Как открыть магазин приколов?
Как признались игроки рынка товаров для розыгрышей, в этой отрасли сегодня выгоднее открывать офф-лайн точку. В провинциальных городах этот рынок вообще не освоен. Что нужно, чтобы открыть магазин шуток и веселья?
«Хочу открыть магазин приколов в своем городе, где количество населения — 250 тыс. человек. Аналогичных точек продажи нет. Может ли эта затея выгореть?» — задался вопросом на бизнес-форуме пользователь с ником Returner. И к теме тут же присоединились другие желающие «поприкалываться». Как признались игроки рынка товаров для розыгрышей, сегодня онлайн-продажи занимают не более 5%. Но и эта небольшая доля приходится на жителей мегаполисов. Поскольку прежде чем прикупить себе на Хэллоуин, например, гнилую челюсть или бородавку, клиент обычный, средней ленивости, вначале их долго ощупывает и примеряет. И только если бородавка приживается как родная, в следующий раз он может все же сподобиться сделать заказ в сети.
Магазин приколов: Остаться с носом
Положение обязывает — таков первый принцип формирования товарной структуры магазина, торгующего шуточными вещицами. Близость к цирку обязывает, например, «Будинок клоунiв» торговать не только свиными рыльцами, но и обычными клоунскими носами. Впрочем, по наблюдениям Виктории Шинкаренко, администратора магазина «Будинок клоунiв», что бы ни было выложено на прилавке, взрослые киевляне и гости столицы все равно отдают предпочтение статусным вещицам — огромным пачкам прессованных денег, ксивам, дипломам с фотографиями знаменитостей и т.п. Видимо сказывается общая боязнь остаться с носом. Однако есть у обитателей столицы и одна компрометирующая слабость — подушки с сюрпризом, издающие неприличные звуки. Их, как утверждает Руслан Волынец, собственник магазина «Мир приколов», киевляне с радостью покупают в течение всего года, а не только по большим праздникам, как поросячьи пятаки.
Необычайно грозно на фоне столичных подушечек выглядит любимый товар регионов. По словам Сергея Тимошина, собственника донецкого магазина «Магазин улыбок», особым спросом в Донецке пользуются шокеры — устройства, бьющие током. Одесситы же зачастую предпочитают приспособления, бьющие исключительно по нижней чакре. У моря любят шутки интимного характера. «Есть товары, которые лично мне очень нравятся, а массовому потребителю — нет. Такие вещи, бывает, ждут своего покупателя по полгода», — рассказывает г-н Тимошенко.
Дорогие театральные костюмы ждут представителей шоу-бизнеса, а необычные товары-сюрпризы — ивенторов. Но потребитель, как обычно, хочет все и сразу. «Иногда сам предмет (прикол) заставляет придумать под него номер или подсказывает тему события, — говорит Татьяна Рыжая, руководитель отдела событийного маркетинга РА ТМА Draft Ukraine. — Но без доступных костюмов тоже не обойтись. Например, на одной из тематических вечеринок нам необходима была пара, изображающая секс-полицию на входе. Так для ее экипировки нам пришлось заглянуть даже в секс-шопы».
Впрочем, если вы хотите оказаться в меньшинстве, зайдите в секс-шоп и засмейтесь. Как рассказал Дмитрий Ткачук, собственник интернет-магазина Sex-style, в ассортименте магазинов интимных товаров секс-приколы (к которым, кстати, экипировка не относится) занимают не более 1%. «Заказывают их в основном для корпоративных мероприятий, — говорит Дмитрий, — частному же клиенту это не интересно». При этом клиентам магазинов смеха сексуальная тема отнюдь не чужда. И товаров-шуток в них просто не счесть. Начиная от статуэток и заканчивая все тем же нижним бельем (трусы автомобилиста, трусы в розочки и т.д), которое, по словам Руслана Волынца, вперемешку с медалями и сосками массово закупают к праздникам корпоративщики. В целом заказы от юридических лиц в структуре спроса занимают около 10-20%.
Лишь пятая часть подарков-розыгрышей, продаваемых в Украине, изготовлена в Европе. «Несмотря на то, что в Украине уже появились производители, которые выпускают, например, майки с приколами, — говорит Сергей Тимошин, — основная масса товара поступает в Украину из Китая, Тайваня и Индии». Что, конечно, не добавляет качества этим вещицам, зато здорово снижает цену на них. По наблюдениям «ВД», сегодня около 65% товаров для розыгрышей находится в нижнем ценовом сегменте — от 1 до 25 грн.
Магазин приколов: Клыки на полке
По мнению Руслана Волынца, оптимальная «ширина» ассортиментного ряда — 200 наименований. А необходимая площадь магазина — 10 кв. м. «Для того чтобы сегодня в Киеве открыть свой магазин товаров для розыгрышей, вполне достаточно $10 тыс., — делится Руслан. — Из них $5-6 тыс. идет на закупку товара, остальное — аренда и оборудование помещения».
Несколько другое мнение у Сергея Тимошина. По его словам, 200 товарных позиций — это ассортимент не оптимальный, а минимальный. «Для того чтобы клиент не ушел с пустыми руками, ему нужно предложить хотя бы 400-500 видов продукции, — уверен Сергей. — Хотя для начала может быть достаточно и половины». Что же касается помещения, то тут, по мнению собеседника, каких-либо ограничений нет. Площадь основного магазина Сергея — 50 кв. м, а открывающегося отдела при катке — всего четыре. Но это не мешает каждому из них выполнять свою прямую функцию — продавать улыбку.
Как заметила Виктория Шинкаренко, главное — правильно расположить товар. «У нас основной магазин — двухуровневый. На первом этаже находятся сувениры и недорогие приколы, а на втором — маски, парики и товары высшего ценового сегмента. Всего он занимает 60 кв. м», — говорит Виктория.
Однако все игроки сходятся в одном: важно не только разместить товар правильно, но и расположить к торговой точке покупателя. И сделать это, по мнению большинства, вполне под силу одному продавцу. Месячные затраты на которого, кстати, в зависимости от региона колеблются от $250 до $500. «Продавцу необходимо две-три недели стажировки, чтобы он как следует изучил продукцию, — считает г-н Волынец. — После этого срока уже можно делать выводы, сможет ли он продавать товары для шуток и розыгрышей».
Впрочем, продавать шуточные товары, а тем более создавать сеть, тоже нужно аккуратно. Потому что если шуток слишком много, то ни городу, ни продавцам зачастую не смешно. «Например, для такого города как Донецк вполне достаточно три-четыре магазина, для Киева — максимальная цифра — 10», — полагает Сергей Тимошин. Естественно, для территориальной единицы с населением в 250-500 тыс. с головой, и даже колпаком, хватает одной торговой точки. «Сегодня все, в том числе и крупные, города далеки от насыщения», — уверяют игроки. А значит, еще не одна резиновая яичница может быть спокойно съедена до того, как конкуренты наденут клыки подлиннее, а полицейскую форму покороче и уйдут в BTL.
Магазин приколов: Муха + конфета
Говорят, наибольшей популярностью среди детей младшего и среднего школьного возраста пользуется конфета с мухой внутри. В целом эта сладость чем-то напоминает и сами магазины товаров для розыгрышей, которые заодно с прикольной мухой почти всегда продают и традиционные удовольствия — cувениры, костюмы, технологические гаджеты и даже серьезную пиротехнику.
«Наш магазин состоит из двух отделов — приколов и пиротехники, — говорит Сергей Тимошин. — И хотя пик продаж товаров для розыгрышей приходится на праздники, спрос на них есть в течение всего года. Фейерверки же продаются в основном зимой. Но продаются настолько успешно, что иногда даже перекрывают годовую прибыль от товаров-приколов» (подробнее о выгодных феериях читайте «ВД» №51 за 2007 г. — «Земля — воздух»). Тем не менее Сергей не советует отказываться от ивента. Он сам, привлекая фрилансеров, с удовольствием берется за написание сценариев и организацию празд-ников. Правда, только если стоимость заказа превышает $500. Потому что BTL — это то смежное направление, которое даст возможность развиваться бизнесу и через пять, и через десять лет.
Согласна с Сергеем и Виктория Шин-каренко, ведь концепция ее магазина изначально предполагала организацию костюмированных праздников для детей. «Востребованность такой услуги подтолкнула нас четыре года назад к открытию в одном из районов Киева филиала «Будинка клоунiв», — вспоминает г-жа Шинкаренко. — И мы не прогадали, потому что жители этого района с удовольствием стали отмечать у нас детские дни рождения». Теперь, по словам собеседницы «ВД», можно сказать, что не магазин привлекает именинников, а именины стимулируют продажи. Поэтому для продажи ивент-услуг компания запускает даже масштабную рекламную кампанию.
Однако, несмотря на активную деятельность игроков, стоит отметить, что планы по открытию собственных новых магазинов или по развитию франчайзинговой сети они пока только вынашивают. «Если кто-то захочет по франчайзингу открыть магазин под вывеской «Магазин улыбок», я, скорее всего, против не буду, — говорит Сергей. — Но если честно, об этом серьезно не думал». А пока старожилы «забавного» рынка думают, что у новичков есть шанс всерьез заявить о себе. Да и средства для старта людям, обладающим чувством юмора и предпринимательской жилкой, покажутся смешными. Ведь сегодня достаточно сложно найти рынок, на который можно выйти всего лишь за $10 тыс.