Продажа эксклюзивного шоколада
Идеей продавать шоколад Янис Берзиньш, владелец Stendera ziepju fabrika, загорелся с подачи своей жены Зане. Во время одной из поездок по Европе она заглянула в бельгийский магазинчик, торговавший эксклюзивным шоколадом, и, по словам Яниса, буквально заболела идеей открыть в Латвии заведение, где можно не только отведать лакомств из шоколада, но и посмотреть, как они готовятся.
"Как и первый наш бизнес — мыло, этот тоже основан на наших чувствах и эмоциях. Мы судили по себе, старались создать такое местечко, в которое самим было бы приятно заглянуть",— говорит Янис Берзиньш.
Так совпало, что вскоре после возникновения идеи появилось и подходящее для ее реализации место — в Berga bazars. Уютный тихий дворик с собственной аурой как нельзя лучше подходил концепции шоколадного кафе. Интерьер Берзиньши решили выдержать в духе 1930-х — периода, вызывающего приятные ассоциации у латышского покупателя и живые эмоции у русского, тоже неравнодушного к эпохе черно-белого кино. Удовольствие — так одним словом можно было бы определить эмоциональную составляющую брэнда Emila Gustava Sokolade.
Плюсы и минусы эксклюзивного бизнеса
— Мы пока еще не придумали официальный слоган фирмы, но он может быть таким: "Побалуйте себя!". Шоколад вообще не относится к предметам первой необходимости, а наш шоколад — тем более. Я где-то читал описание того, как правильно смаковать лакомства. Так вот, на шоколад, как и на вино, надо сперва смотреть. Потом вдохнуть его аромат и попытаться мысленно представить вкус и лишь тогда откусить кусочек. Я пробовал этот метод, но он очень сложный и требует тренировок! — смеется Янис.— Самое сложное — сдержаться, чтобы сразу не набить рот шоколадом!
Нельзя сказать, что до появления Emila Gustava Sokolade эксклюзивный шоколад в Латвии никто не производил. Та же Laima выпускает шоколадные наборы конфет Ave Sol и Riga, сделанных вручную. Но эксклюзивный товар составляет все же ничтожную долю в ее товарообороте. Кое-что похожее на шоколад Эмиля Густава ввозится из-за рубежа.
На прилавках латвийских магазинов то и дело появляется очередной сорт дорогого шоколада — итальянского, французского, бельгийского. Однако приживаются немногие.
— Наш секрет в том, что мы продаем не только конфеты. Вместе с шоколадом мы продаем атмосферу. Один из самых больших бонусов, которые получает покупатель, — это продавщица, которая всегда улыбчива, привлекательна и может объяснить, подсказать. Продать атмосферу важнее и сложнее, чем изготовить саму конфету. Мы не гигантская фабрика, и если продавать только шоколад, бизнес не пойдет. Это все равно, что продавать "мерседес" без колес.
У такого подхода есть свои плюсы и минусы. Плюс: бизнес Берзиньшей пошел в Латвии — на рынке, который "шоколадно обделенным" не назовешь. Минус: такой бизнес трудно воспроизвести, экспортировать за рубеж. Ведь проследить за этой самой атмосферой во всех заграничных кафе и магазинах — непросто. Отрицательного опыта в этом плане у Берзиньша — целый чемодан. Та же продукция Stendera ziepju fabrika в Москве продавалась с грубыми нарушениями концепции фирмы.
— К экспансии за границу надо готовиться. Для меня позитивный пример — MacDonald's,— говорит он.— Да-да, его можно любить или ненавидеть. Но он смог добиться, что во всем мире в его заведениях продаются абсолютно идентичные продукты, и это потрясающе. За кажущейся простотой такой унификации стоит огромная работа. Говорят, что в инструкции для персонала подсчитано даже число шагов, которые продавец должен сделать, идя от кассы к раздаче и обратно. И это правильно, потому что человек, перенимающий франшизу, особенно если в сердце он художник, может начать менять все, что не оговорено в правилах, и в результате получается совсем другой магазин.
Есть еще одна причина, по которой Emila Gustava Sokolade остается пока чисто латвийским продуктом. Срок хранения конфет — не больше 10 дней, они практически не содержат консервантов, благодаря чему, собственно, и имеют столь нежный вкус. А чтобы везти товар за рубеж, надо либо продлевать срок его хранения минимум до полугода, ухудшая при этом вкус, либо вместе с магазинами продавать по франшизе и небольшие шоколадные фабрики. Берзиньш сейчас изучает финансовую выгодность второго варианта.
Не надо давить на "народность"
— Самое сложное, когда начинаешь бизнес, — неважно, делаешь ли ты гвозди или варишь шоколад, — найти профессионалов. У нас их практически нет! Да, в Латвии есть свои шоколадные производства, но это в основном конвейеры, где каждый работник выполняет свою функцию. В итоге он умеет дергать рычажок или давить на кнопочку, то есть знает только свою операцию. А нам нужны были люди, способные создать конфету от начала до конца.
Еще один критический, но неизбежный момент — у любой удачной бизнес-идеи тут же появляются последователи. Есть они и у Emila Gustava Sokolade. Янис Берзиньш знает своих конкурентов: одни завозят похожий товар из Бельгии, другие сами пытаются варить шоколад. "В Spice появился мистический магазинчик без названия, очень похожий на наш. По нашей информации, в Старой Риге скоро откроется магазин с производством шоколада",— перечисляет он.
Впервые столкнувшись с подобным явлением после открытия первых магазинов мыла, Берзиньш очень переживал. "Не понимаю, зачем копировать? Одно дело, когда на рынке появляется сильный конкурент с похожим товаром, но собственным стилем. Это пробуждает дух соревнования. Но когда появляется копия, да еще и ухудшенная, — это неприятно. Я даже готов пойти к ним, не для того чтобы ссориться, а чтобы подсказать, как можно сделать хорошо, но по-другому. Ведь есть 101 вариант такого бизнеса! Хотя, с другой стороны, я понимаю, что это слабые конкуренты, раз они не могут придумать собственный брэнд",— говорит бизнесмен. Защищать свои идеи в суде он пока не собирается. Во-первых, не уверен в латвийской судебной системе, перегруженной исками настолько, что процесс рискует затянуться на долгие годы. Во-вторых, подумав, он решил все же сосредоточиться на том, чтобы поставить на ноги свой бизнес.
Хотя шоколад и не самый "латвийский" продукт, однако традиции его употребления в нашей стране существуют давно. Однако Emila Gustava Sokolade не стремится разыгрывать "национальную" карту, делая ставку на патриотизм покупателей. К латвийскому колориту Берзиньш относится очень скептически.
— Мне кажется, что причина, по которой у многих наших компаний не идет бизнес, состоит именно в том, что они давят на эту самую "латышскость" — плетенки, глиняные изделия,— считает он.— Люди по-прежнему стараются продавать кружечки, стиль и дизайн которых не менялся сотни лет. Опомнитесь, это так не делается! У людей уже совсем другие запросы. Невозможно купить латгальскую глиняную кружку, она просто не впишется в интерьер! А они как однажды научились делать эти кружки, так и делают их, не понимая, что надо менять форму, дизайн. Пару дней назад я ехал в Вентспилс, на перекрестке у дороги торговали корзинами. Грустное зрелище! Тонкая, трудная работа. Но формы, формы!..
Берзиньш говорит, что с удовольствием покупал бы корзины не у китайцев в JYSK, а у наших местных производителей. Но его не устраивает дизайн, пригодный только для музея. — Ну наделайте вы этих корзин, поставьте в музей, чтобы детям было что показать, это важно и нужно помнить о своих корнях, но на них нельзя основывать бизнес. Мне возразят, что народные промыслы пользуются успехом у иностранцев. Но сходите в Старую Ригу — разве там есть что-то по-настоящему народное? Картинки из янтарной крошки, пластмасса с вплавленными в нее скорпионами, матрешки — вот что покупают иностранцы,— машет он рукой.— Для меня это очень болезненная тема. Мне жаль, что наши люди не могут изменить мышление. Нам часто для магазинов мыла предлагают такие вот изделия, скажем, мыльницы — в народном стиле. Я всегда отказываюсь.
"Время сникерсов позади!"
Сидя за элегантным столиком своего кафе, г-н Берзиньш потягивает апельсиновый сок, заедая его свежеприготовленной шоколадной конфетой, и выглядит абсолютно счастливым. Да и как иначе: он занимается любимым делом, продает товар, который сам очень любит, работает на себя, не подчиняясь ничьим требованиям.
Когда я делюсь с ним этими наблюдениями, он снова смеется: "Одно то, что не надо идти на поклон к сетевикам, это такой плюс для меня! Я в свое время был торговым агентом и хорошо знаю всю эту кухню. И точно не смог бы ее выдержать! Снимаю шляпу перед людьми, способными работать с сетями, идти к ним и униженно просить в прямом смысле этого слова. Для этого нужна фантастическая предприимчивость". Впрочем, сети для него воплощение не мирового зла, а исторического процесса.
— Каждому овощу свое время. Вспомните, как 10 лет назад улицы Тербатас и Барона были переполнены магазинчиками. Нельзя было найти ни одного свободного местечка, а главное, тогда казалось, что так оно всегда и будет. Но потом появились сети, и жизнь начала перетекать туда. А вот Швейцарии, скажем, уже идет обратный процесс — государство приплачивает предпринимателям, которые открывают собственные маленькие магазинчики. Им даже, кажется, покрывают половину арендной платы, потому что если нет этих магазинчиков, город теряет лицо.
Да уж, туристов не заманишь универмагами, их привлекают маленькие улочки, магазинчики с оригинальными товарами. "Может, и у нас так будет, посмотрим. Все ведь меняется,— задумчиво говорит Берзиньш.— Если бы мы появились с эксклюзивным товаром лет пять назад, такого успеха не было бы. Приятно, что люди теперь могут себе позволить купить не самое дешевое, а что-то подороже, чем можно насладиться. Время сникерсов позади, и это радует!"
---
Источник: