Зверская привлекательность: как открыть салон красоты для животных?
«Любовь без границ» к братьям нашим меньшим стоит дорого. А потому на ней всегда можно заработать. Начальный капитал для открытия салона красоты для животных - $8-10 тыс. Причем с каждым годом этот бизнес становится все более прибыльным.
Любовь к братьям нашим меньшим воистину не знает границ. Западного обывателя давно уже не шокируют истории о том, что сентиментальные толстосумы оставляют своему любимому мопсу миллионное наследство или организуют для безвременно почившей болонки пышные похороны. Персональные же “кадиллаки” для милой киски, отдельные апартаменты для морской свинки или вольер в полгектара для полюбившейся птички и вовсе воспринимаются как поднадоевшая обыденность. Но “любовь без границ”, как известно, стоит дорого. А потому на ней всегда можно заработать. И зарабатывают... И не только на Западе, но уже и на территории некогда великого и могучего. Причем, как показывает опыт первопроходцев, с каждым годом бизнес по уходу за животными становится все более прибыльным. А раз так, стоит присмотреться к нему внимательнее — возможно, это именно то дело, которое позволит любителям животных найти применение своим способностям и выгодно вложить капитал.
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ
Еще лет 10 назад услуги по груммингу воспринимались обывателем как баловство для элиты, в лучшем случае, — как необходимость для требующих тщательного и постоянного ухода “выставочных” кошек и собак. Со временем желание облагородить свою зверушку стали выказывать и “среднестатистические” владельцы животных. Сегодня такие услуги пользуются, несомненно, большим спросом, что подтверждается присутствием на рынке и многочисленных частников, работающих на дому. Профессионально предоставлением услуг по уходу за внешним видом животных занимаются некоторые ветеринарные клиники, питомники, региональные отделения кинологического союза. Правда, эти услуги не являются для них основной статьей дохода, а служат лишь приложением к основному виду деятельности. Специализированный же салон красоты для животных нам удалось отыскать лишь один — в столице (реализация возникшей пять лет назад, казалось, безумной идеи сейчас, по словам владельца салона, приносит неплохую прибыль).
Тем не менее можно утверждать: данный рынок услуг развивается весьма динамично, и не только на Западе. Ярчайший пример тому — российская практика: первый специализированный салон-парикмахерская для животных появился в Москве в 1995 г., в Санкт-Петербурге — около 6 лет назад. Сейчас в столице России успешно работают более десятка профессиональных салонов, в Санкт-Петербурге — 4.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ
Грумминг — полный цикл действий по уходу за животным, в зависимости от требований хозяина, может включать в себя: стрижку, мытье, сушку, расчесывание, подрезание когтей, чистку ушей.
Стриппинг — процедура по обработке шерсти спаниелей.
Тримминг — щипка шерсти (отмерших волос), которую обычно производят 2-4 раза в год, в зависимости от скорости ее роста.
Груммер — специалист по обработке шерсти собак, кошек, а по желанию клиента — морских свинок, кроликов, хомяков и прочей живности.
ОБЪЕКТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
Наиболее простой вариант — салон, который мог бы на официальной основе собрать под своей крышей нескольких опытных груммеров (возможно, со своим инструментарием), предоставив им в пользование специально оборудованное помещение. Таким может быть мини-салон на два рабочих места (помещение площадью 75 кв.м), мастера в котором работают по графику (через день), система оплаты — 30-35% выручки от объема предоставленных услуг. С учетом ежемесячных затрат (от $1,5 тыс.) общий период возврата вложений (от $8 тыс.) составит примерно 3 года.
Почти все известные нам профессиональные салоны работают по записи. На дом груммеры не выезжают.
Определяя график работы, помимо прочего следует исходить и из интересов тех клиентов, которые могут позволить себе обратиться в салон только во внерабочее время. Салон может работать без выходных до 20.00-21.00, мастера — через день либо в две смены.
Дополнительный доход может принести организованный при салоне магазин по продаже аксессуаров. Кроме того, как правило, такие заведения предоставляют услуги по пошиву одежды для домашних животных — попонки и комбинезоны пользуются особенно большим спросом в прохладное время года.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНВЕНТАРЬ И РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Минимум оборудования, необходимого для организации одного рабочего места салона, как правило, включает в себя: стол для грумминга стационарный (от $200, если делать под заказ у местных умельцев), мойка (от $200), фен (от $100), электрическая машинка для тримминга ($60-200), сменные ножи и лезвия к ней (от $15), ножницы, тримминговочные ножи (от $10), щетки, расчески (от $15). И, конечно же, специализированная косметика для животных: шампуни, бальзамы, кондиционеры, спреи, лосьоны.
Специализированное оборудование — гидравлические столы, сушильные камеры, профессиональные мойки и вытяжки для шерсти — некоторые российские салоны, расширяя свою деятельность, закупали по спецзаказу за рубежом. Салону же средней руки достаточно для начала наладить связи с представительствами зарубежных производителей в СНГ.
Не углубляясь в разнообразие ассортимента и не разделяя производителей по ценовым категориям, представим лишь перечень торговых марок, продукция под которыми, по оценкам московских дистрибуторов, пользуется наибольшим спросом.
Косметика:
Iv San Bernard (Италия);
#1 All Systems (Италия);
Shaws (Великобритания);
Bio-Groom (США);
Seven Seas (Великобритания);
“Биосфера” (Россия).
Щетки, расчески, сликеры, гребни:
Hindes (Великобритания);
IPTS (Голландия).
Электрические машинки, насадки к ним и фены для грумминга профессионалы предпочитают фирмы Oster (США).
С ЧЕГО НАЧАТЬ
По мнению практиков, перспективы данного бизнеса напрямую зависят от роста благосостояния населения. А потому, прежде чем принять решение об открытии салона-парикмахерской для животных, необходимо проанализировать, насколько благодатной является почва для существования этого бизнеса в вашем регионе, при этом учесть количество обитающих здесь “подопечных” и уровень обеспеченности их хозяев.
Помещение. Изначально важен вопрос выбора помещения. По словам владельцев подобных заведений, оно должно быть либо в собственности, либо в недорогой аренде, обязательно с телефонной связью.
Лучшее месторасположение — недалеко от центральных районов города, для большего удобства клиентов. Что касается разрешительных документов, необходимы согласования с пожарными, санэпидстанцией и региональным управлением ветеринарии. В остальном — обычная схема регистрации.
Персонал. В нашем случае количество сотрудников составляет 5 человек (без учета управляющего): 4 мастера грумминга, работающих по два в смену по схеме “через день”, и один ветеринар, в случае необходимости выполняющий также функции помощника мастеров.
Подыскивать мастеров придется через знакомых, возможно, по рекомендациям местных кинологических организаций. Естественно, никто не застрахован от ошибок. Окончательное решение о том, удовлетворяет ли вас и клиентов уровень квалификации мастера, придется принимать, лишь понаблюдав какое-то время за его работой. Никакого разрешения на деятельность мастерам-парикмахерам не требуется. Существуют, правда, частные курсы, по окончании которых мастеру грумминга выдается соответствующий сертификат. Лицензированным должен быть лишь врач-ветеринар, которого можно “посадить” на ставку. Мастеру по пошиву “одежды” можно платить процент от количества выполненных заказов, так как спрос на такие услуги меняется в зависимости от сезона (наплыв заказов начинается с сентября), содержать человека в штате не имеет смысла.
Первоначальные затраты. Начинающему салону вовсе не обязательно с первых дней существования позиционировать себя как “салон для обеспеченных клиентов”. В нашем случае затраты на аренду (от $750), ремонт помещения (от $1 тыс.), оборудование непосредственно рабочих мест (от $1,5 тыс.), комнаты ожидания для владельцев животных и кабинета директора салона (от $2 тыс.), по самым скромным меркам, “потянут” на $5,5 тыс. С учетом регистрации ($500), “заявления” о себе в специализированных и деловых печатных изданиях ($500) и затрат на необходимую косметическую продукцию первоначальные вложения составят не менее $8 тыс.
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ РАСХОДЫ
Помимо аренды помещения львиную долю средств таких салонов ежемесячно “съедают” шампуни, кондиционеры и другая специализированная косметика для животных. Кроме того, необходимо предусмотреть дополнительные расходы на машинки для стрижки, насадки, ножи — инструментарий, который со временем нужно обновлять. Плюс коммунальные платежи ($300) и реклама ($200-300). Итого расходы составят от $1,5 тыс. до $2 тыс. в месяц.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Наталия Коваленко (45),
владелец йоркширского терьера:
— Уже 5 лет я пользуюсь услугами по груммингу, которые предоставляет одна из киевских ветеринарных клиник. Моя собака — “выставочная”. Уходу за ее шерстью приходится уделять особенно много внимания, поскольку существует выставочная оценка животных по их внешнему виду. Бывали случаи, когда животных снимали с ринга из-за неправильной стрижки. Очень часто частники ленятся или просто не умеют тримминговать собаку, заменяя тримминг стрижкой под машинку. Судья это может заметить. Бывает, владелец собаки либо экономит деньги, либо просто не владеет знаниями о правильном уходе. Обращение в этом случае к непрофессионалу грозит тем, что собака получит заниженную оценку или же вообще будет снята с ринга.
Татьяна Славинская (34),
хозяйка колли:
— До недавних пор я считала, что платить за стрижку животного в салоне не имеет смысла. Пока собака была в “детском” возрасте, достаточно было моего ухода за ней. Когда же животное повзрослело, справляться с шерстью своими силами стало тяжело. Я решила обратиться к частному мастеру, которого мне порекомендовали знакомые. В результате животное получило психологическую травму — когда я узнала, какими методами пытались заставить мою собаку вести себя спокойнее, пришла в ужас. Когда же по прошествии полугода с опаской отвела собаку в специализированное заведение, поняла, что профессионализм мастера заключается не только во владении инструментом, но и в умении найти с животным “общий язык”.
РАЗГОВОР С ДИРЕКТОРОМ САЛОНА КРАСОТЫ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ
Светлана Колесникова (40),
директор салона “Братья меньшие”
— С какими сложностями вам пришлось столкнуться на первых порах существования салона?
— Прежде всего, с проблемой менталитета потенциальных клиентуров. В большинстве своем “наши” люди считают, что содержание домашнего животного сводится к его кормлению. Для минимального же ухода за питомцем, если таковой требуется вообще, можно, мол, обратиться и к частнику. И вопрос даже не в том, что услуги частников дешевле, зачастую хозяин животного просто не знаком с особенностями правильного ухода. Работникам салона пришлось долго “нарабатывать” клиентов. На первом этапе даже вывеска салона вызывала смех у проходящих мимо людей.
— Как вы подбирали мастеров?
— Найти хорошего специалиста проблематично, даже в большом городе. Наши работники проверены временем, прошли стажировку за рубежом, поскольку у нас в стране этой практики, к сожалению, нет. Но останавливаться на достигнутом нельзя — повышая свой профессионализм, мастера постоянно посещают выставки, следят за тенденциями парикмахерского искусства. Ведь раз в 3-4 года в стилях причесок и моде для животных тоже происходят изменения.
— Немного об особенностях работы салона.
— Салон обслуживает клиентов по записи, в две смены. Если раньше мы работали с 10.00 до 18.00, то сейчас открыты до 21.00. Это объясняется ростом количества наших клиентов. В штате 5 мастеров-парикмахеров, прошедших жесткий отбор, и 2 ветеринара — животные нуждаются в осмотре. Мы не берем на стрижки животных, страдающих кожными инфекционными болезнями. Поскольку у нас не лечебница, мы можем нести ответственность только за здоровое животное.
— Какие услуги предлагает ваш салон?
— Сейчас — весьма разнообразные. Хотя начинали мы со стрижки. Сегодня же делаем и эксклюзивные прически, и покраски, предлагаем услуги стоматолога. В помещении салона находится и небольшой магазин по продаже аксессуаров.
— Соблюдаются ли какие-либо формальности в оформлении заказа?
— В салоне есть карточки на постоянных “клиентов”, в которых мы отмечаем проделанные нами процедуры, указываем характеристики животного. К примеру, особенности структуры шерсти. В случае необходимости применения транквилизатора составляем документ о согласии на его применение хозяина животного. Правда, в нашем салоне транквилизаторы используются очень редко. Разве что по желанию иностранцев, привыкших к тому, что в зарубежных салонах такого профиля ряд процедур для животных принято делать под наркозом. Мы же пытаемся убедить людей в том, что стрижка их любимца не требует применения наркоза.
— От чего зависит стоимость услуги?
— От породы животного и сложности работы с ним, с его шерстью.
В свое время большое распространение получил кокер-спаниель. Считалось, что эта порода хороша для дома, для ребенка. Что не совсем соответствует действительности — собака требует тщательного ухода.Любимая порода мастеров — йоркширский терьер, поскольку этим собакам можно делать самые различные прически. Эксклюзивная стрижка этой модной дорогой собачки не дешева.
— Какое оборудование, инструментарий, косметические средства находятся в распоряжении ваших мастеров?
— Салон, к сожалению, оснащен не всем, чем нам хотелось бы. В ближайшее время мы планируем приобрести новые профессиональные фены для сушки собак, стоимость которых — от $400 до $1500. Существуют специальные ванны на подъемнике (наши мастера поднимают собак сами), гидравлические столы (у нас же — профессиональный, но стационарный). В помещении должны быть зеркала под определенным ракурсом, чтобы мастер, который стрижет собаку, мог видеть ее со всех сторон. Все это еще предстоит приобрести.
Что касается косметики, то перечень ее безумно велик. Более того, каждый месяц появляются новинки, которые необходимо отслеживать. Качественную косметику, отвечающую высоким требованиям, к тому же в необходимом объеме, приобрести не всегда легко. Производятся эти косметические средства в Италии, Америке и некоторых других странах. Поэтому закупку средств, на которые необходим сертификат качества, мы производим через московских дистрибуторов известных зарубежных фирм. Предпочитаем пользоваться продукцией Iv San Bernard.