Как открыть салон красоты. Forbes разложил все по полочкам
Инструкция по применению
Какие риски у этого бизнеса? Сколько денег потребуется на старт? Что нужно для успеха? Как сэкономить? Как развивается сейчас индустрия красоты? Где искать сотрудников? Можно ли открыть салон красоты, не имея опыта?
Forbes разложил все по полочкам. Ниже вы найдете ответы на ключевые вопросы, которые задает предприниматель, желающий открыть салон красоты.
То же самое мы проделаем и с другими видами бизнеса. Надеемся, эта информация поможет правильно сделать первые, самые критичные для будущего всего дела, шаги.
Почему эта бизнес-идея привлекательна даже в кризис
2. Для салона красоты достаточно небольшого помещения — в бизнес-центре или торговом центре, где цены аренды как раз упали. Подойдет и первый этаж жилого дома в спальном районе.
3. Начать можно с малого - парикмахерского зала на пять кресел и кабинета маникюра-педикюра, а к сложным процедурам вроде инъекций ботокса и мезотерапии переходить постепенно, по мере накопления опыта и расширения клиентуры.
4. Стартовые вложения невелики. Обустройство салона площадью 100-120 кв. м в арендованном помещении обойдется в 2-3 млн рублей. Можно купить франшизу или готовый бизнес. Еще пару лет назад за работающий салон нужно было отдать не менее 1,5-2 млн рублей, сейчас некоторые владельцы готовы продавать салоны и за 1 млн. До кризиса салон красоты окупался за полтора-два года.
5. Еть возможность масштабировать проект и привлечь инвестора. Инвестиционный фонд Mint Capital, в 2007 купивший за $8 млн долю в сети салонов «Моне», результатами доволен. За первый год совместной работы выручка компании выросла на 57%, в 2008 году — на 82%, до $24 млн. В кризис «Моне» не открывает новых салонов и даже закрыл часть существующих, но, по прогнозу акционеров, выручка за 2009 год вырастет на 10%. «Мы бы стали инвестировать в сеть «Моне» и сейчас», — говорит представитель фонда Владимир Залужский.
Не обязательно начинать этот бизнес "с нуля". В мире большинство сетевых салонов развиваются по системе франчайзинга: под маркой Dessange, например, работает более 500 салонов в 40 странах и 350 магазинов, торгующих фирменной косметикой. Естественно, раскрученная марка помогает привлечь клиентов, которые вряд ли пошли бы к начинающему предпринимателю:
«Я не учился на парикмахера»
Что нужно для успеха? Forbes расспросил об этом Игоря Стоянова, владельца самой крупной в России сети салонов красоты Persona Lab.
Первое заведение Игорь открыл в июле 1998 года, накануне кризиса. Сейчас полсотни салонов работают в пяти городах, выручка компании в прошлом году превысила $20 млн.
— С чего начинать?
— С намерения. Зачем мне это нужно? Что я хочу получить в результате? Могу ли я прожить без парикмахерской? Надо ответить себе на эти вопросы.
— Нужно ли владельцу салона учиться профессии стилиста?
— Я не учился. Как-то в начале 1990-х стригся и спросил у парикмахера, сколько стоит открыть салон. Он ответил: $30 000. Так все началось. Сейчас, спустя 14 лет, я пошел учиться на парикмахера. Теперь понимаю, что такое пробор, зоны и так далее.
— Как находите правильное место для заведения?
— У Харуки Мураками в одном из произведений есть персонаж, который открывает ресторан. Когда ему риелторы предлагают место, он идет туда и долго сидит напротив этого заведения. Если видит, что с большей частью прохожих он может найти общий язык, значит, место ему подходит. Я беру тот же принцип за основу.
— Каков должен быть средний чек?
— У нас — 1000-1500 рублей. Сейчас в «Персоне» еще действует система из четырех ценовых градаций: стоимость стрижки колеблется от 700 до 3000 рублей. В выходные можно подстричься за 50% от стоимости. Это услуга для новых людей, которые приезжают в Москву, студентов и выпускников.
— За счет чего цена такая низкая?
— Их обслуживают мастера-новички, которым нужно набрать нужное количество клиентов. Новички, поступающие на работу в «Персону», четко представляют себе свои перспективы. Служебная лестница состоит из четырех уровней. Каждый следующий отличается по оплате от предыдущего не менее чем на треть.
— Где вы берете мастеров?
— Мы ищем необычные решения. Например, сейчас учим маникюру и педикюру глухонемых. Первых уже направили на работу. Они прекрасно набирают клиентскую базу буквально за месяц.
— Как раскрутить бизнес?
— Если просто вкладывать деньги в рекламу, то их потом не окупить никогда. Мне удалось сделать имидж-лабораторию для телезвезд и школу стилистов. Так я развил бренд и узнаваемость. Можно раскручивать мастера-звезду, а если есть опасение, что она уйдет, то продвигать себя в качестве звезды.
Цифры
Велика ли конкуренция? На какие показатели надо ориентироваться? Как развивается индустрия в мире?
5500 салонов красоты работают в Москве, количество парикмахерских в России — более 20 000. В США примерно столько же — 20 300 салонов.
500-700 салонов красоты ежегодно открывалось в России до кризиса.
15-20% в год — темпы роста рынка в России. В США — 5,5%.
5% — такова маржа салонов красоты в США. В России бизнес более рентабельный — 20-30%.
20-30 московских салонов в месяц меняют владельца.
$7 млрд — объем рынка красоты в России.
1500 рублей — средний чек за стрижку и окрашивание в Москве.
$10,3 в час, включая чаевые, зарабатывает в среднем парикмахер в США (данные 2006 года). В Москве заработок парикмахера — $1500-2000 в месяц.
$250 000 в год — средняя годовая выручка салона в США. В Москве — около $80 000.
10 фактов, которые нужно знать, чтобы не разориться
2. При выборе места для заведения проверьте, не заинтересован ли собственник помещения в открытии такого же бизнеса. Если после двух-трех лет работы теряешь место, то фактически теряешь и бизнес — большинство клиентов будут приходить по старому адресу, не обращая внимания на смену владельца.
3. Рекомендуемая норма чистой прибыли, которую нужно учитывать при составлении прейскуранта, — не менее 30%. Причем такую рентабельность должна иметь каждая услуга, предоставляемая салоном.
4. На эстетические услуги — стрижку, окраску, солярий, маникюр и педикюр — лицензия не требуется. Она нужна для косметологического кабинета, терапевтических процедур (массаж, обертывание), инъекций (мезотерапия, ботокс). Нужно также оформить договоры на утилизацию волос, игл и шприцев, ламп для солярия — их нельзя выбрасывать с обычным мусором.
5. Мастера обычно работают на окладе и проценте (как правило, 30% от стоимости услуги и 10% от розничных продаж косметических средств). Администраторы получают помимо оклада 1% от оборота всего салона. Степень их заинтересованности не должна быть ниже, чем у мастеров, иначе администратор будет блокировать поток клиентов.
6. Мастерам-новичкам после приема на работу нужно помочь с записью. Конкуренция среди стилистов сильна, и перспективного мастера могут попросту выжить из коллектива.
7. Текучка кадров в заведении неизбежна. В среднем за год из каждых 10 мастеров увольняется 6-8 человек. Следите за динамикой выработки: если показатели сотрудника упали, он либо подрабатывает на стороне, либо есть конфликт с администратором.
8. Успех салона зависит не только от мастеров, но и от таких прозаических вещей, как канализация и освещение. Если нет мощного канализационного стока, то при работе нескольких мастеров постоянно будут возникать засоры. А свет влияет на эмоции посетителя. Клиент не должен видеть синяков под глазами, цвет волос не может быть искажен.
9. За год-полтора количество постоянных клиентов салона должно достичь 50-80% от их общего числа, по оценкам Владимира Ермолаева из консалтинговой компании Deloshop. Обычно клиенты выстраивают отношения с конкретным мастером, а не с салоном. Вот почему важна лояльность персонала: если стилист уходит, уходит и клиентура.
10. Берт Кардер, исполнительный директор американской консалтинговой компании Salon Training International, считает, что продажа косметической продукции должна приносить салону 20% выручки. «И эти 20% обеспечат ту же прибыль, что 80% поступлений от услуг, — говорит консультант. — Большинство салонов не отдают себе в этом отчета, пока не начинают суетиться, чтобы свести концы с концами».
Как искать сотрудников
Успех салона зависит от персонала — клиенты возвращаются к конкретному человеку. Шесть предпринимателей, опрошенных Forbes, делятся своим опытом работы с персоналом
Наталья Артемова, владелица сети салонов «Ваш стиль»: «Я отправляю людей на обучение в школы при других сетях. Наши сотрудники платят за свое обучение сами, но мы предоставляем им ссуды. Ножницы, расчески, инструменты для маникюра и педикюра, кстати, мастера тоже покупают сами».
Александр Глушков, владелец сети «Моне»: «Я возьму на позицию администратора человека, который был диджеем, любит театр и изобразительное искусство. Интересный образ должен быть и у мастера, и у администратора, и у бухгалтера».
Александр Мысин, владелец сети салонов «Мысин-студио»: «Я набираю молодых людей в колледжах и продолжаю их учить. Во время собеседования смотрю не столько на то, что они умеют делать руками, сколько на их коммуникабельность, интеллектуальные способности. Я ищу в них потенциальную способность продавать свои услуги. Для работы в наших салонах эти люди будут готовы года через два — обычно они работают все это время в других салонах и ходят ко мне на повышение квалификации. Я учу их, какие темы стоит обсуждать с клиентом, как вести себя с разными психотипами».
Анетта Орлова, владелица салона «Анетта», автор книги «Женщина в красивом бизнесе: как организовать и привести к успеху предприятие индустрии красоты»: «Я беру мастеров со стажем не менее трех лет. Их работу сразу должен посмотреть хороший эксперт, но не потенциальный конкурент по работе. Администратора нужно искать с опытом работы в области продаж, но не в салонном бизнесе».
Дмитрий Винокуров, владелец «Студии красоты Дмитрия Винокурова»: «Я отдаю предпочтение мастерам-мужчинам — они тоньше чувствуют женский образ. Относиться к сотрудникам надо как к творческим личностям. Если вы считаете, что ваши стилисты — мастеровые, то не подниметесь выше парикмахерской №5».
Андрей Сильченко, владелец сети парикмахерских Maija: «Я ввел пятидневную рабочую неделю и восьмичасовой рабочий день. При таком графике компании требуется меньше работников. В салонах, где 12-часовые смены, 60% времени — простой. К тому же у моих мастеров просто нет времени, чтобы работать на стороне. Мы объясняем им, что работа в салоне — это ресторан, а обслуживание на дому — пикник».
16/09/2009