Президент Союза парикмахеров России Долорес Кондрашова о создании парикмахерского бизнеса с"0"
– Долорес Гургеновна, сложно ли открыть парикмахерскую в России?
– Очень легко, и только ленивый этого не делает. Одной из особенностей этого вида деятельности в нашей стране стал тот факт, что многие преуспевающие бизнесмены открывают салоны для своих жен – просто, чтобы им не было скучно. Зачастую такие заведения не служат средством заработка. А вот в Европе, например, открыть салон гораздо сложнее – там, в частности, существует серьезное ограничение на расположение предприятия сферы услуг в непосредственной близости от другого такого же.
– А где больше шансов пробиться – в центре города, где люди работают, или на окраинах, где они в основном живут?
– Место расположения будущего предприятия имеет огромное значение. Необходимо учитывать не только район и его удаленность от центра, но и «соседей»: окружающие здания, кто в них живет или работает, есть ли поблизости предприятия или офисные центры. От этого зависит стоимость услуг. К примеру, на окраинах, особенно вне пределов Москвы, клиенты не всегда могут позволить себе оплачивать дорогостоящие процедуры. Следует обратить внимание и на спектр услуг салонов-соседей, на их качество и стоимость, уровень мастеров. Качество косметических препаратов у конкурентов тоже важно – это нужно знать для того, чтобы вы могли предложить своим клиентам более выгодные условия, либо более качественные услуги. Однако в любом случае начинать стоит с малого, особенно если у вас нет опыта. Сразу закупать дорогостоящее оборудование не следует – в данном случае действует правило: предложение должно идти за спросом. И нужно быть готовым к тому, что на первых порах парикмахерская не будет приносить большой прибыли, если вообще будет: слишком большая конкуренция в нашем бизнесе.
– Средств, которые дает государство в рамках поддержки малого бизнеса, хватит, чтобы открыть салон? Сколько денег нужно для старта?
– Государственной поддержки явно недостаточно. Средняя затратная часть в этом бизнесе составляет 300–500 тыс. долларов исходя из того, что идеальная площадь для достаточно быстрой окупаемости салона должна быть на уровне 170–250 квадратных метров. Для достижения рентабельности минимально в салоне должны быть четыре парикмахерских кресла, два косметологических кабинета (один – по лицу, другой – по телу), два кабинета маникюра-педикюра, один из них для наращивания ногтей.
– А какой должна быть «пропускная способность» заведения, чтобы оно не прогорело?
– Исходя из минимальных условий рентабельности четыре парикмахера в смену должны обслуживать 16 клиентов, два косметолога – четверых клиентов, около 10 клиентов должно быть у мастеров маникюра-педикюра.
– Клиент ведь зачастую ходит к «своему» мастеру. Каким должно быть соотношение суперпрофессионалов, просто хороших мастеров и новичков в небольшой, но нацеленной на успех парикмахерской?
– В только что открытой парикмахерской суперпрофессионалов может вообще не быть. Однако вырастить их вполне возможно – нужно не бояться тратить средства на обучение персонала и на участие мастеров в российских и международных конкурсах. В конце концов, это привлечет к вам большее количество клиентов и соответственно увеличит доход. Что касается количества хороших мастеров в «начинающей» парикмахерской, то на первом этапе персонал должен быть профессиональным весь. С расширением бизнеса вы сможете привлечь и новичков.
– В среднем около трех лет. Конечно, сроки могут варьироваться, они зависят от трех основных факторов. Первый – размер парикмахерской: чем она меньше, тем меньше прибыль, потому что согласно санитарным нормам в заведении должны быть еще и вспомогательные площади определенного размера, которые дохода не приносят. Второй фактор – профессионализм персонала, третий – количество клиентов.
– На чем новички прогорают чаще всего?
– На неправильной организации бизнеса – не налажен учет доходов-расходов; не выполняется правило соотношения между ценой услуги и ее качеством; не проходит обучение персонал и не учится сам владелец; не расширяется ассортимент услуг и, конечно, если владелец забывает о рекламной поддержке своего бизнеса.
– Сильно ли мешают в вашем деле чиновники?
– Да, чиновники мешают. Государство постоянно обещает способствовать развитию малого бизнеса, в том числе и салонного, однако количество контролирующих организаций не уменьшается и количество проверок, увы, тоже.
– С какими инстанциями приходится иметь дело?
– Санитарная инспекция, пожарный надзор, Федеральная инспекция труда, милиция, отделы по защите прав потребителей; Федеральная налоговая служба и прочие и прочие.
– В начале нашей беседы вы подчеркивали, что предложение должно идти за спросом. А какова насыщенность рынка этих услуг в Москве, Санкт-Петербурге, на периферии? Есть ли свободное поле деятельности? Далеко ли мы от Запада по количеству парикмахеров «на душу населения»?
– В последние годы ежемесячно только в Москве открывается три-четыре новых салона или парикмахерских. Немудрено, что многие из них закрываются, не просуществовав и года и, следовательно, не окупив затрат. Но на смену им как грибы вырастают новые. Однако говорить о перенасыщенности рынка нельзя, потому что спрос пока еще выше, чем предложение, поэтому свободы для действий предостаточно. Но при условии, что эти действия грамотно, профессионально организованы. А вот подсчитать количество парикмахеров «на душу населения», а тем более сравнить Россию с Западом очень сложно, особенно если учитывать тех парикмахеров и «ногтевиков», которые предлагают услуги «на дому» без лицензий и зачастую некачественные. Именно поэтому, повторяю, прежде чем открыть салон или парикмахерскую «шаговой доступности», нужно взвесить все «за» и «против», провести подробнейшие маркетинговые исследования.
Фото: AP