Китайский бизнес
Каждый день около 8 утра Константин садится за свой ноутбук и, как все китайские менеджеры, заходит в Интернет. Несколько часов переговоров и он почти свободен. Этот молодой предприниматель, удаленно управляет производством и доставкой из Китая любой массовой продукции. Ежемесячный результат его малого бизнеса – несколько 40-футовых контейнеров с разным товаром весом в несколько десятков тонн.
Он везет все: от электролампочек до спортивной экипировки для кайт-серфинга. Хотя стоимость некоторых поставок определяется в долларах суммами с пятью нулями, сейчас у него гораздо больше свободного времени, чем раньше. Вот и сегодня перед этим интервью о китайском чуде, он делится планами о своей новой поездке на море. Зачем? Да просто покататься на кайте…
Такая интересная жизнь была не всегда. Всего 5 лет назад он работал обычным копирайтером и ежедневно придумывал анонсы для телепрограмм. На телеканале Россия был удобный график: рабочий день начинался в час. Платили неплохо, около полутора тысяч долларов в месяц. Однако стабильная и высокооплачиваемая работа скоро перестала устраивать Константина. Так одним жарким летом он взял двухмесячный отпуск частично за свой счет и отправился в далекий и неизвестный ему до той поры Китай.
«В Китае я был поражен мощью и динамикой этой большой восточной страны. Там у меня возникли мысли создать свой бизнес. Шанхай – город небоскребов и бизнеса, стал новым этапом в моей карьере».
Что за бизнес ты решил создать?
По сути это торговля, а я сам – купец. Я занимаюсь тем, что по научному называется аутсорсинг управления импортом и оптимизация закупочной деятельности. Логистика занимает 40% моего рабочего дня. Т.е. 40% своего времени я трачу на поиск оптимальных способов доставки готового товара. Ведь в зависимости от ситуации можно выбрать совершенно разные пути транспортировки. Например, можно взять прямой самолет из Шанхая или Гонконга и получить товар уже через 2 недели после завершения производства, а можно вести контейнер 3 месяца морским путем и сэкономить на перевозке, потеряв при этом время и заморозив деньги за эту поставку на весь срок транспортировки товара из Китая. Остальное мое рабочее время уходит на подбор нужных производителей и итоговый расчет общих затрат на производство и доставку с учетом всех логистических нюансов.
Что представляет собой китайский бизнес сегодня? Я еще помню времена, когда считалось, что если вещь сделана в Китае, значит это дешевая и некачественная подделка.
Действительно, китайцы профессионально копируют все, что представляет для них интерес. Китай долго и целенаправленно шел к созданию индустриального общества, способного прокормить себя самостоятельно. Своим трудом и своими руками. Сейчас Китай ориентирован на производство абсолютно любой массовой продукции. От ковшиков для белого соуса до автомобилей внешне очень похожих на Bentley. Еще в Китае продуманная инфраструктура: хорошие дороги, склады консолидации, порты, смежные фабрики рядом, государственная поддержка. Свободные экономические зоны вкупе с налоговым раем, поднявшиеся всего за 20 лет из чистого поля, плюс отличные условия для экспорта готовых товаров из Китая по всему миру. Эта страна – словно единый огромный станок, в котором все детали идеально подогнаны друг под друга. Российские же власти, к сожалению, только увеличивают экспортные пошлины, не создавая взамен никаких условий для развития производства внутри страны. Российским предпринимателям легче и выгоднее заниматься торговлей, чем вкладываться в реальный сектор экономики.
Когда ты первый раз уехал в Китай, с чего начал свой бизнес?
В Шанхае я снял за 200 долларов в месяц отличную квартиру на 37 этаже с видом на город. Бывало, подходишь к окну до пола, смотришь на вечерний Шанхай, а перед тобой в дали мерцают тысячи красных лампочек. Это габаритные огни зданий для авиации. Днем я каждый день ходил по промышленным выставкам, которые проходят в Шанхае круглый год. За эти два месяца я потратил всего 2 тысячи долларов. И мне было очень интересно.
Что ты узнал на китайских выставках? Ты знаешь китайский?
На китайские выставки приезжает огромное количество посетителей, включая предпринимателей из США, Европы и России. На выставках я общался с директорами китайских фабрик на «китайском английском», так как китайского языка я не знаю. Поскольку я белый человек, они всегда относились ко мне как к бизнесмену. Я всегда был для них потенциальным источником денег, что, конечно, очень льстило. В этой стране в бизнес кругах сразу после приветствия тебя обычно спрашивают: «May I have your business card», поэтому, чтобы китайцы стали воспринимать меня еще более положительно, я напечатал себе визитки. Не стоит, наверное, говорить о том, что высококачественные визитки обошлись мне в Китае в несколько раз дешевле, чем это стоило бы в Москве.
И что потом, когда ты вернулся в Москву?
После возвращения из этого путешествия, я почти год изучал, как устроен русско-китайский бизнес и международный бизнес в целом. Делал бесконечные запросы на китайские фабрики, вел переговоры с посредниками и торговыми компаниями. В 7 утра начинался мой рабочий день в Москве. В Шанхае в это время уже 11, поэтому до 12 дня по московскому времени я успевал отработать практически полную шанхайскую смену.
А для кого ты работаешь? Как находишь заказчиков?
Все мои новые клиенты приходят ко мне по рекомендации знакомых или старых клиентов. Ведь часто при выходе на международные рынки, заказчика опутывают длинные цепочки посредников. А у меня серьезное конкурентное преимущество: я самостоятельно управляю своим бизнесом, и сам веду всех своих клиентов. Работаю с каждым заказчиком по индивидуальной схеме.
Мои клиенты это не только торговые компании, которые хотят дешевле купить, но и производители, закупающие в Китае оборудование для своего производства, и Интернет-магазины, и даже владельцы интеллектуальной собственности. Например, один наш заказчик разработал технические чертежи на один из узлов для своего продукта и разместил его производство в Китае.
У опытных бизнесменов, малых предпринимателей и владельцев магазинов часто не хватает времени или навыков, чтобы держать весь процесс закупки из-за рубежа под контролем. Ведь каждый этап от платежа за товар с валютного счета до его доставки на склад покупателя таит множество подводных камней.
Т.е. ты все делаешь сам?
Нет, я аккумулирую управление всеми процессами и отвечаю за конечный результат. А для частных задач у меня есть партнеры, которые обслуживают все мои потребности на аутсорсинг. Например, для больших поставок всегда необходим международный контракт на русском и английском языках. Для его разработки у меня есть партнерская юридическая компания, с которой я регулярно работаю. Еще я заказываю на аутсорсинг
Есть ли специфика при работе с китайским бизнесом?
Приведу пример, который произошел со мной только сегодня. Мои клиенты заказали у меня производство и доставку из Китая лейблов для их одежды, или по-другому этикетки. Несколько часов назад мне с фабрики приходит фотография готового образца. На прозрачном пакетике, в который упакован лейбл, китайцы аккуратно написали «very fashionable product», такими маленькими синенькими буковками. Я им говорю: «Я же не просил ничего писать. У вас был макет». А китайцы мне в ответ: «А нам показалось, что так красивее». Т.е. они даже не спросили меня, можно ли что-то написать на упаковке. Потом мы выяснили, что они просто купили эти пакетики у сторонней компании, и на них уже была эта надпись. Я сказал им все переделать и прислать мне фотографии нового образца. Так надо делать на каждом этапе, так как это нормальный процесс взаимодействия с китайцами. Контроль, контроль и еще раз контроль. Китайцы искренне хотят сделать все в лучшем виде. Просто понимание этого «лучшего вида» у нас с ними разное.
Что еще надо контролировать при работе с китайскими фабриками?
Все! Это постоянные звонки на фабрику для контроля сроков. Если китайцев не торопить, они задвинут ваш заказ в конец очереди, и его можно ждать в 3 раза дольше, чем было оговорено контрактом. Что касается договоров тут надо заметить, что 60% небольших китайских фабрик договоры, похоже, вообще не читает. Конечно, если на фабрике видят, что клиенту сроки производства очень важны, тогда они все сделают в оговоренный срок. Но для этого процесс нужно постоянно вести.
Даже когда товар уже готов к отправке, и его качество вас устраивает, обязательно надо проверить качество упаковки. Иначе ваш груз приедет к вам просто разбитым или испорченным от долгой перевозки. Также нужно проверить наличие всех необходимых документов и проконтролировать состав груза. По доброте душевной китайцы могут приложить какой-нибудь подарок или образец нового товара. Для русской таможни все, что не внесено в декларацию, как известно, является контрабандой.
Такие «подарки» чреваты не только задержкой груза на таможне, но и финансовыми потерями при его таможенной очистке. Поэтому я обычно прошу прислать мне фотографию готового товара в упаковке и согласовать со мной точный состав груза до его отправки. После этого, я переключаюсь на транспортную компанию и отслеживаю перемещение груза и любые непредвиденные ситуации вплоть до отгрузки товара на московский или региональный склад покупателя.
Какие обычно сроки производства и доставки товара из Китая?
Если это простой товар, то обычно около месяца уходит на поиск производителя и переговоры, а также на работу с первыми образцами. У китайцев ничего не хранится на складе. Все производится только под заказ конкретного клиента. Обычно срок производства составляет от 2 до 6 недель. Плюс доставка и таможенная очистка товара – от 1,5 до 12 недель в зависимости от транспорта.
А сколько стоят твои услуги?
Обычно моя комиссия составляет от 3 до 15 % от таможенной стоимости груза. При этом я всегда учитываю потенциальную прибыль заказчика и степень своей персональной ответственности.
К чему стремишься?
Есть мировые стандарты по работе с Китаем, которые я постоянно осваиваю. Моя цель создавать в Китае продукты мирового качества и при этом использовать интеллектуальный, творческий и управленческий потенциал России.
Как пережил экономический кризис 2008-2009 года?
C одной стороны, ужесточение таможенных правил и подорожание доллара, существенно снизили рентабельность импортной продукции. С другой – многие компании в связи с кризисом переходят с дорогого товара из Европы на недорогую китайскую продукцию. В 2009 году новых заказов было не так много, но сейчас все-таки наблюдается позитивная тенденция.
У меня динамичный бизнес, которым просто интересно заниматься. Это и оптовые закупки в Китае, и размещение производства, и деловые поездки в Китай, и доставка из Китая: авиа доставка или контейнерные перевозки. Одним словом, внешнеэкономическая деятельность.