Как найти инвестора на стартап в интернете?
Эксперты делятся тенденциями и проблемами современного венчурного инвестирования. Вот их мнение о том, почему инвесторы и стартап– команды не могут понять друг друга и почему последние часто не в состоянии сохранить свой контрольный пакет.
Тенденциями и проблемами венчурного инвестирования сегодня поделился с нами Заместитель Генерального Директора по Развитию Группы компаний "Санкт–Петербург Капитал" Константин Карчмарчик. О том, почему инвесторы и стартап– команды не могут понять друг друга, а также о том, как стартап– команды могут сохранить свой контрольный пакет, читайте в интервью.
– Не могли бы Вы рассказать о группе компаний «Санкт– Петербург Капитал»? Какие основные направления деятельности? С кем сотрудничаете?
– СПК занимается прямыми инвестициями (private equity) в разных отраслях уже около 15 лет. Достаточно подробную, насколько это принято в нашем бизнесе, информацию вы найдёте на сайте
– Как давно и какая политика проводится в отношении интернет стартапов?
– Направление IT и соответственно дочерняя компания СПК Информационные Технологии, которую я возглавляю, было открыто сравнительно недавно, около полутора лет назад, однако люди, которые вошли в компанию, давно и весьма успешно работают телекоммуникациях, масс– медиа и интернете в частности.
Мы хотели бы быть венчурной компанией, делающей акцент на интернет– проектах, но пока, увы, количество хороших проектов для этого чрезвычайно мало. Надеюсь, что, может быть и с нашей помощью, ситуация улучшится, а пока мы работаем над рядом собственных проектов и внимательно следим за тем, что делается в Рунете, относясь к этому достаточно консервативно и осторожно.
– По каким критериям обычно выбираются проекты для инвестирования?
В любом проекте должен быть совершенно ясен продукт/сервис, который продаётся. Просто «прикольные» проекты или просто идеи бизнесу не интересны. Должна быть ясна коммерческая модель, т.е. как именно сайт зарабатывает деньги. Абстрактные фразы «мы будем зарабатывать на рекламе» не работают– нужны ответы на вопросы «Почему ?» и «Сколько?» Коммерческих моделей на самом не так и мало, но хотя бы одна должна быть предельно ясна сразу.
Автор проекта должен хорошо видеть свой проект глазами типичного представителя целевой аудитории. Вменяемость и профессионализм авторов/разработчиков. На самом деле, инвестируя в интернет– проект, инвестируешь в людей, и если есть сомнения в возможности стабильной работы с командой, лучше в проект не ввязываться, какой бы хороший он не был.
Проект уже должен быть– разработчики должны показать хотя бы работающий прототип. Случаи вложения в «бумагу» крайне редки. Проект нам самим должен по–человечески нравиться и быть понятным. Уже давно не интересна диверсификация по–принципу «варить халву, стрелять из–за угла, делать аборты»
– Какие проекты (направленность и т.д.) интересны Вам для инвестирования?
– Покольку пока есть существенный недостаток вообще в качественных проектах, вопрос слишком сложный, однако мы безусловно смотрим в сторону нишевых социальных сетей, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей конкретных групп людей, не превращаясь в псевдодемократическую мусорную корзину, новых конвергентных масс– медиа, IPTV и мобильных приложений. Конечно же интересны системы поведенческого таргетинга, принципиально новые подходы к поиску, новые корпоративные решения.
– По каким критериям оценивается стартап– команда проекта, когда рассматривается возможность инвестирования?
– Как я уже говорил, вменяемость и профессионализм чрезвычайно важны, однако есть ещё один чрезвычайно важный аспект.
В подавляющем большинстве случаев интернет– проект делают либо программисты, либо дизайнеры либо те и другие вместе. Это очень тревожно. В команде должны быть ещё и специалисты по маркетингу и рекламе и кто– то, кто в состоянии адекватно управлять проектом, как бизнес– процессом.
Команда должна быть функционально полноценной по составу. Не бойтесь делиться долями с ключевыми компетентами– это очень хорошо окупается.
– В какой форме должны быть предоставлены материалы по проекту при подаче заявки на инвестирование?
– На ранних стадиях Executive summary достаточно. Я не понимаю, что такое бизнес–план для интернет–стартапа. Обычно все цифры в таких бизнес–планах–враньё. Это же не производство плюшек для своего микрорайона. Интернет–проект или коммерчески заработает и тогда непременно окупится и только тогда будут понятны реальные параметры прибыльности на следующих этапах инвестирования, или не заработает совсем. Так вот один из самых важных смыслов executive summary–донести до инвестора, что проект заработает в коммерческом плане и по–крайней мере, окупится. Я очень рекомендую почитать про то, как писать executive summary у канадца Guy Kawasaki из Garage Ventures. Чрезвычайно доходчиво и от души всё написано.
– Какие ошибки обычно совершают стартап– команды в ходе реализации проекта?
-
Не понимают, какой сервис будет предоставлять проект.
-
Не прорабатывают коммерческую модель.
-
Очень мало внимания уделяют маркетингу, более того, зачастую просто не хотят понимать, как именно пользуются интернетом те люди, для которых делается проект.
-
Очень оптимистично относятся к затратам. Ошибаются иногда в 10 раз.
-
Не создают функционально–полноценную команду партнёров в стартапе, что часто заводит в тупик.
-
Пытаются сделать ещё один Google, ещё Facebook итд. Их громадная капитализация означает только одно: они уже есть и так много денег туда вложено, чтобы других таких же не было. А с монетизацией эти инвесторы разберутся потом, будьте уверены (или не разберутся, и тогда будет ещё один «дот–пузырь»). Надо сказать, что многие венчурные инвесторы тоже заблуждаются, пытаясь искать тех, кто сделает что– то глобально– платформенное «всё для всех».
– А на этапе переговоров об инвестировании?
-
Многовато врут.
-
Очень сырые проекты: «вот у меня тут сайт красивый и гениальный, а вы уже сами додумывайте как из него деньги сделать».
-
К сожалению, уровень образованности по части того, как работают деньги, крайне низок, что очень часто ведёт к предложению сотрудничества по схеме «мы тут гениально поэкспериментируем за ваши деньги».
– Оцените по собственному опыту, каков процент действительно интересных идей среди всех предложенных проектов?
– Регулярно просматриваю буквально всё, что появляется и вижу не больше пяти интересных на первый взгляд проектов из ста.
– Что обычно мешает продуктивному сотрудничеству инвестора и стартап– команд?
– Огромная разница в знаниях и отношении ко всему окружающему. Стартаперы очень часто ничего не знают о бизнесе и никогда бизнесом не занимались, а инвесторы, особенно в России, совсем ничего не понимают в интернете, да и в масс–медиа тоже. То есть по отношению друг к другу чудовищно невежественны и те и другие. И довольно упорны в своём невежестве–мешает гордость за свои профильные достижения. Думаю, через несколько лет эта проблема не будет такой острой просвещение благодаря тому же интернету всё–таки происходит.
– На каких условиях обычно инвестируются проекты? Какие доли участия в проекте интересны инвесторам?
– Корректный ответ на этот вопрос займёт часа два. Целая лекция получится. В принципе, на ранних стадиях инвесторов не интересует ничего меньше 51%. Очень велики риски.
Исключения:
Вы уже много сделали и вложили и близки к успеху в любом случае.
-
Вы какой– нибудь Jeremy Allaire.
-
Если проект очень хорош и находится на продвинутой стадии, вы можете сохранить за собой контрольный пакет, но только после того, как инвестированные деньги вернутся. До этого момента ваша доля находится в залоге у инвестора.
-
У вас в руках пистолет
– Расскажите о проектах, которые инвестировала группа? Большой список? Все ли оправдали ожидания компании?
– Как я уже говорил, мы пока занимаемся только своими интернет–стартапами. В ИТ были весьма успешные инвестиции в разные проекты, некоторые из которых сейчас приносят существенный доход. Могу сказать только, что это хард и софт, покупателями которого являются крупные и известные корпорации. Были, конечно и ошибки, в основном связанные либо с неправильной стратегией выхода на рынок, либо в связи с тем, что какие–нибудь финны или китайцы сделали тоже самое быстрее, а американцы быстрее их вывели на соответствующие рынки.
– Многие стартап–команды считают, что найти инвестиции крайне сложно. Это правда?
Да, правда. Особенно в России – стартаперы и инвесторы говорят на совершенно разных языках. Причём и тот и другой – птичьи.
– Какие еще возможности, кроме инвестирования Вы предлагаете стартап– командам?
– Мы достаточно хорошо понимаем, что если мы хотим зарабатывать в интернете, мы должны помочь разработчикам проектов делать то, что нужно делать. То есть, где–то советом, где–то тестовой задачей или приглашением поучаствовать в проекте, где можно заодно чему–то научиться, где–то стажировкой или лекцией. Системы пока нет, но мы серьёзно работаем над этим. В этом смысле, ваш проект liveidea– отличная вещь и для стартаперов и для инвесторов.
– Насколько открыта компания к общению со стартап–командами?
– Если мои ответы не вызвали отвращения и апатии, заходите. Конечно открыты.
Читайте также:
- Где и на каких условиях взять ипотеку на коммерческую недвижимость?
- Где малому бизнесу взять деньги?
- Где взять деньги на идею