Как начать свое дело в бизнесе по приему платежей через терминалы
Купив около трех лет назад два терминала, Денис Именинников не прогадал. Дело оказалось настолько прибыльным, что спустя какое-то время предприниматель отказался от всех других видов бизнеса, сосредоточившись на терминалах. Сейчас его платежная сеть составляет 850 автоматов в шести регионах России. Ближайшим летом Денис планирует и вовсе выйти за границу: в безошибочном расчете на российских туристов он собирается установить свои терминалы в отелях Турции, а следующей зимой — в египетских гостиницах.
"Конечно, конкуренция в Москве стала в последние годы довольно серьезной, — говорит Именинников, — поэтому нужно искать выход на новые рынки". Предприниматель убежден в том, что терминальный бизнес имеет огромное будущее в России, а потому бояться конкурентов не стоит. "Если кто-то сейчас думает, начинать или не начинать ему этот бизнес и найдется ли в нем место, я могу сказать: начинать", — убеждает Денис. По словам предпринимателя, терминалы могут стать как отдельным родом деятельности, так и дополнительным источником дохода.
КАК СТАТЬ ТЕРМИНАТОРОМ
Механизм прихода в терминальный бизнес довольно прост и, что немаловажно, не требует колоссальных затрат. В системе можно работать, имея практически любую форму собственности — от индивидуального предпринимателя (ИП) до открытого акционерного общества (ОАО).
Регламентирование
Автоматизированный прием платежей по коду ОКВД причислен к 72.60 “Прочая деятельность с использованием вычислительной техники и информационных технологий”. Данный бизнес не подлежит лицензированию или регистрации в государственных органах. Законодательно не оговорены условия или ограничения для установки терминалов.
Определившись с формой собственности, необходимо выбрать платежную систему. Из наиболее крупных игроков, в настоящее время работающих на рынке, стоит обратить внимание на группу e-port, CyberPlat и Объединенную систему моментальных платежей (ОСМП). После подписания договора выбранная компания предоставляет предпринимателю, в зависимости от его пожеланий и финансовых возможностей, один или несколько терминалов. А вместе с ними и возможность обслуживать клиентов тех провайдеров, с которыми у платежной системы есть соглашения. Набор провайдеров у e-port, CyberPlat и ОСМП примерно одинаков: это, в первую очередь, ведущие сотовые операторы и интернет-провайдеры. Таким образом, с владельца терминала снимается необходимость самостоятельно заключать массу договоров с операторами.
Далее следует выбрать площадку для установки терминала, арендовать ее (если, конечно, она не принадлежит самому предпринимателю)
"Два первых наших терминала мы установили в торговых комплексах в центре Москвы, — рассказывает Денис Именинников. — Тогда конкуренции на рынке почти не было, и с арендой было проще. Составляла она по сегодняшним меркам копейки: в среднем 1 тыс. рублей в месяц (сейчас эта цифра доходит до 15 тыс. рублей). Некоторые арендодатели и вовсе разрешали устанавливать терминалы бесплатно: им было выгодно, чтобы к ним лишний раз заходили люди. А вот сами терминалы стоили тогда дороже, чем сейчас, — около $4 тыс. Сегодня средняя стоимость аппарата составляет $2,8–3 тыс. Вообще, цена может значительно колебаться в зависимости от характеристик и от того, как аппарат будут эксплуатировать. Самые дорогие терминалы — уличные: они должны выдерживать и перепад температур, и натиск вандалов".
Кстати, от вандализма и прочих неприятностей терминал рекомендуется застраховать. Годовая страховка на средний терминал стоимостью $3 тыс. и на его ценное содержимое в размере, не превышающем 50 тыс. рублей (как правило, в промежутках между инкассациями в аппарате больше денег не накапливается), обойдется примерно в 4,5 тыс. рублей в год. По словам Дениса Иконникова, статистика такова, что примерно 3–4 терминала из 850 имеющихся у его компании раз в месяц подвергаются атакам.
Установка терминала
Рентабельность терминала зависит только от места его установки. Вам необходимо выбрать место с большой проходимостью людей. Это могут быть вокзалы, супермаркеты, развлекательные комплексы, торговые центры, ВУЗы, продуктовые магазины в спальных районах и т.д. Важно выбрать место, на котором терминал будет хорошо виден и удобен для осуществления платежей. Для работы терминала необходим 1 квадратный метр площади с заземленной электрической розеткой (напряжение 220 Вт). Мы предлагаем терминалы с программным обеспечением, поддерживающим платежные системы “ОСМП” и “Кибер - плат”. Подробнее с их работой можно ознакомиться на сайтах:
УХОД И УДОЙ
Помните такую детскую игрушку — тамагочи? Терминал почти то же самое. Его нужно кормить бумагой для чеков и всячески за ним ухаживать, для этого существует специальная техническая служба. Абоненты, скармливающие терминалу денежные купюры, нередко ошибаются при вводе цифр. Пытаясь исправить несправедливость, они звонят по номеру, указанному на чеке, — для этого существует call-центр.
Высокие технологии позволяют в одиночку обслуживать и контролировать работу большого числа аппаратов. Дистанционный контроль можно осуществлять в любом месте, где есть компьютер с доступом в Интернет, т.е. практически везде, а в случае использования платежной системы “ОСМП” контроль возможен при помощи мобильного телефона (SMS-сообщения).
Вы можете работать без дополнительного персонала и не нести дополнительные расходы на оплату труда. Контроль работы терминала осуществляется благодаря созданию в платежной системе Вашей персональной ячейки. Для доступа к ней Вы получаете логин (Ваше регистрационное имя в системе) и пароль (секретное слово, которое знаете только Вы и администратор системы). Зайдя в Интернете на сайт платежной системы, необходимо ввести логин и пароль. Таким образом, Вы получите доступ к таблице, в которой содержится информация о количестве купюр в купюроприемнике, остаточном количестве чековой ленты, статистике платежей.
Обслуживание терминала заключается в своевременной замене чековой ленты, ремонте аппарата, чистке купюроприемника. Все эти операции не занимают много времени. , замену чековой ленты раз в 5 - 15 дней (зависит от проходимости места установки терминала).
Чистка купюроприемника совершенно простая операция, не требующая знаний по работе с электроникой. Самое главное - своевременно осуществлять инкассацию и замену расходных материалов, так как полное заполнение кассеты купюроприемника приведет к отказу в приеме купюр, а отсутствие чековой ленты в термопринтере – к невозможности выдачи чека. Так же для бесперебойной работы терминала необходимо контролировать состояние субсчета и своевременно осуществлять его пополнение, т.к. при исчерпании остатка проведение операций станет невозможным.
Ну и кроме того, время от времени из терминала нужно извлекать выручку — для этого существуют инкассаторы. Инкассацию необходимо осуществлять в среднем раз в 2 - 4 дня. Расходы владельца терминала на все эти три службы, вместе взятые, составляют примерно 4–4,5 тыс. рублей в месяц. По мнению участников рынка, в целях оптимизации расходов на обслуживание наиболее целесообразно начинать бизнес не с одного, а хотя бы с двух-трех терминалов.
На этом с обязательными расходами покончено.
Теперь о Ваших будущих доходах:
1,5 - 7% начисленной комиссии с каждого проведенного платежа - Ваши заработанные деньги. Величина комиссии определяется вами исходя из рыночных условий.
Кроме этого, в конце месяца платежная система дает Вам дополнительное вознаграждение в зависимости от объемов проведенных платежей. Специалисты системы считают платежи с разбивкой по операторам и начисляют дополнительную прибыль по тарифной сетке (0,7-1,5%). Тарифная сетка определяет вознаграждение от каждого оператора в зависимости от размеров перечисленных ему платежей.
В дополнение к выше перечисленному, Вы можете использовать возможности терминала модели «Люкс», имеющего два монитора, для реализации рекламных проектов. Рекламу можно размещать на втором мониторе терминала, на выдаваемом клиенту чеке, на бегущей строке платежной системы, на вывешиваемом рядом с терминалом баннере.
Правила учета выручки государственными руководящими документами не нормируются, Вы их формируете сами.
На автомат по приему платежей нет вмененного налога (как, например, на автоматы игорного бизнеса).
На данный момент нет необходимости оснащать терминалы фискальными регистраторами для учета выручки.
По словам Дениса Именинникова, в среднем один терминал приносит хозяину $300 в месяц. "Я считаю, что, если терминал приносит такую сумму, место выбрано удачно, — говорит Денис. — Хотя, разумеется, совершенству нет предела. Есть площадки, где терминалы собирают и $1 тыс., и $1,5 тыс. в месяц".
Доход владельца терминала складывается из нескольких статей:
- Во-первых, это процент, который берется непосредственно с клиента (в тех случаях, когда он предусмотрен). По Москве этот показатель колеблется от 3% до 5%, в регионах — от 2% до 3%.
- Во-вторых, это процент, который провайдер услуги выплачивает владельцу терминала с каждой операции. "Здесь речь идет об 1–6%. Интернет-провайдеры платят, как правило, больше; сотовые операторы, которые получают около 80% платежей через терминалы, — меньше", — объясняет предприниматель. То есть, если человек отдает терминалу 100 рублей, то 5 рублей уходят владельцу аппарата, остальные 95 рублей — оператору.
- Затем еще 1–2 рубля владелец терминала получает от оператора в качестве вознаграждения. Итого 6–7 рублей выручки с каждой сотни, проглоченной терминалом
СЕКРЕТЫ УСПЕШНОГО СТАРТА
По статистике, имеющейся в распоряжении Комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли, в Москве один терминал приходится в среднем на 1 тыс. человек, в регионах — один на 4 тыс. клиентов. "Терминальный рынок появился относительно недавно, в 2005 году, и еще не сформирован полностью. Говорить о его насыщенности тоже не приходится", — комментирует эти цифры председатель комитета Борис Ким. И все же, по мнению предпринимателей, работающих на этом рынке, уже сейчас начинать лучше с регионов. "Я посоветовал бы, к примеру, Московскую область. Наиболее лакомое место здесь — крупные торговые центры, которые строят сейчас в избытке, — говорит Денис Именинников. — В Москве тоже можно работать, но нужно понимать, что здесь представлены крупные игроки, которые зачастую ведут себя довольно агрессивно, например, могут перебить аренду в "хлебном" месте".
У людей, которые варятся в терминальном бизнесе, имеется свой взгляд и на то, по какой схеме лучше начинать работать. Как известно, сегодня признаны легитимными обе модели: агентская (закреплена в Гражданском кодексе и в постановлении правительства) и агентско-банковская (установлена согласно закону "О банках и банковской деятельности", а также указанию ЦБ). Вплоть до ноября 2007 года участники рынка вели ожесточенные споры по поводу того, правомерна ли первая схема. Спор был разрешен на совещании с участием представителей Минфина, Центробанка, Мининформсвязи, ФАС, МВД, Минюста, Администрации президента и депутатов Госдумы, на котором было отмечено, что обе модели законны. После такого решения терминальный рынок вздохнул с облегчением: если бы агентская схема, по которой собирают свыше 95% платежей за сотовую связь, была признана незаконной, все владельцы терминалов, не успевшие заключить специальные договоры с банками, были бы вынуждены сворачивать свой бизнес или в корне его переделывать.
"Мы начинали с агентской схемы, но потом все же перешли на агентско-банковскую. Причина проста: так спокойнее работать. Эту схему я порекомендовал бы и тем, кто только задумывается об открытии терминального бизнеса. Лучше сразу создать ООО и заключить договор с банком. У нас такое законодательство, что раз однажды такой вопрос был поднят, то нет гарантий, что он не возникнет снова", — советует Денис Именинников.
Впрочем, по словам председателя Комитета по платежным системам и банковским инструментам Бориса Кима, по этому поводу можно больше не волноваться: "Совершенствование банковско-агентской модели может вылиться в изменение ряда законодательных норм, в частности в расширение перечня платежей, решение вопроса с идентификацией плательщика при погашении потребительских кредитов и других востребованных платежах, изменение налогового режима для этой модели. Речь, таким образом, пойдет не о конкуренции моделей, а об их взаимодополнении. Это, в частности, одна из задач рабочей группы по совершенствованию регулирования рынка платежей, созданной при Минфине РФ".