Как открыть продовольственный магазин?
Несмотря на активное строительство в городе супермаркетов, маленькие продуктовые лавки всегда будут ближе к покупателю, потому что они "рядом с домом". Продовольственный магазин открывают, продумывая на три шага вперед. В чем они заключаются?
Продовольственный магазин открывают, продумывая на три шага вперед
В Петербурге более 2 тысяч продовольственных магазинов. Несмотря на активное строительство в городе дискаунтов и супермаркетов, маленькие продуктовые лавки всегда будут ближе к покупателю, потому что они "рядом с домом". На это и делают ставку владельцы непрерывно открывающихся магазинов и магазинчиков, торгующих едой и питьем.
Шаг 1. Бизнес-идея
"Прежде всего необходимо определиться с бизнес-идеей — чем конкретно будет торговать магазин, какие услуги предоставлять, в чем его отличие от конкурентов, — рассказывает Андрей Попов, директор ООО "Криптон", владелец магазина "Продукты", в течение 7 лет успешно работающего в Калининском районе Петербурга. — Предприниматель должен четко представлять ассортимент будущего магазина, будет ли он торговать полуфабрикатами, мороженым, мясом или овощами. От этого во многом зависит, какое помещение и оборудование предстоит выбрать. Конкуренция на этом рынке большая, особенно со стороны крупных сетевых магазинов-дискаунтов. Выход — найти свою нишу, сделать упор на услуги, которые в соседних магазинах не предоставляют. Например, рядом с нашим магазином расположилась "Пятерочка". Но это не сильно сказалось на нашей торговле, поскольку мы работаем в той нише, которая невыгодна большому магазину. Это нужно серьезно обдумать и проанализировать. От этого во многом зависит успех в этом виде бизнеса".
Предприятие, занимающееся розничной продажей продовольственных товаров, может иметь любую форму собственности. Регистрация стандартна и займет от 2 недель до месяца.
Шаг 2. Помещение
Размер помещения может серьезно сказаться на этом виде бизнеса. Обязательно нужно посмотреть санитарные и строительные нормы и правила, в которых прописаны минимальные требования — наличие воды, отдельного помещения под моечную, разделочную. Отсюда формируется список подсобных помещений, который нужен для торговли тем или иным ассортиментом. Отсюда вытекает решение и о площади.
Обязательно нужно предусмотреть развитие, чтобы потом площадь помещения не мешала расширению или перепрофилированию. Например, предприниматель решил торговать молочными продуктами, но дело не пошло: в этом районе много школьников, и они хотят покупать мороженое. Нужно оставить себе запасной вариант, чтобы иметь возможность расширить ассортимент.
"Лично у меня, к сожалению, была иная ситуация. Я получил выгодное предложение для аренды помещения и стал заниматься тем ассортиментом, который возможно разместить в этом помещении: гастрономические и бакалейные товары, напитки, — рассказывает Андрей Попов. — Сейчас у меня помещение площадью 100 м2, из них 50 м2 отведено под торговый зал. Но магазину уже тесно на этой площади. Приходится работать без больших товарных запасов, и нет возможности расшириться, хотят такая потребность давно назрела. Это нужно было предусмотреть заранее".
В центральных районах города, в людных местах, в хорошем месте на аренду 100 м2 нужно примерно $2 тысячи в месяц.
Выбирая место, нужно проанализировать людские потоки, расположение метро и остановок общественного транспорта, какие торговые точки расположены поблизости и чем торгуют. "Если предлагают шикарное помещение, но там, где люди ходят редко, — грош цена такому помещению, — говорит Андрей Попов. — Но здание может стоять где-то во дворе, но на обозрении громаднейшего жилого массива, и тогда лучшего места для продуктового магазина желать не приходится".
Шаг 3. Оборудование
Оборудование — это основные затраты, которые придется сделать при открытии магазина.
На начальном этапе можно купить бывшее в употреблении оборудование, а по мере развития заменять его на новое.
При выборе оборудования нужно учесть "товарное соседство", например, мороженое не должно храниться в одном холодильнике с полуфабрикатами. Поэтому в этом случае придется купить как минимум два холодильника.
Надо посмотреть, нужна ли машинка для нарезки гастрономической продукции, ее производительность. Есть машинки, которые не могут работать непрерывно более 2 минут. Если покупателей много и каждый хочет получить нарезку, то покупать такой слайсер нерационально: вы либо не сможете обслужить всех покупателей, либо испортите оборудование. Всего на оборудование нужно примерно $11–12 тысяч.
Шаг 4. Выбор поставщиков
Очень внимательно нужно отнестись к выбору поставщиков. "Лучше самому подъехать к ним, познакомиться, посмотреть, насколько их фирма серьезна, что за помещение занимают, — говорит Андрей Попов. — Нужно иметь в виду, что если фирма-поставщик давно и стабильно работает, то она может оказать небольшое кредитование товара или дать товар с отсрочкой платежа, помочь с оборудованием, рекламным обеспечением. В свою очередь, предприниматель, который рассчитывает на такое сотрудничество, и сам должен проявить себя только с положительной стороны".
Важно, как быстро поставщик может доставить товар в магазин от момента заказа. Оптимально — на следующий день. Это позволяет не создавать больших товарных запасов в магазине и обеспечивать бесперебойное присутствие товара в ассортименте.
"Сейчас в ассортименте у нас около 3 тысяч позиций, — рассказывает Андрей Попов. — Рынок немного оживает, покупатели предпочитают купить продукцию подороже, но качественнее. Предпринимателю необходимо самому почувствовать своего покупателя, выслушать пожелания".
"Если постоянный покупатель пришел, а нужного продукта, который он привык покупать в магазине, в данный момент нет, то здесь есть две стороны — положительная и отрицательная, — считает Андрей Попов. — Во-первых, покупатель видит, что товар в магазине не залеживается, значит, тут все свеженькое. Но если он и во второй и в третий раз не получит нужного товара, то он, разумеется, может и разлюбить ваш магазин. Иногда бывает, что тот или иной товар просто забыли заказать, это, конечно, просчет".
Очень значительные перемены в спросе отмечаются в выходные дни, когда объем продаж падает почти наполовину. Зато накануне праздничных дней спрос возрастает.
"Перед большими праздниками (Новый год, 8 Марта) стараемся заказывать праздничный ассортимент уже за месяц. В последние 2 года есть тенденция, что спрос перед 23 Февраля и 8 Марта увеличивается с одинаковой интенсивностью. В течение нескольких лет была тенденция значительного снижения спроса на молочную продукцию и колбасу во время поста, но в этом году мы пока не ощутили никаких изменений". Спрос также зависит от времени года. Летом большой упор покупатели делают на напитки, зимой больше едят хлеба, колбасы, молочной продукции.
Шаг 5. Витрина и кадры
Внешний вид витрин — это тоже слагаемое успеха. "Недавно мы заменили раму в окне на новый стеклопакет размером 2х1,5 м. Моя идея — ничем его не загромождать, чтобы спешащие по улице люди могли снаружи заглянуть в магазин, возможно, у них сразу разыграется аппетит, — делится Андрей Попов. — Но иногда мы раскрашиваем окно, правда, так, чтобы оставался большой обзор. Мы нашли профессионального художника с интересным взглядом на мир, он делает уникальные рисунки гуашью в оригинальной технике".
Обязательно должна быть вывеска с режимом работы магазина и названием фирмы. На первоначальном этапе можно ограничиться простой вывеской на двери магазина и заказать рекламу типа "раскладушки".
"Я бы хотел обратить внимание на необходимость строгого соблюдения режима работы.
Покупатель должен твердо знать, что в указанное время магазин точно будет открыт. Если магазин все-таки необходимо закрыть, то не стоит вешать табличку "Откроется через 15 минут". Нужно четко написать, до какого времени, и желательно указать причину, чтобы люди понимали необходимость этого закрытия, если оно не регламентировано заранее".
"В нашем магазине работает семь человек — директор фирмы, бухгалтер, коммерческий директор, он же директор магазина, и четыре продавца. Уборщицу не стали нанимать, так как продавцы решили по очереди убирать помещение и делить ставку, — рассказывает Андрей Попов. — Я предпочитаю брать профессионалов, которые давно работают в торговле. Возраст претендента на работу для меня неважен, я смотрю на характер человека. Иногда приходит 18-летняя девушка, а ведет себя как старушка, спрашивает, сможет ли она посидеть за прилавком. Мне важно, чтобы человек был энергичен и полон желания работать. Очень приветствую, если претендент закончил училище или техникум".
Большая проблема в магазинах — появление мошенников и воров. "Например, посетитель просит у продавца разменять 500 рублей, в ходе обмена начинает махать руками, что-то кричать, запутывать продавца, а в результате нет ни той купюры, которую он просил разменять, ни тех денег, которые дал продавец. К таким проявлениям мошенничества надо готовить продавцов".
О тенденциях рынка розничной продуктовой торговли читайте в материале «Бизнес-план продовольственного магазина».