Х.-П. Циммерманн. К большому успеху в малом бизнесе. 5 Планирование - инструмент профессионала
Лично я использую для планирования специальный блокнот, в который помимо годовых, месячных и ежедневных планов записываю данные по постановке целей и проектам и адреса. Я называю его «сценарий моей жизни». Мне кажется, стоит немного окунуться в философию этой системы. Многие издательства выпускают дополнительно к теме различные видео- и аудиоматериалы. Я бы еще порекомендовал вам посетить краткий семинар по теме «Менеджмент и сроки». Гарантирую, что это будет одно из самых удачных размещений вашего капитала. Если вы потом будете тратить на ту же самую работу в три раза меньше времени, то это счастливым образом отразится не только на вашей личной жизни, но и на толщине вашего кошелька.
После того как вы составили список мер по каждой конкретной цели, необходимо определить приоритеты. Что действительно важно? Клиент, который настаивает на срочной поставке, или ваше занятие теннисом, запланированное ранее? Все зависит от того, как посмотреть. Если речь идет о приятном клиенте с безупречным отношением к платежам, то я бы все-таки перенес игру на другое время. Если же речь идет о клиенте, которому вы уже трижды посылали напоминание о платежах, то в этом случае предпочтительнее заняться укреплением своего здоровья. Кажется, все логично. Однако я не раз сталкивался с малыми предприятиями, обанкротившимися именно по этой причине. Часто подобные предприятия попадались на удочку рекламы, обещавшей колоссальные прибыли. Подробнее об этом мы поговорим в разделе X. Один из моих клиентов дал точное определение ситуации: выполнять для дрянного клиента дрянную работу в дрянном состоянии — вот уж действительно дрянь дело. Я прошу прощения за эти грубые выражения, но они весьма показательны.
Теперь вы видите, что неплохо условно поделить своих клиентов на группы, например, А, Б, В. Эта «классификация» окажет вам незаменимую помощь при определении приоритетов. На следующем этапе вы должны научиться отличать «важное» от «срочного». Если вы все время выполняете только срочную работу, то рискуете завязнуть в ежедневной коммерции. Почти каждый из известных мне кандидатов в инфарктники страдал этой болезнью суеты. Она одновременно мешает серьезно заняться важными заданиями, т. е. долгосрочными целями. Кроме того, она лишает вас ежедневной мотивации. Ни один человек не заряжается энергией от ежедневной работы! Я отказался от двух месячных доходов, только чтобы написать эту книгу, которую считаю важной и для себя, и для вас. Тем самым я хочу сказать, что и вы, реализуя свою мечту, должны принимать в расчет и возможные финансовые потери. И само собой, дело не сдвинется с места без упорной работы. Она, кстати, может доставлять огромное удовольствие, если правильно ее выполнять. Как именно, это вы сейчас узнаете.
Когда упорная работа приносит радость.
Спросите сто человек, доставляет ли им удовольствие их работа. Половина ответит, возможно, так: «Если работа доставляет удовольствие, то это уже не работа». Другая половина будет доказывать, насколько разнообразна их деятельность. Да, для них работа — это что-то вроде хобби. Задайте представителям этой группы еще один вопрос: что они будут делать, если бы им осталось жить всего полгода? Пожалуй, человека три упомянут работу по своей специальности, потому что для них она стала их жизнью. Для остальных их профессия в последние полгода жизни не будет уже играть никакой роли. Итак, только 3 % населения их работа по-настоящему приносит удовлетворение. Самое интересное, что это как раз те 3 %, которые можно отнести к преуспевающим предпринимателям. Далее. Оказывается, эти 3 % живут точно в соответствии с нашей формулой успеха: мечтание, постановка цели, планирование, определение приоритетов, выполнение работы, поощрение. Действительно интересно, не правда ли?
В американском универсальном магазине «Мейсиз» посчитали, что им не хватает квалифицированных управленцев. Было решено дать объявление с предложением посетить бесплатные курсы менеджеров. Тот, кто успешно закончит эти курсы, должен определенное время проработать, например, в отделе кадров. Когда об этом узнали профсоюзные функционеры, они стали во всеуслышание выступать против такого решения. Дескать, можно было бы набрать соответствующих сотрудников из собственных рядов. Удивительно, но директорат магазина сразу же согласился с этим. Было решено предложить бесплатное обучение сотрудникам магазина. Предполагалось, что курсы будут функционировать по четвергам и пятницам с 17 до 19 ч, т.е. для посещения курсов необходимо было пожертвовать четырьмя часами свободного времени в неделю. Предложение было с восторгом встречено профсоюзами, даже пресса не пожалела хвалебных слов по поводу образцового отношения в «Мейсиз» к социальным вопросам. А теперь попробуйте предположить, сколько человек записалось на эти курсы? Только 3 % сотрудников воспользовались благоприятным случаем! Остальные заявили примерно следующее: «Моя рабочая неделя увеличится на четыре часа? Это не по мне!» Если вы проследите жизненный путь этих людей дальше, то почти наверняка и через десять лет они будут работать на том же самом месте и жаловаться на своего шефа. Оставшиеся 3 % уже давно стали руководителями отделов или даже владельцами собственных небольших универсамов.
У.Дайер приводит другой пример. В американских супермаркетах есть так называемые упаковщики. Это юноши и девушки, которые помогают вам у кассы складывать купленный товар в пакеты. Дайер различает среди них три уровня — упаковщик первого уровня, упаковщик второго уровня и упаковщик третьего уровня. Первый работает медленно, так, что кассир время от времени должен прерывать свою работу и помогать ему. При этом упаковщик работает с отсутствующим и одновременно угрюмым выражением лица. Вы можете сказать: «Но ведь это действительно тяжелый и однообразный труд». Неправда! Двумя кассами дальше работает упаковщик второго уровня. Он обслуживает одновременно две кассы, успевает не только улыбнуться каждому покупателю, но еще и дать какие-то справки и, кажется, в полной мере наслаждается жизнью. Та же самая работа. Та же оплата. Два абсолютно разных отношения!
Двум сыновьям одного безнадежного алкоголика был задан вопрос, что послужило стимулом в жизни. Один из них, можно сказать, добился определенного положения в обществе, был счастлив. Другой жил в полнейшей нищете, как и его отец. Знаете, что ответили оба? «Пример отца!» Если для одного отцовский алкоголизм был вполне достаточной причиной для подражания, то для второго он стал как бы вызовом обстоятельствам — никогда не быть таким, как его отец.
Ладно, в конце концов эта глава посвящена получению радости от работы. Пожалуй, я больше ничего не буду говорить. Вы сами поняли, что работа тогда приносит радость, когда она мотивирована. Не ждите, пока кто-то подтолкнет вас. Сделайте это сами. В следующей главе я покажу вам как это происходит.
Похвала самому себе - это психологическая бомба.
Недавно мне позвонил один менеджер и взволнованно сообщил: «Я только что прослушал вашу кассету по теме «Самомотивация». Знаете, что помогло мне больше всего? Раздел о поощрении. Я понял, что необходимо поощрять самого себя, если хочешь добиться успеха».
Все верно. Если вы ставите пред собой цель, то должны одновременно определить, какая награда ожидает вас на финише. Это энергетическая подпитка вашего Шорша. В благодарность он даст вам в 10 раз больше энергии и стойкости. Честное слово!
Подобный феномен легко объяснить. Вы уже знаете принцип, согласно которому наш мозг делает только то, что связано с ощущением удовольствия. Если вы намерены зарабатывать деньги, то в первую очередь должны связать вместе эти два понятия — деньги и удовольствие.
Подумайте теперь, как вы вознаградите себя через пять лет. Приобретете дом? Отправитесь в кругосветное путешествие? Позволите наконец осуществиться своей давнишней мечте и купите яхту?
Теперь определите для себя ежегодный приз. Что вы сможете получить, достигнув цели, рассчитанной на год? Туристическая поездка в Америку? Новый комплект мягкой мебели? Новую спортивную экипировку? Награда должна ждать вас и в конце каждого месяца. Безбожно дорогая бутылка вина и только для вас одного. Черт возьми, вы заслужили ее! Убийственный по цене костюм. Жизнь дается один раз!
Не забудьте также и о небольших вознаграждениях, которые так украшают будни. Насладитесь прямо сейчас чашкой кофе или чая. Но только как вознаграждением! Это принесет вам в двадцать раз больше удовольствия, чем если бы вы считали эту чашку просто очередным перерывом в работе. Если вы это поняли, то будете получать от будней значительно больше радостей.
Цдощряйте себя ежегодно, ежемесячно, еженедельно,, ежедневно, ежечасно. И наслаждайтесь этими наградами. Выпивая первую чашку кофе, не думайте о второй. Съедая закуску, не думайте о главном блюде. Учитесь наслаждаться. Наслаждаться означает также быть благодарным за все, что дает жизнь.
Оглянитесь вокруг, сколько людей относятся к жизни небрежно и безразлично.
Резюме для нетерпеливого читателя
• Успех означает не только материальное богатство, но и прежде всего умственный и духовный рост. Жить значит расти.
• Дорога к успеху начинается с положительного внутреннего настроя. Каждый счастливый и благополучный человек считает себя сам счастливым и благополучным.
• Можно научиться быть счастливым и удачливым. Но это означает работу над собой. И это означает также находить время для самоанализа и анализа своих отношений.
• Тысячекратно подтвержденная формула успеха: мечтание, постановка цели, планирование, определение приоритетов, выполнение работы, поощрение.
Ранее: