Почему мы бы НЕ купили салон красоты?
Не так давно общался с человеком, друг которого приобрел сеть “парикмахерских” – слонов красоты в Москве. Результат покупки следующий: “Инвестор их содержит”. Так бывает не всегда с салонами красоты, но я объясню, почему мы бы не купили сеть салонов красоты и не использовали этот вид бизнеса для Совместной покупки действующего бизнеса. Объясним это на конкретном примере.
Вот типичное объявление, хотя и наиболее привлекательное из этой категории:
Продается салон красоты в Москве, центр. Место – первая линия домов, рядом метро и супермаркет. Стоимость – 6,5 млн.р. Площадь 145,1 кв.м. Аренда – 154 773 р./месяц. Срок аренды – 6 лет. Стоимость оборудования около 500 т.р. Новый ремонт. Все разрешения СЭС. Проводится рекламная компания (полностью оплачена). Кол-во работников: 16 человек. Финансовая часть: оборот около 900 т.р./мес., расходы около 600 т.р., соответственно, чистая прибыль около 300 т.р. Исходя из этого можно рассчитать срок окупаемости: 21 месяц (почти 2 года).
Теперь проанализируем этот бизнес по нашим критериям:
1. Собственность. Кроме оборудования на 500 т.р. иной собственности компания не имеет. Помещение находится в аренде. Несмотря на то, что договор прошел государственную регистрацию – это еще ни чего не гарантирует. Место нахождение бизнеса и сам бизнес может быть поставлен под вопрос недружественными действиями собственника. Кроме того, стоимость аренды достигает более 25% всех затрат. Оценка – минус.
2. Долги. Исходя из объявления, долгов у предприятия нет, есть некоторая дебиторка по рекламе. Оценка – плюс. Однако их и не может быть, поскольку мы не покупаем прежнее юридическое лицо, а только собственность.
3. Независимая оценка. Вполне может быть проведена независимая оценка оборудования и прав по договору аренды. Остальное не может быть оценено официально и является лишь предметом переговоров. Оценка – минус.
4. Основа бизнеса. Она есть – это желание людей достойно выглядеть и необходимость посещать для этого подобные организации. Оценка – плюс.
5. Потенциал. Данный рынок перенасыщен и потенциал для развития может быть только в случае выделения среди других за счет каких-то идей и особенностей, о которых ни чего не сказано. Вероятно, салон является стандартным салоном среди салонов того же уровня, пусть и достаточно высокого. Конкурентных преимуществ мало – только место расположение, которое и так временно. Оценка – минус.
6. Контроль процесса. Вот тут уже тонкое место. Выручка сильно зависит от честности и лояльности собственнику администраторов и работников. Если лояльности нет, то большая часть выручки будет идти “мимо кассы”, что не позволит собственнику получать прибыль на которую он рассчитывает. Есть три варианта решения проблемы: контролировать лично, поставить руководителя, которому действительно доверяете, не покупать такой бизнес. Оценка – минус.
7. Влияние на эффективность. Собственник, получив бизнес с уже заложенными параметрами сможет влиять на его эффективность крайне ограниченным количеством способов: вложение средств в рекламу, сокращение расходов, повышение цен. Оценка – минус.
8. Схема приобретения. Исходя из объявление – собственник предлагает юр.лицо со всеми вытекающими. Этот вариант неприемлем, поскольку компания может иметь скрытые долги, которые всплывают намного позже покупки. Оценка – минус.
9. Оборачиваемость средств. В этом виде бизнеса оборачиваемость средств достаточно высокая, как и практически в любом бизнесе, связанном с оказанием услуг. Оценка – плюс.
10. Окупаемость. Исходя из заявленных параметров – срок окупаемости и день, когда бизнес начнет приносить прибыль – 21 месяц. Это достаточно короткий срок, хотя для сферы услуг и не является приемлемым. Оценка – плюс.
Давайте подведем итоги:
Плюсы – 3 критерия. Минусы – 7 критериев. Как видите, уже этого достаточно, чтобы понять, что такой бизнес покупать крайне рискованно и он не является хорошим активом, который мог бы быть куплен нами в рамках Системы совместной покупки действующего бизнеса.
В отличие от салона красоты, приобретаемое нами предприятие по производству замороженных полуфабрикатов отвечает всем 10 критериям.