет подняться за счет модернизации, оно должно найти резервы, чтобы понизить стоимость высшего образования. В Финляндии высшее образование бесплатно даже для иностранцев. В Швеции, Норвегии, Франции, Чехии, многих землях Германии для своих студентов высшее образование тоже бесплатное.
В развитых странах существует разветвленная система грантов для студентов, позволяющая получить образование даже неимущим. В России тоже существует разветвленная сеть, но миллиардеров, от которых у Форбса в глазах темно. У олигархов есть фонды, но грошовые, для политического прикрытия. И нет в новой России ни единого примера создания на частные средства крупного института, как, например, университет Шанявского. Его наследником стал славный Российский государственный гуманитарный университет, обучение в котором стоит не в пример дороже, чем во времена царского генерала и золотопромышленника, хотя преподавателей уровня Вернадского, Тимирязева, Лебедева там, кажется, уже не сыскать.
Есть ли возможность исправить дисбаланс между объективными потребностями общества и его субъективными ожиданиями? Дисбаланс должен восполнить новый федеральный закон N 83, вступивший в силу с 1 января 2011 года. Согласно закону, все госучреждения будут поделены на три типа - казенное, бюджетное и автономное. Казенное - совсем сирое существование. Субсидии, которые пойдут бюджетному вузу, будут зависеть от востребованности его выпускников на рынке труда. Это создаст проблемы для гуманитарных вузов, которым придется крутиться и зарабатывать деньги. Самый надежный путь - и дальше задирать плату за обучение. Таким образом, впервые в российской истории создастся ситуация, когда высшее образование не будет служить социальным лифтом, а приведет к дальнейшему расслоению на богатых и бедных. Богатые уйдут в юристы, бедные - в инженеры и ученые. Пока жизненная доминанта ученых - поскорее уехать из страны юристов, но если так будет впредь, юристы начнут пожирать друг друга.
В 1887 году в России был принят закон, который в обиходе получил название "закона о кухаркиных детях". Именно эти аллюзии, быть может, вертелись у Ленина, когда он говорил о кухарке, которая будет управлять государством. Закон Александра III считают реакционным, поскольку он затруднил простолюдинам обучение в гимназиях с их гуманитарным акцентом. Но зачем дельному человеку латынь? Параллельно было открыто большое количество реальных и промышленных училищ, откуда тоже принимали в университеты. Осуждать политику самодержавия можно бесконечно, но факт: в России быстро сформировалась инженерная элита, которая не уступала той, что в Германии и Америке. Великие инженеры Зворыкин и Тимошенко окончили реальное училище, Сикорский тоже гимназий не кончал. В начале ХХ века в царской России за 10 лет было открыто больше технических институтов, школ, училищ, чем за всю предшествовавшую историю.
Для правды надо сказать, что великие инженеры Зворыкин, Тимошенко и Сикорский хорошо работали, пока у власти был математик Столыпин, но бежали из России, когда страну взяли юристы Керенский и Ленин...
31/03/2011