О том, как открыть свою «золотую жилу»
Дмитрий Кибкало, совладелец компании «Мосигра»
Источник:
Если бы Дмитрию Кибкало, основателю компании «Мосигра», в 2008 году сказали, что за пару лет он с нуля создаст бизнес с выручкой 15 млн рублей в месяц, он бы не поверил. Два года назад Кибкало работал исполнительным директором продюсерской фирмы «Колизей» (концерты, фестивали, гастроли) и был всем доволен. Но однажды ему захотелось выпустить за свои деньги настольную игру про пиратов — по образцу той, в которую его в детстве научил играть отец. Из этого доморощенного проекта и выросла «Мосигра» — розничная сеть, специализирующаяся на настольных играх (33 собственных и франчайзинговых магазина в Москве, крупных городах России и ближнего зарубежья). Дмитрий Кибкало рассказал Forbes, что делать, если вдруг находишь «золотую жилу».
Изначально я не думал о бизнесе. Просто игра про пиратов, которую я сделал со своим другом Димой Борисовым, получилась слишком дорогой. Нам нужно было от силы 10 штук для себя и на подарки, но пришлось платить за компоненты на 100 комплектов — минимальный объем заказа. Себестоимость игры в результате составила 5000 рублей за штуку. Когда мы попытались пристроить излишек в розницу, везде нам отказали. Говорили, что продать такой товар нереально. Тогда мы решили: раз все сомневаются, надо попробовать доказать обратное. Почему бы не открыть
Спустя две недели после запуска мы получали по 5-10 заказов в день. Я занимался раскруткой магазина, Дима — закупками и доставкой, его жена принимала заказы, моя — фотографировала игры для сайта. В декабре-январе наторговали на миллион рублей (кстати, распродали весь тираж пиратской игры) и окончательно поняли, что тему нужно развивать. В феврале 2009 года была открыта первая точка для покупателей, желающих забрать товар самостоятельно. Параллельно я работал в «Колизее» — уволился только летом 2009 года, когда понял, что могу сам платить себе зарплату без ущерба для развития своего бизнеса. До того уходить было как-то боязно: все-таки семья, двое детей, а в «Колизее» — стабильная зарплата, отличная команда, и мои котировки как менеджера росли. С другой стороны, директор-«наемник» должен вписываться в установленные графики и правила. А если у тебя свое дело — ты сам решаешь, как тебе удобно. Мое самое сильное ощущение от погружения в собственный бизнес — я становлюсь более свободным.
Первого сотрудника в компанию я нашел среди знакомых. Сейчас в «Мосигре» работают около 100 человек, и среди них десять моих приятелей по университету. Я знаю, что со знакомыми бывает сложно работать. Зато изначально есть доверие. Решение тут принимается просто: если ты понимаешь, что не сможешь сказать другу «ты работаешь плохо, работай лучше» — лучше не приглашай. Пока у меня не было и, надеюсь, не будет проблем. Мои друзья открывают франчайзинговые магазины «Мосигры». Разумеется, я даю франшизу тому, в ком уверен. Например, один мой старый знакомый «взял на откуп» Казахстан и зарабатывает там очень хорошо. Я получаю от него прибыль меньше, чем он сам, зато точно знаю — он будет держать этот рынок.
До «Мосигры» я смутно представлял себе, что такое розница. Пришлось обложиться нужными книгами — и читать, читать, читать. Консультантам я не вполне доверяю, у них главный интерес — проработать как можно дольше, чтобы получить больше денег. С консультантами я связался только год назад, когда понадобилось упорядочить бизнес-процессы, и обратился к тем людям, которых мне очень сильно рекомендовали (причем сразу предупредил, что буду спрашивать за каждую копейку). А деловые книги я читаю до сих пор. У нас в компании даже есть библиотека, куда каждый приносит какую-то полезную книгу и оставляет свою рекомендацию — почему ее стоит прочитать.
Бизнес-планирование у нас строго обязательно: есть подробный план на год и примерный — на три. На каждый период я ставлю самую большую цель, о какой только можно мечтать. Цель «на грани», исходя из ощущения — если очень повезет, она будет достигнута. Главное, нельзя показывать даже тени сомнения в том, что план-мечта сбудется. Он в результате не сбудется, но процентов на 10-20. В сравнении с любым консервативным планом все равно получится рост в разы. Первый полноценный магазин у «Мосигры» появился в марте 2010 года (до того продажи шли через три точки самовывоза). С тех пор магазины у нас прирастают «пачками»: собственных сейчас восемь, до конца года хотим открыть еще десять. Моя сверхзадача — чтобы в каждом российском городе с населением от 300 000 человек была как минимум одна «Мосигра». Это не значит, что мне нужны все деньги мира. Мне в целом на жизнь хватает (нужна только квартира, но на квартиру я пока не заработал). Я могу купить себе крутую тачку, но фундаментально ничего нового не получу.
Фундаментальное для меня — это удовольствие, которое я получаю от своего дела. Приятно заниматься тем, что радует тебя и твоих покупателей. Впрочем, чем дальше, тем больше ощущение ответственности. Все может случиться. Потерять один магазин или тридцать — это разная сила падения. Однако в бизнесе нельзя просто так взять и остановиться. Как на велосипеде: не будешь крутить педали — упадешь. Кажется, если дела идут хорошо, можно расслабиться и наслаждаться моментом. Не выйдет. Чуть расслабился — и все, на свалку. С некоторыми компаниями, которые стартовали раньше нас, так и случилось.
31 мая 2011 13:30