Вытеснение продавцов - реалии вендингового рынка
Количество торговых автоматов ежегодно увеличивается на треть. Однако интерес россиян к автоматизированным покупкам растет менее заметными темпами.
«Рынок вендинга находится на стадии формирования и пока заполнен на 10-30%. При этом количество автоматов увеличивается на 30-40% в год», – сообщил GZT.RU генеральный директор известной в этом сегменте ретейла компании «Кафе+Ко Рус» Александр Бугаев. По его мнению, эти цифры не могут служить иллюстрацией увеличения популярности вендинга среди населения, так как прирост продаж через автоматы, которые несколько лет стоят на одном месте, – лишь несколько процентов в год.
Трудности процентного расчета
О вендине россияне узнали много десятилетий назад, увидев в работе автоматы, продающие газированную воду. Однако в полной мере этот бизнес пришел в нашу страну лишь в начале 1990-х годов, когда в офисах крупных компаний, медицинских центрах и торговых комплексах начали появляться первые аппараты по продаже кофе, прохладительных напитков и прочих товаров. Сегодня осведомленность населения о плюсах автоматической торговли пусть не стремительно, но растет. Если пять лет назад слово "вендинг" даже в крупных городах почти всегда вызывало вопросы, то сейчас сотрудники практически любой компании имеют представление о кофейных аппаратах и преимуществах их использования. Хозяйственники стали хорошо разбираться в типах автоматов, в ассортименте и качестве ингредиентов, а главное – у них появились осознанные приоритеты в отношении того, как, с кем и на каких условиях следует заключать договоры.
«Вследствие этого, а также из-за низких входных барьеров в этот бизнес до последнего (докризисного) времени количество кофейных автоматов в целом по России возрастало на 100% ежегодно. Сейчас же в условиях экономической нестабильности темпы роста замедлились и составляют порядка 30-50%, – отмечает генеральный директор компании «Комплекс вендинг» Евгений Жбрыкунов. – Однако нельзя забывать о том, что кофейные автоматы – это еще не весь вендинговый бизнес. К примеру, еще быстрее развивается сегмент платежных терминалов благодаря большей прибыльности, легкому обслуживанию и постепенному снижению стоимости самих аппаратов».
Взгляд в будущее
В отношении перспектив развития вендингового бизнеса специалисты высказывают схожие предположения. «Вендинг, особенно автоматическая продажа кофе и горячих напитков, – крайне удобная система для мест, где люди вынуждены проводить долгое время без возможности отойти в ближайшую кофейню или магазин, – считает управляющий группы компаний «Де Марко» Александр Кожин. – Приемные больниц и регистратуры поликлиник, длинные очереди во всевозможные сервисные центры, любые места, где люди связаны ожиданием… Там вендинг – спасение от усталости и голода. И конечно, этот бизнес будет развиваться и развиваться. Однако если говорить конкретно о кофейных автоматах, то, безусловно, они никогда не составят конкуренции кафе и кофейням. Во-первых, потому, что кофе из автоматов несколько отличается по вкусу от кофе, приготовленного в кафе, где этот напиток делают специальные кофемашины из высококачественных сортов арабики и робусты. А во-вторых, потому, что в нашей стране потребление кофе для многих людей неразрывно связано с ритуалом посещения кофеен, а потребителей, для которых важен только сам напиток, становится с каждым годом все меньше».
В целом вендинг, по оценкам аналитиков компании «Кафе+Ко Рус», еще несколько лет будет расти теми же темпами, что и последние три года. «Затем рост будет снижаться, начнет уменьшаться прибыльность, а конкуренция значительно усилится. Крупным компаниям станет выгодно расти за счет поглощения мелких, и через пять–семь лет наступит период невысокого роста рынка и сильной конкуренции, когда крупные компании начнут отнимать друг у друга долю на рынке».
Конечно, будет увеличиваться не только количество компаний и автоматов, но и разнообразие реализуемых товаров и услуг. «Как и в любом бизнесе, здесь будут слияния и поглощения, приобретения крупными игроками более мелких. Нельзя исключить и приход на российский рынок западных вендинговых компаний. Думаю, будет справедливо предположить, что темпы роста продолжат оставаться достаточно серьезными. Появятся целые «улицы», ряды торговых автоматов – возможно, на месте современных рынков около станций метро. А также возрастет роль вендингового оборудования как носителя информации и рекламы», – рассказывают в компании «Комплекс вендинг».
Желающим присоединиться
В условиях экономической нестабильности многие задумываются о поиске новых путей заработка. В этом смысле вендинг привлекает к себе внимание все большего количества людей как наиболее простой и на первый взгляд быстро окупающийся бизнес. Во многом такие предположения верны, однако специалисты этого рынка советуют потенциальным игрокам обращать внимание не только на очевидные плюсы автоматической торговли, но и на возможные подводные камни.
«Самая большая ошибка, которую делают новички, – начинать бизнес с автоматов, – считает Александр Бугаев из «Кафе+Ко Рус». – Начинать следует с клиентов, поскольку очень важно разобраться в том, где именно предстоит ставить автоматы, какие предпочтения у будущих покупателей, сколько они готовы платить за напитки или товары. Зная это, уже легко выбрать нужный аппарат, который по сути является не более чем инструментом вендингового бизнеса. А все самое основное, как всегда, решают не машины, а кадры. Поэтому всем, кто думает, что вендинг хорош тем, что все сделает автомат, стоит посоветовать вообще не открывать этот бизнес».
Все вышесказанное подтверждает и Евгений Жбрыкунов из «Комплекс вендинг», добавляя, что в качестве трудностей вендингового бизнеса можно было бы назвать недостаточную проработанность законодательства об автоматической торговле, сложности с поиском выгодных мест для установки аппаратов, высокую стоимость оборудования, малые сроки гарантийного обслуживания, проблемы с кредитованием представителей малого и среднего бизнеса, а также слабую осведомленность населения о вендинге, особенно у представителей старшего поколения.
«Имея четкие цели, крепкую волю к достижению намеченных задач и твердую уверенность в правоте своих шагов, соблюдая жесткую дисциплину, проявляя ответственность и уважение к своим сотрудникам как к золотому ядру компании, все препятствия на пути к успеху можно преодолеть легко и безболезненно, – считает Евгений Жбрыкунов. – И если вопросы с местом и клиентом решены и остается только выбрать непосредственно сам торговый автомат, то можно посоветовать начать бизнес с кофейных автоматов как с наиболее прибыльных. Затем, чтобы застолбить за собой точку, имеет смысл добавить платежные терминалы и снековые аппараты, торгующие продуктами питания, а потом, если это необходимо и место окажется действительно денежным, разместить массажные кресла и иные изыски вендинга».