Новая каста бизнеса. Как открыть бизнес в Индии
История успеха индийских предпринимателей Сачина и Бинни Бансалов была бы банальна в американской Кремниевой долине, где выпускники часто открывают свое дело. Но в Индии входной билет в бизнес достается молодым людям не так легко — кастовые ограничения действуют и по сей день
Сачин и Бинни не братья — они просто однофамильцы. Один происходит из семьи фермера, другой — из семьи госслужащего. Их родственники никогда не имели отношения к бизнесу. Тем не менее в 2007 г. молодые люди решили открыть небольшой интернет-магазин по продаже книг. Ради бизнеса они ушли из крупной компании Amazon India (подразделение Amazon.com Inc), где работали после университета. Потрясенные случившимся знакомые и родные решили, что Бансалы сошли с ума. «Нас отговаривали заниматься бизнесом. Никто не понимал, почему мы отказываемся от престижной работы», — смеется Бинни. «У нас была работа, и притом хорошая. Но и мечта была», — поддакивает Сачин.
Никто не верил, что молодым людям удастся извлечь крупные прибыли из бизнеса со стартовым капиталом в $10 000. Причем за пять лет. Однако сегодня аналитики оценивают капитал Flipkart.com, которую создали Бансалы, примерно в $400 млн.
Сумасшедшие однофамильцы
«Молодые аналитики из инвестфонда с самого начала посчитали наш бизнес интересным. Но их партнеры более зрелого возраста нас отвергли: решили, что два молодых человека не могут раскрутить бизнес», — рассказывает Бинни.
В Индии крупными предпринимателями и топ-менеджерами компаний традиционно становятся выходцы из семей бизнесменов или менеджеров. А тот, кто родился в семье специалиста или госслужащего, идет по стопам родителей. Его ждет участь рядового наемного сотрудника. Это явление — отголосок времен, когда профессия человека строго определялась кастой, к которой он принадлежал.
«Сначала мы вели бизнес из собственной комнаты, где стояло два компьютера», — рассказывает Сачин. Первый заказ они получили через 10 дней после создания сайта. Человек из штата Андхра-Прадеш решил купить у них книгу «Оставить
Начинать бизнес с нуля было сложно. «Немало времени ушло на то, чтобы убедить дистрибуторов и продавцов книг, что мы занимаемся серьезным бизнесом и у нашей компании есть будущее», — рассказывает Сачин. Только через полгода бизнес начал приносить прибыль. Полученные деньги предприниматели вложили в наем сотрудников и аренду нового, просторного офиса. «Полтора года мы жили без зарплаты, тратя наши сбережения и деньги, взятые в долг у родителей, которые нам очень помогали», — вспоминает Сачин.
Инвесторы сломались
Первый год компания Flipkart.com росла быстрыми темпами. Объем продаж удваивался поквартально. Этому немало способствовала система оплаты заказов наложенным платежом и включение все новых и новых названий в каталог книг. Flipkart.com быстро завоевала репутацию компании, где книголюбы могут найти все нужные книги.
Но, несмотря на звездный взлет, лишь немногие серьезные инвесторы обратились к Бансалам с предложением поддержать их проект. «Мы знали, что нам будет трудно привлечь венчурных капиталистов. На тот момент прошло всего два года, как мы закончили колледж. У нас почти не было опыта работы. Нужно было создать приличную базу клиентов, чтобы мы могли предъявить нечто реальное», — объясняет Бинни.
Инвесторы заинтересовались молодыми предпринимателями только в середине 2009 г. Вскоре Flipkart.com получила первый $1 млн из одного венчурного фонда. А еще через некоторое время американский венчурный фонд инвестировал в компанию $10 млн. «С этого момента наш бизнес стал стремительно расти, — констатирует Сачин. — Мы открыли множество офисов, наняли новый персонал и расширили каталог книг».
Новые идут
Помимо Бансалов яркими представителями новой касты предпринимателей можно назвать Самира Патила, бывшего партнера McКinsey, и Сушита Моханти, который ранее работал в Nasa и
По мнению Аджита Рангнекара, декана Индийской школы бизнеса (ISB), появление нового поколения предпринимателей было бы невозможно без реформ, проведенных в стране в 1991 г. Тогда Индия оказалась на грани дефолта. Реформы не поменяли принципиальных основ индийской экономики, но сделали ее более либеральной и открытой. «В Индии — такой, какой она была до 1991 г., — начать свое дело было крайне сложно. Нужны были груды лицензий и связи в правительстве. В Индии было мало не семейных компаний», — рассказывает он.
Большое влияние на формирование новой предпринимательской культуры в Индии оказало также бурное развитие сектора IT-аутсорсинга, добавляет Падмаджа Рупарел, президент общества Angel Investors, которое объединяет инвесторов, финансирующих новые проекты. И все же инвесторы до сих пор неохотно вкладывают деньги в новые проекты, признается Винарма Шастри, партнер консалтинговой компании
Но все аналитики сходятся в одном: следующее поколение индийских миллиардеров будет состоять из таких людей, как Сачин и Бинни.
Бернар Саймон
22.07.2011