Как организовать прибыльную торговлю коврами?
Ковры не просто покупают - на них существует стабильный спрос, растущий с каждым годом на 10-20%. Более того, рынок был плотно оккупирован поставщиками дорогой и дешевой продукции. А вот ниша для среднего класса не заполнена.
В Англии существует термин — ковровая болезнь. Такой диагноз британские медики ставят людям, которые просто не могут не купить понравившийся им ковер. Более того, английской медицине известны случаи, когда заболевание приобретает настолько острый характер, что жизнь ковролюба превращалась в покупку недвижимости «специально под ковер». Украинская медицина с подобным диагнозом пока что не сталкивалась.
Виктория Лобенко, директор «Компании Витамин», рассказывает, что коврами она решила заняться благодаря турецким партнерам по бизнесу. Именно они убедили ее «променять» текстиль на ковры. Поначалу предпринимательница не очень воодушевилась идеей. Ну кто сегодня станет покупать ковры, когда все стараются жить с «открытым» полом? Тем не менее, она все же решила провести исследование рынка, и результаты ее удивили. Оказывается, ковры не просто покупают, на них существует стабильный спрос, растущий с каждым годом на 10-20%. Более того, рынок был плотно оккупирован поставщиками дорогой и дешевой продукции. А вот покупателю со средним уровнем доходов особо выбирать было не из чего. Эти исследования и подтолкнули Викторию занять пустующую среднеценовую нишу.
Паспорт для ковра
Основная сложность состоит в распространенном стереотипе многих потенциальных клиентов: ковер — это пылесборник, соответственно, зачем его стелить дома? По мнению Юрия Никитенко, менеджера по продажам салона «Европейские гардины», людей можно поделить на две группы: тех, кто любит ковры, и тех, кто к ним относится спокойно. «Большинство наших клиентов — люди, выросшие во времена Союза, когда дом без ковров был чем-то из разряда фантастики. Они привыкли ходить по теплому ковру и теперь не хотят отказываться от своих привычек, — отмечает менеджер. — Что касается более молодого поколения, то оно чаще всего покупает покрытие не ради удобства собственных ног, а, скорее, по необходимости. Нередко слышим фразы: мол, у нас в доме ковров нет, но на лестницу или в детскую мы бы хотели что-то положить, чтобы детям было удобно ходить».
Подчас ковер подбирается скрупулезнее, чем автомобиль. Да и стоимость его порой сравнима со стоимостью хорошего автомобиля — и может достигать $20-30 тыс. Кстати, ковер можно даже «примерить» под интерьер дома. Услуга по примерке ковров у всех продавцов — бесплатная. По мнению операторов рынка, такое лояльное отношение к клиентам помогает удержать покупателя. Ведь купленный и не понравившийся в интерьере ковер может разубедить потребителя в его необходимости.
Об избалованности клиентов свидетельствует и тот факт, что ковровиками предпринимаются самые немыслимые ходы, дабы угодить им. «Старый советский принцип «без бумажки — ты букашка» применим и к коврам, — уверяет Владимир Винников, директор салона «Золотое руно». — Один из клиентов, покупавший у нас довольно дорогой ковер, обратился с просьбой предоставить паспорт на это изделие. Мы были весьма удивлены, поскольку до этого не подозревали о существовании подобных паспортов. Обзвонив всех поставщиков, выяснили, что паспорта в арабских странах никто не делает и не делал. Более того, о существовании таковых никто не слышал. В то же время подобный документ на изделие выдавался. Думаю, это ноу-хау придумано отечественными предпринимателями, желающими при помощи «бумажки» придать максимально возможный «вес» продаваемым изделиям». Ну, а информацию о коврах, продаваемых на рынке, чаще всего можно почерпнуть лишь со слов продавца. О гигиенических сертификатах в данном случае также не приходится и говорить. В то время как в салонах без этого документа никто не торгует.
Еще один стереотип, с которым ковровики борются, не покладая рук, касается страны-производителя. Многие покупатели уверены, что надпись made in Turkey или China свидетельствует о низкосортности товара. А ведь это далеко не так: Турция — Турции рознь. Это касается и Китая, где изготавливают не только массовый ширпотреб, но и эксклюзивные вещи ручной работы. Где, как не в Азиатском регионе, где ковровый промысел существует не одно тысячелетие, а секреты мастерства передаются из поколения в покление, должны создаваться шедевры ковроткачества?!
Естественный ассортимент
Крупных игроков насчитывается около 20, среди которых не только отечественные предприниматели, но и иностранцы, открывающие торговые точки с товаром, привезенным с родины. Значительная часть представленных на рынке ковров — дело рук мастеров Ирана, Турции, Молдовы, Германии, Китая, Бельгии. Продукция украинских ковровиков, по оценкам операторов рынка, составляет не более 6%. К сожалению, в Украине нет производителей, делающих погоду на рынке. И маловероятно, что в ближайшее время они появятся.
Порядка 50-60% импорта продукции обеспечивает Турция. При этом рынок стоит делить на легальный и нелегальный. Обычно законопослушные поставщики реализуют товар в собственных магазинах и через сеть супермаркетов, нелегалы — на базарах.
Продажа ковров — дело тонкое, да и клиент требовательный. Поэтому для того, чтобы открыть собственный магазинчик, необходимо запастись немалыми инвестициями. Начать свое дело вполне можно с открытия одного магазина. Удовольствие это, конечно, не из дешевых, но, по мнению игроков рынка, игра стоит свеч. При наличии ассортимента высокого ценового сегмента для открытия одной точки понадобится $1,5 млн. Причем в этом случае большая часть денег (никак не меньше $1 млн) уйдет на закупку ассортиментного ряда продукции.
Аренда или покупка помещения в центре города — тоже удовольствие не из дешевых. При этом оно должно быть довольно просторным — как минимум 300 кв. м, с высотой потолков порядка 3-4 м. Ведь товар нужно «показать лицом», не только разложив его на подиумах, но и развесив. «Желательно, чтобы ковровый магазин находился в центральной части города, — уверяет Владимир Винников. — За дорогостоящей продукцией клиент далеко не поедет. Более того, многие заказчики либо живут, либо работают в центре Киева. Зачем им тратить время и силы на дальнюю поездку, к примеру, на ту же Троещину?»
Не обойтись в солидном магазине и без достойного освещения. И снова-таки — это дорого. Один прожектор стоит порядка $200, а их нужно никак не меньше десяти. Да и лампочки для прожекторов стоят $20 за штуку. На ремонте и обстановке магазина экономить также никак нельзя. Обстановка в магазине должна соответствовать статусу покупателей и ассортиментному ряду. Обойдется ремонт и обустройство магазина в сумму порядка $200 тыс.
Следует отметить, что наибольшую долю ассортимента стоит формировать из ковровых изделий классического стиля. Особенно если магазин открывается в столице. По наблюдениям продавцов магазинов, торгующих дорогостоящей продукцией, примерно 70% клиентов отдают предпочтение коврам классического направления, и лишь 30% — модерну. В регионах ситуация — с точностью до наоборот.
Устойчивым спросом на протяжении последних лет пользуются ковры овальной и круглой формы. Тем не менее, классическая прямоугольная форма всегда в фаворе. Формируя ассортимент, не стоит обходить стороной ковры оригинальные и нетрадиционные. Это могут быть ковры в стиле «модерн», с ассиметричными геометрическими рисунками. Но надо помнить и о клиентах, приобретающих ковры для офисов: их, по наблюдениям продавцов, около 10%. А в офисе традиционные ковровые цветочки-ягодки будут неуместны.
Также не лишним будет учесть тенденцию последнего пятилетия — переход на все натуральное. В связи с этой тенденцией наибольшей популярностью среди состоятельных украинцев пользуются натуральные шерстяные ковры с добавками шелка. А вот соотечественники победнее выбирают ковры, ориентируясь не на материалы, а на эксклюзивность изделий.
И ковровый бизнес, нацеленный на средний класс, организовать значительно проще. Помещение под магазин подбирается исходя из финансовых возможностей будущего владельца, главное в этом случае — чтобы место было бойкое. Идеальный вариант — разместиться неподалеку от мебельного салона. Можно ограничиться несколькими небольшими подиумами. На создание такого магазина достаточно будет и $50-60 тыс. Товар закупается на оставшиеся деньги (примерно $40 тыс.). Наценка магазина может колебаться от 30 до 60%.
Ковровые магазины, независимо от избранной ценовой категории, открывать желательно осенью. Поскольку именно осенью начинается высокий сезон. «Мы реализуем «теплый» товар, поэтому спросом он пользуется в холодное время года. Если человек, встав утром с кровати, опустил ноги на холодный пол, можно смело утверждать, что в ближайшее время он придет за ковриком, — уверяет Виктория Лобенко. — Летом спрос на продукцию значительно падает, иногда — до 50%».
По наблюдениям Владимира Винникова летом спрос действительно падает, но всего лишь на 20-30%. «Назвать точно месяц, когда происходит сезонный спад, сложно, поскольку все зависит от погоды. В этом году лето было ранним, и наши клиенты рано «улетели» на юг, — отмечает предприниматель. — Если бы лето было более холодным, то и снижение спроса было бы менее заметным».
Некоторые игроки, желая не понижать обороты продаж, летом предоставляют 50% скидки на всю продукцию. Это позволяет сохранить товарооборот продукции и получать неплохую прибыль.
Ковровая галантность
Острой конкурентной борьбы в этом бизнесе не наблюдается. Дорогу никто никому не перебегает, и цены на дорогостоящие ковры во всех магазинах примерно одинаковые. «Безусловно, магазины в городе есть, и с каждым годом их становится все больше, но работы хватает всем, — утверждает Антон Папаико, продавец-консультант донецкого салона «Ковры и гобелены».
Сказать, что операторы рынка сталкиваются на своем трудовом пути с какими-то глобальными проблемами, нельзя. «Мы четко следуем Закону «О защите прав потребителей». Более того, иногда идем на уступки и принимаем или меняем товар не только спустя положенные две недели. Я не могу сказать, что кто-то среди наших клиентов спекулирует этим», — говорит Владимир Винников.
Реклама ковровой продукции — дело сугубо индивидуальное. В основной своей массе игроки рынка стараются «засветиться» на выставках, кто-то разбавляет выставки рекламой в глянцевых изданиях, а кто-то просто старается угодить клиентам, дабы активно работало «сарафанное радио». «Реклама в изданиях нас приятно удивила. Мы размещали информацию как в модных специализированных журналах, так и в обычных ежедневных газетах. В итоге более активно сработали ежедневные газеты», — отметила Виктория Лобенко.
В ближайшие годы, по мнению ковровиков, рынок будет стабильно расти. Об этом свидетельствуют появляющиеся с завидным постоянством ковровые компании. Хотя до нашего северного соседа нам еще далеко. В России и компаний ковровых раза в три больше, и продукция реализуется значительно лучше. Поясняют эту ситуацию отечественные ковровики тем, что уровень жизни соседей выше, зима студенее — а это и есть основные предпосылки для успешного развития бизнеса.
ПАСПОРТ РЫНКА
Объем рынка: более $10 млн.
Количество участников: около 20 крупных
Рентабельность: 30-40%